Надувательство

Опыт использования различных насосов

для туристских надувных лодок

Современный водный туристский флот невозможно вообразить без надувных элементов.

Концепция использования полностью или частично надувных лодок всегда была привлекательна в сфере водного туризма и смежных с ним областях. Надежность и ремонтопригодность в полевых условиях, простота транспортировки, небольшой вес, простота сборки/разборки являются основными требованиями, предъявляемыми к туристским лодкам и по совместительству основными отличительными чертами надувных лодок по сравнению и разборными каркасными и цельнолитыми лодками.

Появление и развитие современных материалов и технологий изготовления до неузнаваемости преобразило туристский флот. Надувные лодки и лодочные баллоны из современных, надежных и легких материалов, двухслойные, однослойные, высокого давления, профилированные, жесткие и обтекаемые существенно потеснили каркасные, цельнолитые и прочие конструкции из туристской флотилии.

Многокорпусные суда:

Надувными баллонами оборудуются: сплавные катамараны, разборные парусные катамараны и тримараны, "бублики" для экстремального сплава.

Использование надувных основных емкостей плавучести стало стандартом "де-факто" для многокорпусных туристских судов. Катамараны и тримараны с каркасными поплавками ушли в историю. Сейчас можно смело утверждать, что вы не найдете многокорпусной туристской лодки, не использующей надувных баллонов в качестве основных емкостей плавучести.

Однокорпусные суда:


Царица маршрутов в однокорпусном классе - каркасная байдарка в последние десятилетия вынуждена покинуть свой трон и занять свое место, популярное, но далеко не доминирующее, в шумном лодочном парламенте, крупнейшей фракцией которого стала армада надувных лодок:
  • Многоместные рафты для покатушек соревнований и походов.
  • Огромное количество разнообразных 1-3 местных надувных лодок и байдарок для самых разных целей: от простых лодочек пляжного катания и рыбалки до хороших туристических сплавных лодок и каяков высокого давления для экстремального сплава.
  • Сюда же можно присовокупить надувной водно-моторный флот. Простая и надежная надувная лодка, легко перевозимая в багажнике, куда как удобнее катера, требующего сложной перевозки и хранения.

И вот, после долгих раздумий и консультаций вы вынесли на помойку все пассатижи, сверла, болты, проволоку, запасные стрингера и прочий металлолом и, полные предвкушения легкости и простоты дальнейшей жизни отправились в магазин тритона, рафтмастера, тайм-триала, стрима или еще кого нибуть.

Продавец разворачивает перед вами красавицу-лодку, для проверки накачивают ее пылесосом, складывает ее обратно в мешок. В лучшем случае, вместе с вашим новеньким и недешевым ПВХ-чудом вам дается черная круглая "лягушка" ярославского завода, изготовленная при царе Горохе, и способная накачать разве что пляжный матрас, и то в хорошую погоду. Или, что бывает чаще, к лодке вообще ничего не прилагается, и вы остаетесь в одиночестве перед основным вопросом этой статьи: чем, собственно, качать?

Чем качать?

Перед тем как выбирать насос, надо определиться с вопросами: зачем, как и в каких условиях требуется его использовать. Так что с вопросом "чем качать?" придется повременить и немного подумать о самой практике и технологии надувательства.

Практика и технология надувательства.

Некоторые особенности процесса, о которых стоит вспомнить:

Давление.

В зависимости от конструкции лодки, давление в баллоне помимо главной задачи - обеспечения плавучести решает одну или две дополнительные задачи: придание баллону правильной формы и придание жесткости.

В первом случае (байдарка типа "Щука" и т.п. баллон туристского катамарана) давление в баллоне требуется сравнительно невысокое. Жесткость конструкции в таком случае либо не требуется ("Щука") либо придается дополнительными жесткими элементами - силовая рама катамарана, продольные стрингера и т.п. Качать баллон в таком случае требуется так, чтобы при похлопывании он звенел, но продавливался при нажатии.

Во втором случае (жесткие байдарки и лодки типа "Скаут", "Ватерфлай", "Смена" и проч. баллоны спортивного или гоночного катамарана, моторные лодки) давление требуется значительное, т.к. лодки, должны быть абсолютно жесткими без применения дополнительных конструктивных элементов. Лично я предпочитаю качать свой "Скаут" до твердокаменного состояния.

Конструкция клапанов.

Баллоны могут быть с запирающими воздух клапаном или без него - со штуцерами и пробками к ним. Клапанами снабжены современные лодки типа "Варефлай" и т.п. баллоны парусных катамаранов, моторные лодки. Клапанов нет на лодках "Щука", лодках семейства Рафтмастера: "Скаут" "Танго" и проч. баллонах сплавных катамаранов.

Во время эксплуатации, в принципе не важно, чем заткнут баллон: хорошим клапаном, пробкой, или деревяшкой. Во время накачивания существенно проще, если установлен клапан - он гарантированно не выпустит воздух между качками. Для лодок с клапанами может потребоваться специальная насадка на шланг.

Если клапана нет, запирание воздуха в баллоне между качками остается на совести шланга и насоса, что повышает требования, предъявляемые к ним.

Как часто используется насос в походе.

Я подкачиваю лодки каждый день, т.к. являюсь сторонником бережного отношения к лодкам и подтравливаю баллоны во время стоянок и дневок.

Современные PVC лодки с клапанами можно и не подтравливать. Многие люди накачивают лодки 1 раз в начале похода и в конце сдувают. Тем не менее, я несколько раз видел лопнувшие на солнце баллоны, и экспериментировать на своих не хочу.

Баллоны с камерами из БЦК (прорезиненный капрон) - лодки "Рафтмастера", многие сплавные и парусные катамараны, баллоны к Щукам и проч. в любом случае требуют периодического покачивания, т.к. БЦК, особенно не новый, неизбежно травит по поверхности.

Итак, считаем, что насос в походе нужен нам достаточно часто.

Охлаждение.

Накаченный на солнышке до звона баллон при спуске в холодную воду превращается в вялую колбасу. Из-за разницы температур, особенно в жаркую погоду, для того чтобы добиться приличного давления в баллоне его требуется предварительно охладить. В лучшем случае, подкачивать надо после спуска лодки на воду. На худой конец достаточно перед накачиванием облить лодку холодной водой.

Эта простая задача не всегда легко выполнима. Вы можете оказаться в месте, где затруднены подходы к воде, крутой, заросший или сыпучий берег. Большая глубина в купе с мощным течением прямо от уреза реки тоже не прибавит удобства.

Накачать жесткую лодку без предварительного охлаждения баллонов можно только очень хорошим насосом (последний из описываемых в этой статье).

Чем качать?

Вот перечень насосов, которыми мне приходилось пользоваться в условиях описанных выше. Накачивались такие лодки: парусный катамаран, сплавной катамаран, "Щука", "Скаут" и "Ватерфлай"

Лягушка

"Лягушка" ярославского завода.

Такие насосы иногда дают вместе с лодками, а бесплатный сыр бывает известно где.

Основной недостаток лягушки заключается в том, что при попытке создать в баллоне хоть какое то минимальное давление у лягушки вываливается жесткое днище. Клапана тоже никуда не годятся. Такая лягушка может использоваться только для лодок первой группы (низкого давления)

Насос походит для:
  • баллонов многокорпусников, не требующих какого либо давления
  • байдарок типа Щука, рыбацких лодок, матрасов и т.п.
  • для раздувания костра.
Достоинства:
  • компактность
  • надежность (в лягушке нечему рваться или ломаться)
Недостатки:
  • очень сложно создать какое либо давление - вываливается дно
  • слабые клапана

Апгрейд:

Один мой товарищ все же приспособил лягушку для более-менее нормального использования, изготовив для нее новое днище. Он выпилил из фанеры круг диаметром на сантиметр больше заводского, покрыл его чем-то водоотталкивающим и вставил его вместо штатного. Не знаю, сколько времени и русских слов ушло у него на вставку, но новое днище у него уже не вываливалось.

Прокаченная таким образом лягушка вполне успешно справлялась с накачиванием сплавного "Тритона-2", Егеря и даже парусного "Ветра"

Насос безымянный

Насос безымянный.

По сравнению с ярославской лягушкой, насос имеет чуть лучше работающий обратный клапан. В остальном - полное дерьмо.

Насос неудобен и ненадежен. Качать можно только ногами на идеально ровном месте. Шланг тонкий и склонен к образованию дыр. Меха очень быстро изнашиваются и протираются.

Достоинства:
  • нет
Недостатки:
  • Очень сложно создать какое либо давление.
  • Ненадежен: меха перетираются, шланг рвется и вываливается из гнезда.

Насос ножной BRAVO 2

Насос ножной BRAVO 2

Наиболее популярный в настоящее время насос. В целом, неплохо подходит для накачивания баллонов любого типа. Удовлетворительно работают клапана. Создание высокого давления требует усилий, иногда требуется попрыгать на насосе всем весом. Человеку хрупкому набить как следует тот же "Ватерфлай" достаточно сложно чисто физически. По этой причине "флай" моей жены в бочках Умбы пару раз складывало пополам, после чего ее лодку накачивал я. Создать этим насосом нормальное давление на воде, руками или на весу не удастся.

Насос достаточно надежен, за исключением шланга. Соединения пластмассовой основы и мехов у меня стали протираться и подтравливать через 1.5 года. Штатный шланг - полное дерьмо, т.к. все время рвется и расплетается по спирали. За 3 недели беломорского похода шланг укоротился вдвое и под конец внушал опасения, хватил ли его до конца. Еще одно больное место - резьбовое соединение лягушки и шланга. Я видел много таких насосов, и нигде не было нормальной резьбы.

В целом - удовлетворительный вариант для большинства лодок. Достаточно удобен, надежен и сравнительно компактен. При этом имеет ряд неудобств, описных выше. Свой последний ножной насос BRAVO я оставил на помойке в Рабочеостровске. Без сожаления.

Подходит для:
  • баллонов сплавных катамаранов, бубликов и проч.
  • надувных лодок, в том числе жестких, рафтов и т.п.
  • в меньшей степени для парусных катамаранов, о чем см. ниже, в описании ручного насоса.
Достоинства:
  • Универсален
  • Компактен
  • Сравнительно надежен, однако, при достаточно интенсивной походной жизни рассчитывайте, что расход насосов составит примерно 1 штука на 1 лодку в год.
Недостатки:
  • Шланг требует замены
  • Для создания высокого давления требуется значительные усилия и удобное для накачки ногами место.

Апгрейд:

Штатный дерьмовый шланг заменяется неубиваемым сливным шлангом для стиральной машины, который можно купить в любом хозяйственном магазине за 60р.

Двухходовой ручной

насос BRAVO 6

Двухходовой ручной насос типа BRAVO 6 и подобные.

Насос подходит для лодок всех типов, я использую именно такой для всего своего флота. Отлично работают клапана и шланг: при накачивании не имеющего клапанов "скаута" до твердокаменного состояния не выходит ни грамма воздуха. Насос обладает высокой скоростью накачивания, т.к. рабочий ход у него как при опускании, так и при подъеме поршня.

Насос позволяет создать очень высокое давление без особых усилий или прыгания на поршне, что делает его подходящим для моторных лодок высокого давления. Это единственный из списка насос, подходящий для моторок. Туристические и т.п. лодки можно прилично накачать без предварительного охлаждения, главное вовремя остановиться и не порвать баллон.

В отличие от всех ножных "лягушек" ручной насос удобен еще тем, что позволяет накачивать лодки прямо на плаву, на мелководье. Насос можно поставить на дно и накачивать баллон, благо выпускной шланг находится вверху цилиндра, а воздухозаборник и вовсе - в рукояти.

Насос, на мой взгляд, вне конкуренции для использования на парусных катамаранах. Стоит отметить, что в походе почти всегда приходится накачивать парусный катамаран на руках. Довольно редко представляется возможным установить насос на землю, на ровное и сухое место. Чаще приходится качать на мелководье, на отливной осушке, на камнях, и вовсе - на палубе на ходу. В таких условиях использовать любую ножную помпу становится проблематично и ручной насос тут намного удобнее.

С надежностью у такого насоса двойственные отношения. С одной стороны насос изготовлен из толстой крепкой пластмассы, не имеет изнашивающихся мехов и т.п. и при правильном, штатном использовании абсолютно надежен и долговечен. С другой стороны насос сравнительно хрупок. Если уронить его с большой высоты на камни, с размаху наступить, отломать рукоять или еще что нибуть сделать, починить его в походных условиях будет практически невозможно. Поэтому насос требует повышенной аккуратности при использовании, упаковке и транспортировке.

Шланг, крепления и насадки не вызывают нареканий, хотя и этот шланг можно для профикактики заменить на шланг от стиральной машины.

К недостаткам насоса можно отнести его громоздкость по сравнению с любыми ножными помпами. Я свободно вожу его на Скауте 3.6 и на парусном катамаране, но в любой менее удобной сплавной лодке он может оказаться проблемой.

Насос подходит для:
  • любых туристических и прогулочных лодок, в том числе жестких, рафтов и т.п.
  • парусных катамаранах и т.п.
  • моторных лодок высокого давления
Достоинства
  • высокая скорость работы
  • высокое давление без больших усилий
  • универсален в плане использования на палубе, на мелководье и т.п.
  • надежен
Недостатки:
  • занимает много места
  • требует аккуратного использования, транспортировки
  • не пригоден к ремонту в полевых условиях

На мой взгляд, последний насос самый лучший и самый удобный из представленного списка. Если ваша лодка требует высокого давления и в багаже найдется достаточно места, я советую приобрести именно такой насос.

Выбор за вами.

Пишите ваши замечания в комментариях. И если вы хотите поделиться опытом использования того или иного насоса, с интересом вас послушаем.

Удачного надувательства!

© Текст: Николай Исаев

© Идеи апгрейда насосов позаимствованы у:

По материалам сайта: http://www.vodyanoy.net