Как сделать автоклав

Для быстрого консервирования мясных, рыбных и плодово-ягодных консервов в домашних условиях можно использовать автоклав – специальное устройство, которое нетрудно изготовить своими руками. Автоклав – это аппарат для различных процессов, происходящих при нагреве и под определенным давлением. Таким образом достигается ускорение реакции. Например, всем знакомую тушенку по правилам надо готовить именно в автоклаве .

Существуют промышленные автоклавы, которые используются в пищевой промышленности или в медицине для стерилизации инструментов. Но автоклав можно изготовить и в домашних условиях, используя для этого газовый баллон или молочный бидон. Работы по изготовлению этого устройства требуют некоторых слесарских навыков и умения обращения со сварочным аппаратом, но в целом процесс создания автоклава не трудный.

Автоклав из газового баллона

Для изготовления автоклава необходима металлическая прочная емкость, например, газовый баллон. Можно сварить корпус автоклава и из металлического листа толщиной 4-5 мм, но при использовании баллона работы будет меньше. Устройство самодельного автоклава показано на рисунке.

На крышке устройства закреплены на резьбовых соединениях манометр и штуцер для закачки воздуха. В качестве штуцера можно использовать вентиль от камеры грузовой машины. Для этого на отделенном от камеры соске нарезают резьбу М8, а в крышке сверлят отверстие диаметром 6,8 мм и нарезают также резьбу М8. Вентиль навинчивают в крышку и закрепляют для надежности контргайкой. Манометр на крышку прикрепляют так же, а параметры резьбы выбирают те же, что и на манометре.

В качестве термостойки (трубки для термометра) можно использовать водопроводную трубу в пол дюйма с одним заваренным или завальцованным концом. Эту трубку необходимо вварить в крышку автоклава заваренной частью вниз. Для того, чтобы измерить температуру, в термостойку заливают автомобильное масло и опускают туда термометр так, чтобы он не упирался в дно термостойки. Для этого на термометр прикрепляют бельевую прищепку поперек и подвешивают на стенках трубки. Крышку автоклава прикрепляют болтами М10 или М12.

После того, как автоклав изготовлен, его необходимо проверить на прочность и герметичность. В вентиль от грузовой камеры закачивают воздух до показаний на манометре 10-12 атмосфер. Затем надо проверить, нет ли утечки воздуха. Для проверки течей на все соединения (и сварные в том числе) наносят мыльную воду, и если на ней не появляются пузырьки воздуха, то автоклав герметичен. Для проверки надежности устройство тестируют под давлением 10-12 атмосфер на протяжении 2 суток. Если во время этого срока давление упало не более, чем на 0,5 атм. то можно применять автоклав по назначению.

Автоклав из молочного бидона

Изготовить автоклав в домашних условиях можно и из молочного бидона на 25 литров. Для это понадобится дрель, болгарка, слесарный инструмент, а вот сварка при этом способе не используется. Работа по переделке бидона включает несколько этапов.


  • Усиление днища бидона. Поскольку оно у бидона плоское, то при давлении его выгнет. Для усиления используют плоский блин со специальным креплением. Берут автомобильный диск на 12 дюймов (это диски от небольших машин – Оки, например – с тремя болтами). Диск разрезают на три части так, как указано на рисунке – так, чтобы получилось две чашки в виде обруча. Их ставят друг навстречу другу на дно и на место сужения бидона в верхней части. В нижнюю чашку обода вставляют круг из металла диаметром 28,5 и толщиной 5 мм. На круге снимают фаску. Далее оба обруча стягивают шестью прутами-распорками из резьбовой штанги М6.

  • Усиление цилиндрической части. Эту часть бидона также необходимо укрепить и делают это с помощью пяти стальных хомутов диаметром 280-300 мм. Их располагают на равном расстоянии друг от друга и крепко затягивают.
  • Переделка прижима крышки. Поскольку штатный механизм защелки крышки на большое давление не рассчитан, его надо удалить и сделать другую конструкцию. Круглую крышку бидона надо обвальцевать (обстучать) по периметру. Это делается для лучшего закрепления резиновой прокладки, которая под воздействием высокого давления может выдавиться наружу. Далее изготавливают круглую или шестигранную прижимную пластину с шестью отверстиями диаметром 10 мм, расположенных на равных углах друг от друга, и диаметром 24 см.

    Из винтов в виде петель делают крючки, которые должны свободно надеваться на ручки обруча бидона.

    Верхний обруч изготавливают с двумя ручками и опорой прижимного механизма, которые и образуют шесть точек закрепления крючков. Прижимная пластина с навешенными крючками должна свободно надеваться на бидон.

  • Установка манометра и другой автоматики. На самодельный автоклав необходимо установить манометр, термометр, предохранительный клапан для принудительного сброса давления, а также вентиль под насос.

    Для подкачки противодавления необходим вентиль. В данном примере взят колесный удлинитель от «Газели», который притянут отрезанной верхней частью бескамерного вентиля. Также можно использовать вентиль от камеры любого грузового автомобиля с нарезанной резьбой м8 и закреплением на корпусе автоклава гайками.

    Манометр необходим со шкалой до 6 бар, поскольку рабочий диапазон автоклава составляет 0,3,5 бара. Термометр применен со шкалой до 160 градусов, поскольку рабочие температуры составляют 0-120 градусов.

    При повышении давления в автоклаве необходим предохранительный клапан. Можно использовать клапан пневматической системы тормозов автомобиля марки ЗИЛ-130. Его необходимо доработать и внести следующие изменения в конструкцию:

      • Кончик подвижного штока клапана расплющивают и проделывают в нем отверстие под кольцо, которое будет служить для оттягивания штока и принудительного стравливания давления.
      • Пружину штока необходимо заменить на более слабую, поскольку клапан в оригинале рассчитан на давление в 10 бар, а в данном случае необходимо около четырех бар.
      • Шарик клапана притирают плотнее, чтобы он надежнее работал при малых давлениях.
  • По материалам сайта: http://sdelai-sam.pp.ua