Водяное отопление своими руками

Оглавление: [скрыть ]

Конструктивные схемы систем водяного отопления различаются по следующим факторам:

  • Схема разводки водяного отопления может быть с верхней или нижней подводкой. Это зависит от места монтажа стояка, который подает горячую воду.
  • Двух- и однотрубные системы – по методу подсоединения нагревающих приборов к стоякам.
  • Схемы с вертикальными и горизонтальными стояками – по пространственному их расположению.
  • Системы отопления тупиковые и с однонаправленным движением жидкости в трубах – по схеме проводки магистралей.
  • По организации тока теплоносителя различают системы водяного отопления с естественной циркуляцией (они же гравитационные системы водяного отопления) и обогрев с принудительной циркуляцией.

Если вы хотите узнать, как сделать водяное отопление, то, прежде всего, должны изучить устройство водяного отопления.

Системы водяного отопления

1. При верхней разводке нагретая жидкость поступает по главному стояку в магистральный отопительный трубопровод, который монтируется обычно на чердаке, а оттуда разводится по стоякам к нагревательным приборам.

При нижней разводке нагретый теплоноситель из теплогенератора подается в магистральную трубу из подвала, а потом разводится по стоякам к радиаторам.

Важно!

Независимо от схемы водяного отопления, открытый расширительный бачок должен устанавливаться в высшей точке системы отопления – на чердаке.


2. Однотрубные системы водяного отопления не оснащаются обратными стояками. Нагретая вода, протекая через верхние радиаторы, остывает и идет обратно в стояки. В нижние батареи текут нагретая вода от стояка и уже остывшая из верхних радиаторов. Температура такой жидкости, конечно, ниже воды в батареях, установленных выше. Однотрубные системы монтируют по двум схемам. Первая: из стояка часть жидкости идет в верхние батареи, остальная поступает к радиаторам, установленным ниже. Давление воды регулируется кранами у каждого прибора.

Вторая система проточная, жидкость из стояка идет последовательно от верхнего радиатора по всем остальным. Существенные проблемы водяного отопления с такой схемой: нельзя ставить краны, так как перекрыв один, вы перекроете подачу воды во всех радиаторах. Нельзя регулировать показатели температуры в помещении.

Внимание!

Однотрубное водяное отопление гаража может монтироваться только в тех из них, которые имеют чердаки, т. е. для его работы нужна верхняя трубная разводка.

Двухтрубное водяное отопление в гаражах с подвалом должно быть с вертикальными стояками, разводка – можно и с верхними, и с нижними. Отопительная система делается гравитационная. В гаражах без подвала теплогенераторы монтируют или в нем же, или в отдельной бойлерной, сама система собирается только с разводкой верхнего типа.

3. Водяное отопление, схема с вертикальными стояками – батареи и нижнего, и верхнего этажей подключаются к единому стояку.

Система со стояками горизонтальными – к единому стояку подключены все батареи одного этажа. Такое водяное отопление своими руками обойдется вам дешевле, потребуется меньше труб.

4. К тупиковым относят схемы систем водяного отопления, в которых циркуляционные кольца не одинаковы по своей длине. Самое малое кольцо идет через стояк с наибольшей удаленностью от теплогенератора.

Системы водяного отопления с попутным током жидкости – те, в которых размер всех колец одинаков. Подобное устройство систем водяного отопления применимо только при использовании циркуляционного насоса. При этой схеме все стояки и радиаторы эксплуатируются в равных условиях – это облегчает регулировку системы отопления.

5. Выглядит водяное отопление с естественной циркуляцией так: нагретая жидкость, как наиболее легкая, течет вверх по главному стояку, поднимается в магистральный трубопровод, а из него через разводящие стояки в батареи. Отдавая тепловую энергию, вода становится тяжелой и через трубопровод обратки, который соединен со стояком, спускается вниз и поступает в котел, где своей массой выдавливает нагретую жидкость наверх, в главный стояк.

Рассказ про виды систем водяного отопления мы закончим кратким описанием принудительного обогрева. Тут все просто – циркуляцию теплоносителя в таких системах обеспечивают специальные водяные насосы.

Автоматическая система теплоснабжения

Рост требований к комфортной эксплуатации гаражей подразумевает современное водяное отопление, которое должно работать в автоматическом режиме.

Далее, мы расскажем о некоторых устройствах, входящих в состав современного отопительного оборудования.

Расширительный бак. Любая водяная система отопления обладает определенной вместимостью. Внутреннее давление в замкнутой системе, наполненной жидкостью, при увеличении температуры и стремлении теплоносителя к расширению, подскакивает. А повышение давления может превысить предел прочности некоторых элементов оборудования, что приведет к аварии. Поэтому в состав устройств вводится расширительный демпфер (бачок), а перед монтажом всего оборудования необходимо производить гидравлический расчет системы водяного отопления.

Демпфер исполняет несколько функций:

1. Прием дополнительного объема жидкости, полученного из-за ее теплового расширения, что сохраняет расчетное гидростатическое давление.

2. Восполнение объема теплоносителя при понижении его температуры или при небольшой утечке.

3. Удаление из демпфера открытого типа лишней воды в водосток при перенасыщении системы.

4. Сбор воздуха из нагревающейся в котле воды.

Существует два вида расширительных баков.

Демпфер открытого типа – бак, дно которого соединяется с трубопроводом системы отопления. Уровень воды в таком бачке зависит от ее объема в системе. Данная схема подключения водяного отопления предусматривает установку открытого бака в верхней точке отопления, на чердаке. Бачок открытого типа, производя монтаж системы водяного отопления, делайте по типовому чертежу из стали не менее 3 мм толщины. Снабдите его крышкой для осмотров и обязательно окрасьте, желательно теплоизоляционной краской.

Демпфер закрытого типа – герметичная емкость овальной или шарообразной формы. Внутри она разделена термостойкой мембраной на две камеры – жидкостную и воздушную. В воздушном секторе предусмотрен клапан, который при сильном увеличении давления стравливает наружу воздух и этим дает воде занять соответствующий объем бака. При дальнейшем увеличении давления мембрана, прогибаясь, выдавливает из бака следующий объем воздуха. Такая конструкция закрытых баков самая распространенная. Поэтому думая, как правильно сделать водяное отопление, поставьте такой прибор – не ошибетесь. Закрытый демпфер можно ставить в любой части обогревательной системы, но для компактности, установите его рядом с котлом. Объем расширительного бака вы вычислите, произведя расчет водяного отопления. Он будет зависеть от объемов жидкости в системе и мощности котла.

Конечно, закрытые демпферы намного лучше открытых, помните это, делая водяное отопление гаража своими руками. В них не происходит взаимодействия воды с воздухом, она не испаряется и не разъедает оборудование изнутри. Жидкость наружу не выливается и, наконец, закрытый бак можно ставить где угодно.

Воздушный клапан удаляет воздух из среды системы. Его пузырьки собираются в воздушную пробку и мешают циркуляции теплоносителя. Воздушный клапан автоматически такие пробки выводит из трубопровода. Более дорогостоящий, но и надежный вариант – монтаж водяного отопления с сепаратором – отделителем воздуха в комплекте с манометром, воздушным и предохранительным клапанами.

Насос. В системах принудительной циркуляции для тока жидкости нужен водяной насос для отопления. Его устройство несложное: корпус из чугуна, в котором размещен ротор с установленной на нем крыльчаткой. Их вращение заставляет воду перемещаться по системе отопления. Есть два вида циркуляционных насосов: с мокрым ротором и сухим. Смазываются подшипники насоса с ротором мокрого типа теплоносителем. Он же выступает охладителем. Для этого требуется непрерывный ток жидкости пропустить сквозь гильзу насоса. Поэтому вал насоса с мокрым ротором постоянно должен быть в горизонтальном положении.

Мотор насосов с сухим ротором не взаимодействует с теплоносителем. Такой тип устройств используется там, где надо производить циркуляцию жидкости в больших объемах. Подобные водяные насосы для отопления обладают большим КПД и мощностью.

Трубы. На строительных рынках реализуются трубы для водяного отопления трех основных видов: медные, стальные и пластиковые (полипропиленовые, полиэтиленовые, армированные внутри алюминием и металлопластиковые).

Стальные трубы наиболее распространены. Их главный недостаток – они не обладают стойкостью к коррозии, явный плюс – стоят совсем недорого. Установка водяного отопления на металлических трубах – процесс трудоемкий и сложный.

Пластиковые трубы удобно монтировать: они легкие, не ржавеют, обладают низким коэффициентом сопротивления, но стоят дороже стальных.

Медные трубы также не подвержены коррозии, но дороже всех остальных и довольно сложны в установке. Вряд ли стоит их рекомендовать под самодельное водяное отопление.

Разрабатывая проект отопления водяного, выбирайте вид труб, исходя из конкретных факторов: экономических, эксплуатационных, гидравлических и т. д.

Радиаторы и конвекторы отопления водяные

Выбирать отопительные приборы надо исходя из схемы монтажа водяного отопления, учитывая при этом их материал и технологические характеристики.

Традиционно в России водяное отопление для гаража да и для всех других построек ассоциируется с чугунными радиаторами. Их главные плюсы: долговечность, хорошая теплоотдача, стойкость к коррозии, устойчивость к высокому давлению и дешевизна.

Недостатки, которыми обладают чугунные батареи водяного отопления: трудоемкость установки, непрезентабельный внешний вид и сильная тепловая инерция. Поэтому их трудно регулировать термостатами без предварительного регулирования температуры теплоносителя в котлах.

Стальные радиаторы (панельные) не выдерживают высокого давления, но в гараже это и не нужно. Они имеют оптимальные цену и качество, хорошую теплоотдачу. Это оборудование обладает малой тепловой инерцией и спокойно регулируется термостатами.

Современные панельные радиаторы водяного отопления делятся на два вида: с нижним подключением и боковым. В устройства с нижним типом подключения встраиваются термостатические вентили, на них можно ставить терморегулятор для контроля температуры в помещении.

Радиаторы из алюминия объединяют в себе плюсы и минусы предыдущих видов батарей. У них хорошая теплоотдача, малый вес, они держат высокое давление. Но эти устройства дорогие и подвержены воздействию коррозии. Она усиливается при возникновении гальванических пар алюминия и присутствующих в воде металлов. Стоит сказать и о повышенной тепловой инерции, которую имеет алюминиевый водяной радиатор отопления. Поэтому хорошо подумайте, должна ли включать схема водяного отопления гаража такое оборудование.

Существует еще один, особый вид радиатора – конвекторы отопления водяные. Они состоят из стального корпуса, теплообменника, состоящего из обычно медных труб и пластин из алюминия, фильтра, вентилятора (если конвекция принудительная) и силового блока с пультом управления.

Эти агрегаты различны по размерам, виду, способу управления, конструкции, мощности. У них высокая теплоотдача, поэтому они идеальны для гаражей с автономными маломощными небольшими котельными.

Важно!

Эти радиаторы плохо справляются с гидравлическими ударами, поэтому гидравлика систем водяного отопления с их использованием должна быть очень хорошо просчитана.

Хороший конвектор отопления водяной с соответствующими показателями теплообмена, естественного или принудительного. Прибор, обладающий вентилятором, заметно эффективнее агрегата без такового. Есть несколько типов пластинчатых радиаторов: настенные, напольные, встраиваемые напольные. Наиболее актуальны для отопления гаража конвекторы отопления водяные настенные. Они достаточно компактны: не крадут пространства и хорошо защищены кожухом.

Котел – сердце отопительной системы

По функциональным возможностям классификация систем водяного отопления делит их на одно- и двухконтурные.

Одноконтурные котлы согревают только теплоноситель. За счет нескольких входов-выходов теплоносителя можно использовать дополнительные устройства: теплообменники, бойлеры, калориферы вентиляции, подключать узлы смешения и оборудовать водяное половое отопление и т. д.

Одноконтурный теплогенератор более надежен и удобен для применения его в гараже. Двухконтурные котлы, помимо согревания теплоносителя, греют и водопроводную воду, но из-за своей дороговизны в гаражах почти не используются.

Основной узел котла топки – камера, в которой сжигается топливо. По его типу, а соответственно, и типу котла различают следующие виды водяного отопления.

1. Твердотопливное отопление. Топливом для котла могут служить древесина, гранулы, брикеты, уголь. Современные теплогенераторы оборудуются колосниковыми решетками из чугуна, большими зольниками и регулирующими заслонками воздуха. Они позволяют варьировать скорость сгорания топлива. Конструкция топки позволяет развивать высокую мощность, а также обеспечивает полное прогорание дров. Тепло аккумулируется стенками всей водяной рубашки, поэтому дровяные котлы имеют высокую скорость нагрева воды. Водяное отопление на дровах целесообразней всего устраивать, если дом расположен загородом.

2. Газовое отопление. Наиболее традиционны для России и удобны при эксплуатации котлы на газе типа АГВ и АОГВ. Их производительность варьируется от 6 до 20 Мкал/ч, а площадь обогрева, соответственно, 60 и 150 м?, что с лихвой перекрывает параметры гаражей на две и три машины. Газ является самым дешевым видом топлива, поэтому это и самое экономное водяное отопление. По типу расположения котлы делятся на напольные и настенные. Современные настенные газовые теплогенераторы имеют мощность до 30 кВт. При их применении проблемы могут возникнуть вследствие падения давления газа в магистрали, а это ведет к постепенному выходу из строя узлов теплогенератора. Поэтому подумайте: может, принципиальная схема водяного отопления должна включать питание котла не от магистрали, а от газовых баллонов?

3. Электрическое водяное отопление. Рабочий элемент в электрических котлах – стальная топка с несколькими тэнами. Такие теплогенераторы очень компактны, выпускаются как в одно -, так и двухконтурном вариантах, им не нужны дымоходы, они обеспечивают плавную регулировку нагрева. Основной недостаток – электроводяное отопление не из самых дешевых.

4. Жидкотопливное отопление. Монтировать дизельные котлы надо в отдельном помещении с хорошей вытяжкой.

Внимание!

Вы должны отдавать себе отчет, перед тем как смонтировать водяное отопление на солярке, что оно требует большого запаса топлива. Его надо хранить в специальной емкости с соблюдением всех правил противопожарной безопасности.

Расход топлива можно посчитать по простейшей формуле: разделить максимальную мощность котла на десять. Примерно скажем, что для обогрева гаража площадью в 50 м? потребуется 1–1,5 тонны солярки на сезон.

Особняком стоят теплогенераторы, сочетающие в себе черты котла и печи. Таков, например, камин с водяным отоплением. Внутри этих промышленных изделий расположен котел с водяным контуром. а поверхность отдает в помещение тепло, как обычный камин или печь.

Приборы, регулирующие температуру

1. Современные котлы имеют на передней панели пульт управления. Нажимая кнопки, его можно включить или выключить. Котлу можно задать режим работы – экономичный, минимальный или усиленный.

Когда зимой владелец долго не пользуется гаражом, чтобы водяное отопление в гараже не промерзло, можно задать котлу поддерживающий режим. Он обеспечит температуру в +5? C. Усиленный режим необходим, когда гараж необходимо срочно прогреть.

Проверьте, пред тем как установить водяное отопление, имеет ли котел датчики критических проблем. Они блокируют систему в критических ситуациях. Например, если котел перегрелся или закончилось топливо, или внутреннее давление достигло угрожающих параметров.

2. Если вы хотите, чтобы принцип работы водяного отопления в вашем гараже был основан в первую очередь на комфорте, то для поддержания заданных параметров температуры воздуха в гараже необходимы терморегуляторы водяного отопления. Они имеют два элемента: термоголовку и регулирующий кран. Поворачивая термоголовку, вы задаете нужную температуру. Внутри нее расположен особый состав, который при увеличении температуры в гараже также увеличивается в объеме и давит на кран регулировки. Доступ теплоносителя в радиатор уменьшается.

По материалам сайта: http://www.vashgarazh.com