Сервис Отслеживать:

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей

Павел ГАМАНЬКОВ, фото автора и компаний-производителей

Мало кто задумывается, что на 2/3 территории России холодных дней в году заметно больше, чем теплых. И водителям чаще приходится обогревать салон своего автомобиля, нежели его охлаждать. Именно поэтому многие автовладельцы сегодня устанавливают в своих грузовиках дополнительные автономные отопители.

Размеры жидкостных отопителей для умеренного климата практически не отличаются от «фенов»

Покупка автономного автомобильного отопителя, его установка, обслуживание и ремонт стоят не дешево. К примеру, приобретение жидкостного отопителя Webasto, без учета стоимости монтажа, дополнительных патрубков, отдельного топливного бака и т.д. может обойтись клиенту более чем в 55 000 рублей. Стоит ли овчинка выделки?

Взаимосвязь

Многие водители относятся к «автономкам» с некоторым недоверием и по старинке обогревают салон автомобиля штатной системой отопления. Но забывают при этом, что автономный отопитель заметно снижает потребление топлива и смазочных материалов за счет отказа от прогрева ДВС на холостом ходу. И за год можно сэкономить сотни литров топлива. Так выделки «овчинка», безусловно, стоит. Кроме того, снижается износ двигателя, исключается «холодный» пуск силового агрегата, что в дальнейшем позволяет снизить затраты на его ремонт.

Еще одним немаловажным плюсом отопителей можно считать то, что в любое время года водитель начинает движение на автомобиле с полностью оттаявшими и незапотевшими стеклами, «мягкими» стеклоочистителями. А благодаря этим факторам снижается вероятность ДТП и мелких царапин.

Современные отопители могут эффективно работать при любых углах наклона. Прежде они устанавливались строго горизонтально


Автономные отопители оборудованы собственной выхлопной системой с глушителем

Отечественные грузовики часто комплектуются отопителями, закрепленными на раме за кабиной

Более того, бывают случаи, когда без автономного обогревателя не обойтись. Например, в большинстве стран Еврозоны установка «автономки» на некоторые виды грузовой и специальной техники обязательна. На стоянках и паркингах запрещено стоять, а тем более ночевать в кабине, с работающим двигателем внутреннего сгорания. За подобное нарушение владельца автомобиля могут оштрафовать на нешуточную сумму. Такие требования обусловлены желанием европейских властей ограничить выброс вредных веществ в атмосферу, а также снизить уровень шума. Поэтому, если ваша машина «ходит» за пределы Российской Федерации, то без установки автономного отопителя не обойтись.

Другой случай применения обогревателя — развозные цельнометаллические фургоны, которые двигаются по городу с частыми остановками на погрузку/разгрузку товара. При таком режиме работы салон просто не успевает прогреться при помощи штатной системой отопления.

Обогреватели часто используются и для отопления грузового отсека при перевозке чувствительных к холоду грузов, а также салона пассажирского автобуса, кареты «скорой помощи».

Виды отопителей

Со случаями применения автономных автомобильных отопителей мы разобрались. Теперь дело за малым — выбрать какой именно тип обогревателя идеально подойдет для вашего региона и условий эксплуатации автомобиля. Автономные обогреватели можно условно поделить на две основные группы: сухие воздушные отопители (фены) и жидкостные (предпусковые). Те и другие предназначены для обогрева салона, но при этом существенно отличаются по конструкции, принципу действия, имеют свои плюсы и недостатки, особенности эксплуатации.

Воздушные отопители более компактны и легко монтируются на автомобиле

Сухие воздушные отопители используются непосредственно для обогрева салона и, в отличие от жидкостных, не имеют дополнительных функций. Их не случайно называют фенами, поскольку принцип работы воздушного отопителя схож со всем знакомым бытовым прибором. В них на вход поступает холодный воздух, который, пройдя через систему отопителя, выходит с другой стороны уже горячим.

Воздушный отопитель представляет собой котел, в котором происходит сгорание топлива и, соответственно, выделение тепла. Сам «фен», как правило, устанавливается внутри отапливаемого отсека. Но для того, чтобы угарные газы не попадали в салон, камера сгорания выполнена герметичной, а патрубки подачи воздуха и вывода отработанных газов отведены на улицу. Подача топлива может осуществляться как из основного бака автомобиля по специальным трубкам-удлинителям, так и из отдельного бачка, установленного специально для питания обогревателя.

Для управления автономным отопителем используют регулятор температуры, который обычно поставляется в комплекте с печкой. Система сама отслеживает температуру в салоне и при необходимости снижает обороты вентилятора. Если отапливаемый отсек начинает остывать, обороты вновь увеличиваются. Интересно, что в современных отопителях вентилятор практически не останавливается, а только изменяет обороты. Это сделано для плавного изменения уровня шума, чтобы не разбудить водителя резко включившимся вентилятором.

Современные отопители комплектуются пультами дистанционного управления

Ощутимый плюс воздушного отопителя — практически полное отсутствие ограничений в продолжительности использования, фен может работать буквально сутками. Не «убивая» при этом аккумуляторы, и потребляя минимальное количество топлива. Летом многие отопители могут использоваться в качестве вентилятора, продувая воздух через салон. Из других плюсов воздушного отопителя можно отметить простоту конструкции, легкость монтажа и относительно невысокую стоимость устройства. К недостаткам же можно отнести уменьшение влажности воздуха в кабине при длительной работе.

Совсем другая ситуация с жидкостными отопителями. Они и стоят дороже, и монтируются гораздо сложнее. Но игра стоит свеч, ведь подобные «автономки» решают сразу две задачи — поддержание температуры в салоне и предпусковой прогрев двигателя.

Конструкция жидкостного отопителя (Eberspacher Hydronic)

Как правило, жидкостные подогреватели устанавливаются в моторном отсеке и соединяются с контуром охлаждающей системы транспортного средства. Топливная система подключается к прямому или обратному топливопроводу, электрические компоненты — к бортовой сети.

После запуска отопитель нагревает жидкость в охлаждающем контуре, прокачивает ее отдельным насосом через двигатель и радиатор штатного отопителя до запуска двигателя. А когда жидкость в контуре достигает пороговой температуры, вентилятор штатного отопителя автоматически включается и начинает прогревать кабину/салон. Ориентируясь на показания датчика температуры жидкости, отопитель сам регулирует интенсивность прокачки антифриза и скорость работы вентилятора.

Запуск предпускового отопителя может осуществляться как вручную, так и автоматически в заданный день и час. Часто подобные устройства комплектуются приборами дистанционного управления, позволяющими включить «автономку» с расстояния в 500-1000 метров.

Механический таймер жидкостного отопителя

Чтобы не запутаться в многообразии автомобильных «автономок», выше мы умышленно обсуждали лишь основные принципиальные отличия работы сухих и жидкостных отопителей. Но, справедливости ради, к сложившейся картине надо добавить еще несколько штрихов, ведь автономные обогреватели имеют массу других отличий.

Понятно, что в зависимости от объема салона автомобиля и температуры за бортом могут устанавливаться отопители различной мощности и производительности. Но, кроме этого, на машинах разных классов может отличаться бортовое напряжение. Если на КАМАЗ ставится обогреватель с напряжением 24 В, то, например, для ГАЗели или американского «капотника» подойдет только 12-вольтовый агрегат. Как альтернатива – в линейке многих производителей «автономок» есть отопители с возможностью переключения питания на 12 и 24 В.

Автомобили разных классов могут работать на различных видах топлива. Соответственно, и отопители могут быть как дизельные, так и бензиновые. Есть и третий вариант – отопители на газовом топливе. Такие часто устанавливают на автомобили, «переведенные» на пропан. Основное преимущество газовых отопителей в том, что они могут работать вообще без подключения к аккумуляторным батареям. Поэтому газовые «автономки» часто устанавливают еще и на машины с дизельными моторами, которые по специфике эксплуатации длительное время нуждаются в прогреве.

Взвесить решение

Автономный отопитель — удовольствие не из дешевых. Поэтому перед покупкой и установкой подобного оборудования необходимо учесть все «за» и «против», а уж только потом выбирать необходимую вам модель отопителя.

Стоит помнить, что воздушный отопитель имеет меньшие размеры, прост в установке и обслуживании. Фен практически беззвучен в работе. Мелкий ремонт можно выполнить своими силами. Но он способен прогреть только салон автомобиля.

Жидкостный предпусковой отопитель дороже, а его грамотная установка и ремонт под силу только профессионалам. Как правило, такая «автономка» расходует больше топлива и электроэнергии в сравнении с сухим отопителем. Но все эти неудобства с лихвой компенсируются возможностью легкого запуска силового агрегата в любые морозы.

По материалам сайта: http://www.mirtransporta.ru