Внимание москвичей привлек необычный троллейбус, окрашенный в желто-голубой цвет

Он проехал по улицам столицы во главе колонны ретро-машин

Сегодня в 17:52, просмотров: 608

В минувшую субботу, 24 октября, внимание москвичей привлекло событие, доминантой которого стал объект, окрашенный в желто-голубые цвета. Нет, Украина здесь совершенно не причем. На улицах столицы состоялся парад ретро-троллейбусов, посвященный 82-й годовщине открытия троллейбусного движения в городе. Во главе колонны шел «супер-ветеран» ЯТБ-1, покрашенный в традиционные когда-то для таких машин цвета: голубой низ, желтый верх. Это единственный в мире действующий экземпляр «рогатых» машин советского производства, которые работали на линиях в довоенные годы. Раритет доставили из Петербурга специально для участия в нынешнем параде.

фото: Александр Добровольский

«Имя» четырехколесного раритета – ЯТБ-1 расшифровывается, как «ярославский троллейбус первой модели». Это второй по счету серийный вариант троллейбусов выпускавшихся в СССР. Завод в Ярославле собирал такие в 1936-1937 г. г. В общей сложности за это время успели изготовить около 450 штук. Ярославские «рогачи» работали на линиях в Москве вплоть до начала 1950-х, а в некоторых других городах и дольше. В последующем все эти машины были списаны и отправлены на утилизацию. Так что к нынешнему времени в Белокаменной не сохранилось ни одного такого троллейбуса.

Северной столице повезло в этом смысле больше. Там уцелело несколько экземпляров, приспособленных под сараи и бытовки. Один из таких «объектов недвижимости», находившийся на территории троллейбусного парка № 1, в 1970-е г. г. был по заказу киностудии «Ленфильм» отреставрирован. «Поставленная на колеса» старая пассажирская машина снялась в нескольких фильмах: «Рожденная революцией», «Блокада», «Записки мертвого человека». Однако этой последней киноэпопеи ЯТБ не суждено было пережить: на съемках «Записок. » уникальный экземпляр принесли в жертву художественному режиссерскому замыслу и сожгли перед объективом кинокамеры.


Любители старой пассажирской техники горевали по поводу такой утраты, однако на их счастье годы спустя удалось все-таки обнаружить еще один чудом уцелевший ЯТБ. В 1996-м на одном из садовых участков под Петербургом был найден сарай, сделанный из кузова довоенного троллейбуса.

Следопыты, наткнувшись на такое сокровище, по сохранившейся характерной раме с тремя продольными швеллерами определили, что перед ними именно ЯТБ-1. Кроме того обнаружилось и клеймо на швеллере рамы: «1936». Удалось даже внести некоторую ясность в последний этап биографии четырехколесного раритета. В его кабине поисковики увидели двойной комплект педалей, – это говорит о том, что под конец своей трудовой жизни «рогатый» использовался в качестве учебной машины в одном из троллейбусных парков.

Реликвию перевезли в Петербург. Долгое время шла реставрация. В итоге удалось полностью возродить уникальную ретро-машину, по сохранившимся следам восстановлены даже «штатные» надписи на перегородке водительской кабины. Сейчас этот ЯТБ-1 является одной из жемчужин коллекции музея транспорта, созданного петербургским ГУП «Горэлектротранс». Время от времени он выезжает и на улицы – для участия в парадах ретро-техники, для киносъемок.

А в нынешние октябрьские дни ветерану довелось совершить небывало дальнее путешествие. Питерцы предоставили свой самый «пожилой» троллейбус коллегам – московским транспортникам для участия в очередном параде старой техники. Путь между двумя столицами «дедушка» благополучно преодолел на трейлере. В Белокаменной почетного гостя «поселили» в Филевском автобусно-троллейбусном парке. А в субботу 79-летняя машина прошла во главе парадной колонны из десяти ретро-троллейбусов по московским магистралям от ул. Дениса Давыдова, по Кутузовскому проспекту и Садовому кольцу до Фрунзенской набережной. Управлял ЯТБ-1 Алексей Гонтарев – человек, который долгие годы занимается его восстановлением и поддержанием в хорошей «физической форме».

Знатоки истории транспорта считают, что конструкция ЯТБ-1 была скопирована с западных аналогов. «Исходным материалом» послужили два британских троллейбуса, которые были закуплены у англичан осенью 1935 года, во время командировки в Великобританию главного конструктора Ярославского автомобильного завода В. Осепчугова.

фото: Александр Добровольский

Тогда же, осенью 1935-го, на ЯГАЗе создали специальное КБ, которое и занималось разработкой конструкции нового советского троллейбуса. Вскоре на основе этих разработок заводчане взялись за изготовление опытной машины .

Поначалу считалось, что на ЯГАЗе, который специализировался в ту пору на выпуске грузовиков и автобусов, должны выполнить лишь опытно-конструкторские работы, а серийное производство новых троллейбусов будет развернуто где-то в другом месте. Однако весной 1936 года свое веское слово сказал тогдашний «хозяин отрасли» – нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе: «Будем выпускать такие машины на Ярославском автомобильном!» В духе времени перед заводчанами сразу же поставили запредельные планы. Спущенные им «сверху» директивы гласили: освоить выпуск пассажирских электромашин требуется в течение ближайших 2,5 месяцев. Спровоцированный «товарищами из Кремля» аврал привел к тому, что серийное производство троллейбусов в Ярославле начали, даже не завершив еще испытаний опытного ходового образца.

Троллейбусы ЯТБ-1 – впрочем как и почти все другие образцы городского пассажирского транспорта довоенной поры, были наполовину деревянными. По причине острой нехватки металла в Стране Советов их кузова собирали из деревянных элементов, обшивая снаружи железными листами, а изнутри – фанерой. В итоге получалась конструкция не только склонная явственно поскрипывать на ходу, но и чрезвычайно тяжелая: около трех тонн. Для такой «избы на колесах» пришлось спроектировать и изготавливать мощную раму, которую клепали на заводе из швеллеров.

фото: Александр Добровольский

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в конструкции ЯТБ было предусмотрено немало удивительных по тем временам новшеств. Например, «дворник» на лобовом стекле, распашные двустворчатые двери салона (правда, ширина их по современным меркам совсем маленькая – всего 75 см), специальный компрессор, работавший от отдельного электромотора и используемый для привода тормозов, управления дверьми и даже для накачки шин.

Первый серийный ЯТБ был готов 25 июля 1936 года. Его дебют на московской линии состоялся 5 августа.

Помимо Москвы такие троллейбусы поставлялись впоследствии и в некоторые другие крупные города страны, где вслед за столицей открывалось троллейбусное движение. 21 октября 1936-го «рогатые» пошли по улицам Ленинграда, следующим троллейбусным городом стал Киев, потом были Ростов-на-Дону, Тбилиси, Харьков, Баку, Донецк. (К слову сказать, мало кто знает, что имевшиеся к началу войны в этом городе несколько ЯТБ-1 использовали и немцы после его захвата: ярославские электро-машины обслуживали пассажирскую линию, устроенную оккупантами).

Во время Великой Отечественной большинство троллейбусов ЯТБ из Москвы эвакуировали, а оставшиеся в значительной части своей использовались в качестве грузовых машин. Один из «электрических ярославцев» со снятыми сидениями и дверями специализировался на перевозке стреляных гильз от зенитных снарядов.

По материалам сайта: http://www.mk.ru