Автономная система отопления

E70, E90, E91, E92, E93

Введение

Автономная система отопления (производства фирмы Webasto) впервые будет использоваться на автомобилях серий E90, E91 с 09/2005. Автономная система отопления включает автономный/дополнительный отопитель со всеми сопутствующими компонентами, а также систему питания.

Автономная система отопления интегрирована в IHKA.

> E70: система отопления и кондиционирования с водяной регулировкой

> E90, E91, E92, E93: система отопления и кондиционирования с регулировкой воздуха


Автономная система отопления является элементом дополнительного оборудования (SA 536).

Центром нового автономного/дополнительного отопителя является горелка Вентури. Использование ее позволяет значительно оптимизировать весь процесс сгорания по сравнению с прежними горелками.

Преимущества нового автономного/дополнительного отопителя по сравнению с блоками, использовавшимися на автомобилях BMW прежде:

- ускоренный пуск и отключение

- ускоренная стабилизация процесса сгорания

(благодаря чему можно быстрее достигнуть максимальной мощности обогрева(5 кВт)

- уменьшение массы автономного/дополнительного отопителя прим. на 20 %

- автономная система отопления занимает прим. на 30 % меньше места.

Краткое описание узла

Автономная система отопления получает сигналы от следующих узлов:

- Пульт дистанционного запуска

Пульт дистанционного запуска передает сигнал на включение/выключение автономной системы отопления на блок управления CAS.

- Датчик температуры в контуре автономной системы отопления

Датчик температуры в автономном/дополнительном отопителе регистрирует температуру в контуре системы отопления. Сигнал обрабатывается в блоке управления автономного/дополнительного отопителя, Блок управления использует его в управлении режимами частичной и полной нагрузки, а также паузой для регулировки.

- Датчик температуры функции защиты от перегрева

Датчик температуры в автономном/дополнительном отопителе регистрирует рабочую температуру. Функция защиты от перегрузки предохраняет автономный/дополнительный отопитель от недопустимо высоких рабочих температур.

В работе автономной системы отопления участвуют следующие блоки управления:

- Панель управления IHKA и блок управления IHKA

Панель управления IHKA и блок управления IHKA объединены в один узел.

Блок управления IHKA подсоединен к шине K-CAN и шине LIN.

Блок управления IHKA передает все команды для автономного отопления в виде сообщений по шинам K-CAN и LIN.

На дисплее работа автономного отопления отображается мигающим значком.

При включенном контакте R и выше во время работы автономного отопления на панели управления IHKA можно выставить температуру для автономного отопителя. Установленное значение температуры отображается на дисплее панели управления IHKA.

- JBE: электронный блок управления (JBE)

Блок управления JBE является составной частью электронно-управляемого токораспределителя. Электронно-управляемый токораспределитель состоит из электронного блока управления JBE и токораспределителя. Токораспределитель обеспечивает питанием автономный/дополнительный отопитель.

Блок управления JBE соединен с системой шин через шину K-CAN.

> E70

Примечание: JBE управляет водяным клапаном для дозации охлаждающей жидкости, поступающий к теплообменнику отопителя.

Электромагнитный водяной клапан дозирует подачу охлаждающей жидкости к теплообменнику отопителя по мере необходимости. Тем самым задается температура воздуха для нагрева салона автомобиля.

При автоматическом климат-контроле с раздельной регулировкой параметров для сторон водителя и переднего пассажира устанавливается сдвоенный водяной клапан в связи с тем, что теплообменник отопителя разделен на левую и правую части.

Примечание: Блок управления JBE управляет водяным клапаном и дополнительным насосом охлаждающей жидкости.

Водяной клапан управляет подачей жидкости к автономному отопителю либо из подводящего трубопровода радиатора, либо из обратного трубопровода теплообменника отопителя.

На E70 подачей жидкости к автономному отопителю управляет переключающий клапан.

Управление осуществляется по команде блока управления IHKA, передаваемой по шине K-CAN.

- CAS: система доступа в автомобиль

Приемник дистанционного запуска принимает радиосигналы с пульта дистанционного запуска и передает их дальше на блок управления CAS. Блок управления CAS передает сообщение по шине K-CAN.

Путь сигнала: Пульт дистанционного запуска -> антенна дистанционного запуска -> приемник дистанционного запуска -> прямой провод -> CAS -> K-CAN -> блок управления IHKA -> шина LIN -> блок управления SHZH

- DME/DDE: Цифровая электронная система управления двигателем (DME)/цифровая электронная система управления дизельным двигателем (DDE)

От DME/DDE поступает сообщение на включение/выключение водяного клапана. Включение и выключение водяного или переключающего клапана зависит от температуры охлаждающей жидкости.

- M-ASK / CCC / CHAMP: контроллер мультиаудиосистемы / Car Communication Computer / мультимедийная платформа

В M-ASK / CCC / CHAMP (мультимедийная платформа: CHAMP; Central Head Unit and Multimedia Platform) обрабатываются сигналы контроллера по выбору меню.

- CON и CID: контроллер и центральный информационный дисплей

Режим автономного отопления выбирается на центральном информационном дисплее и активизируется с помощью контроллера.

Предусмотрены следующие возможности выбора: прямое включение или программирование с помощью таймера

Примечание: Активизация режима автономного отопления с помощью радиоприемника BMW Professional

Если центральный информационный дисплей не установлен, режим автономного отопления можно активизировать также с помощью SA 663 "Радиоприемник BMW Professional".

Предусмотрены следующие возможности выбора: прямое включение или программирование с помощью таймера

- KOMBI: комбинация приборов

Комбинация приборов передает значение температуры наружного воздуха и указание времени в виде сообщения по шине K-CAN. Комбинация приборов управляет функцией таймеров в случае программирования времени включения.

Активизируются следующие узлы:

- SHZH: Автономный/дополнительный отопитель

В автономный/дополнительный отопитель встроен блок управления. Блок управления SHZH управляет и контролирует режим автономного отопления. Блок управления SHZH активизируется сигналом по шине LIN от блока управления IHKA.

- Дозирующий насос

Дозирующий насос снабжает автономный/дополнительный отопитель топливом (дизельным или бензином). Дозирующие насос активизируется непосредственно блоком управления SHZH. Дозирующий насос установлен в непосредственной близости от топливного бака на днище автомобиля.

Примечание: автономный отопитель с новым дозирующим насосом на E90, E91 с дизельным двигателем

С 09/2006 на автомобилях с дизельным двигателем устанавливается дополнительный/автономный отопитель с новым дозирующим насосом. В автономном отопителе появился дополнительный клапан. Этот клапан препятствует неподконтрольной инерционной подаче дизельного топлива в камеру сгорания (вызванной, например, тепловым расширением топлива). Дозирующий насос был адаптирован соответствующим образом.

Поэтому при замене "старого" автономного отопителя (до 09/2006 без дополнительного клапана) "новым" автономным отопителем (с 09/2006 с дополнительным клапаном) необходимо также заменить дозирующий насос.

Если заменяется только дозирующий насос, то необходимо учесть номер детали (дозирующий насос для автономных отопителей без дополнительного клапана или дозирующий насос для автономных отопителей с дополнительным клапаном).

- Дополнительный насос охлаждающей жидкости

Дополнительный насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения необходимого объема охлаждающей жидкости в контуре системы отопления при низкой частоте вращения коленвала и/или в режиме автономного отопления.

Дополнительный насос охлаждающей жидкости активизируется блоком управления JBE. Блок управления IHKA передает сигнал на включение/выключение дополнительного насоса охлаждающей жидкости.

Дополнительный насос охлаждающей жидкости установлен на лонжероне на уровне колпака левой амортизационной стойки.

  • Автомобили с 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями N52.

    Автомобили с двигателями N52 оснащены электрическим насосом охлаждающей жидкости. Таким образом, эти автомобили имеют дополнительный насос охлаждающей жидкости только при наличии SA 536 "Автономная система отопления".

    Дополнительный насос охлаждающей жидкости установлен в автономном/дополнительном отопителе, встроенном в контур системы отопления.

    > E70

    Если установлено SA 536 "Автономная система отопления", то дополнительный насос ОЖ отсутствует. Его функцию выполняет циркуляционный насос автономной системы отопления.

    - Водяной клапан

    Водяной клапан устанавливается только в сочетании с SA 536 "Автономная система отопления".

    В этом случае водяной клапан и дополнительный насос охлаждающей жидкости объединены в один узел.

    Водяной клапан управляет подачей жидкости к автономного отопителю:

  • от подводящего трубопровода радиатора

    или

  • от возвратного трубопровода теплообменника отопителя.

    (На E70 подачей жидкости к автономному отопителю управляет переключающий клапан.)

    Водяной клапан активизируется электронным блоком управления JBE. Сообщение на включение/выключение может поступать как от DME/DDE, так и от блока управления IHKA.

    Водяной клапан с дополнительным насосом охлаждающей жидкости установлен на лонжероне на уровне колпака левой амортизационной стойки.

  • Автомобили с 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями N52.

    Водяной клапан установлен на лонжероне на уровне колпака левой амортизационной стойки. (Дополнительный насос охлаждающей жидкости установлен в автономном/дополнительном отопителе, встроенном в контур системы отопления).

    - Переключающий клапан

    > E70

    Переключающий клапан устанавливается только в сочетании с SA 536 "Автономная система отопления".

    Переключающий клапан управляет подачей охлаждающей жидкости к автономной системы отопления следующим образом:

  • от подводящего трубопровода радиатора

    или

  • от возвратного трубопровода теплообменника отопителя.

    Блок управления SHZH управляет переключающим клапаном напрямую. Сообщение на включение/выключение может поступать как от DME/DDE, так и от блока управления IHKA.

    Функции системы

    Автономная система отопления объединяет следующие функции:

    - включение

    - режим автономного отопления

    - режим дополнительного псевдообогрева при работающем двигателе

    - отключение при пониженном напряжении (через DME/DDE)

    - защита от перегрева

    - выключение

    Включение

    Режим автономного отопления включается либо через CID (центральный информационный дисплей), либо с пульта дистанционного запуска (через систему доступа в автомобиль (CAS)).

    При активизации через CID существует 2 возможности: прямое включение или программирование с помощью таймера.

    При дистанционном запуске (через CAS) средний радиус действия пульта дистанционного запуска составляет прим. 150 м.

    Радиус действия пульта дистанционного запуска зависит от:

  • наличия препятствий

  • наличии постороннего излучения

  • выравнивания антенны

    При включении автономной системы отопления держите пульт дистанционного запуска вертикально вверх.

    Мигание светодиода в пульте дистанционного запуска не является подтверждением активизации автономной системы отопления.

    Сигнал с пульта дистанционного запуска передается через CAS по кузовной шине CAN на блок управления IHKA.

    Блок управления IHKA направляет сообщение по шине LIN на блок управления автономного/дополнительного отопителя.

    При включении автономной системы отопления активизируется свеча накаливания, вентилятор автономной системы отопления и дополнительный насос охлаждающей жидкости (E90, E91, E92, E93) или циркуляционный насос (E70).

    Прим. через 30 с подключается дозирующий насос. После этого прим. через 3 с происходит воспламенение. Автономная система отопления начинает работать в режиме полной нагрузки.

    Продолжительность запуска составляет прим. 120 - 180 с (продолжительность запуска: промежуток времени между включением и переходом в режим полной нагрузки).

    После этого отопитель работает в регулируемом автоматическом режиме.

    При низких температурах наружного воздуха при выходе ОГ автономной системы отопления возможно образование тумана (аналогично как при выходе ОГ двигателя).

    После выполнения запуска (воспламенение) свеча накаливания берет на себя функции датчика воспламенения.

    Если во время запуска воспламенения или отрыва пламени не происходит, автоматически инициируется повторный процесс запуска. Если воспламенения снова не происходит, это означает, что подача топлива прекращена. Автономная система отопления отключается (с записью кода неисправности в ЗУ).

    Режим автономного отопления

    После выполнения запуска автономная система отопления работает в режиме полной нагрузки.

    Когда температура в контуре автономной системы отопления достигает указанной ниже температуры, автономная система отопления переходит в режим частичной нагрузки.

    Переход в режим частичной нагрузки происходит при:

    > E70

    бензиновый двигатель: 80 А

    дизельный двигатель: 82 А

    бензиновый или дизельный двигатель: 77 А

    В режиме частичной нагрузки температура может повыситься до приведенного ниже значения. После этого в регулировки происходит пауза.

    Переход к паузе в регулировке происходит при:

    > E70

    бензиновый двигатель: 88 А

    дизельный двигатель: 90 А

    бензиновый или дизельный двигатель: 83 А

    Если во время паузы температура опускается указанного ниже значения, автономная система отопления снова переходит в режим частичной нагрузки.

    Выход из паузы в регулировке происходит при:

    > E70

    бензиновый двигатель: 70 А

    дизельный двигатель: 75 А

    бензиновый или дизельный двигатель: 65 А

    Если температура снова повышается до указанной ниже температуры, автономная система отопления повторно переключается на паузу в регулировке.

    Переход к паузе в регулировке происходит при:

    > E70

    бензиновый двигатель: 88 А

    дизельный двигатель: 90 А

    бензиновый или дизельный двигатель: 83 А

    Если в результате повышенного потребления тепла во время режима частичной нагрузки температура в контуре системы отопления продолжает понижаться, то при достижении указанного ниже значения температуры блок управления автономной системы отопления снова переключает ее на режим полной нагрузки.

    Возврат в режим полной нагрузки:

    > E70

    бензиновый двигатель: 65 А

    дизельный двигатель: 70 А

    бензиновый или дизельный двигатель: 60 А

    При включенном контакте R и выше режим автономного отопления также зависит от температуры, выставленной на панели управления IHKA.

    Режим дополнительного псевдообогрева при работающем двигателе

    При работающей автономной системе отопления запуск двигателя вызывает включение дополнительного псевдообогрева. Когда дополнительный псевдообогрев включен, контрольная лампа автономного отопления не горит. (В качестве контрольной лампы выступает мигающий символ на дисплее панели управления IHKA). Автономная система отопления продолжает работать.

    Во время работы может быть слышен звук дозирующего насоса (тикающий шум).

    Когда температура двигателя сравнивается с температурой в контуре автономной системы отопления или превышает ее, дополнительный псевдообогрев сменяется обычным обогревом. Автономная система отопления деактивизируется.

    В режиме дополнительного псевдообогрева используется только контур автономной системы отопления.

    Отключение при пониженном напряжении (через DME/DDE)

    При работающей автономной системе отопления заряд аккумуляторной батареи постоянно контролируется "интеллектуальным" датчиком аккумуляторной батареи. При падении заряда аккумуляторной батареи ниже определенного порога блок управления IHKA отключает автономную систему отопления.

    Защита от перегрева

    Функция защиты от перегрева срабатывает при температуре прим. 145 ААвтономная система отопления отключается и блокируется.

    Выключение

    По истечении установленного времени обогрева (30 минут) блок управления IHKA отключает автономную систему отопления.

    Автономную систему отопления можно также выключить в ручном режиме с помощью пульта дистанционного запуска или через CID с помощью контроллера. Вентилятор системы отопления также выключается.

    Если автономная система отопления не отключается блоком управления IHKA, то по истечении дополнительных 10 минут блок управления SHZH сам отключает режим автономного отопления (с записью кода неисправности в ЗУ).

    После отключения автономной системы отопления начинается инерционная фаза работы. Дополнительный насос ОЖ (E90, E91, E92, E93) или циркуляционный насос автономной системы отопления (E70) и вентилятор автономного отопителя продолжают работать, чтобы охладить систему.

    Продолжительность инерционной фазы зависит от того, находилась ли автономная система отопления при отключении в режиме полной нагрузки, режиме частичной нагрузки или паузе для регулировки.

    По окончании инерционной фазы, дополнительный насос ОЖ / циркуляционный насос и вентилятор автономного отопителя автоматически выключаются.

    Условия включения

    Условия включения режима автономного отопления:

    - температура наружного воздуха ниже 15 А

    (Только при программировании с помощью таймера или при дистанционном запуске. Прямое включение возможно при любой температуре наружного воздуха, но только не во время движения).

    - > E70

    уровень топлива не опустился до резервного объема (9 литров), то есть лампа резерва топлива не горит

    По материалам сайта: http://tis.bmwcats.com