Что можно сделать из двигателя от стиральной машины?

Что можно сделать из двигателя от стиральной машины, который в течение уже нескольких лет лежит без дела?

Двигатель стиральной машины можно приспособить для хозяйственных нужд разными способами. К примеру, люди, которым предстоит стройка, могут сделать из него своеобразный «вибратор», используемый при заливке фундаментов для того, чтобы обеспечить усадку бетона. Некоторые умудряются собрать на основе мотора небольшую мельницу для свежей травы, которую мелют и скармливают домашней птице. А можно сделать наждак, и уж эта вещь непременно пригодится в хозяйстве — например, для заточки сверл.

В принципе, много чего можно сделать полезного и найти мотору стиральной машины неплохое применение. Но, может, кому-то и хотелось бы что-то из него соорудить, да только люди не всегда знают, как к этому самому двигателю можно подступиться, как его запустить. Задача это не такая уж и сложная, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы подключить двигатель, потребуется вникнуть в нюансы пусковой и рабочей обмотки, разобраться с их выводами.

Начнем с того, что отыщем две пары выводов. Каким образом их искать? Это можно сделать с помощью тестера, омметра или другого прибора. Один из щупов (любой) прибора, которым вы вооружились, подключаем к любому выводу обмотки, а чтобы найти ему пару, воспользуемся вторым щупом.

На приборе отобразилось какое-то значение (скажем, сопротивление 11 Ом) — значит, перед нами второй вывод обмотки. Эти показания прибора мы записываем и отмечаем пару. Несложно догадаться, что два вывода, которые у нас остались, — это и есть вторая пара. Но это не все: мы должны понять, где пусковая, а где рабочая обмотка. Замеряем и получаем значение, к примеру, 30 Ом. Зная, что сопротивление у рабочей обмотки меньше по сравнению с пусковой, теперь легко разобраться, какая обмотка чем является.

Пробная схема запуска двигателя стиральной машины.


Определившись с выводами обмоток, приступим к сбору пробной схемы для запуска двигателя стиральной машины. На рисунке обозначены:

ПО – пусковая обмотка. Предназначение — создать начальный крутящийся момент в определенном направлении.

ОВ – рабочая обмотка, обмотка возбуждения и основного вращающего магнитного поля.

SB – кнопка, предназначенная для кратковременного включения к сети 220В пусковой обмотки.

Изменить направление вращения вала двигателя при запуске можно, поменяв местами выводы пусковой обмотки. Перед тем как экспериментировать с мотором, позаботьтесь о надежном его закреплении. Если вы этого не сделаете, при запуске двигатель может от вас «ускакать», смешав все провода.

Если взять для примера стиральную машину "Кама – 8М", то в ней два реле — реле времени и токовое — это и есть вся автоматика.

Предназначение реле времени — создавать выдержку на отключение электродвигателя; токового реле — запускать двигатель, производить кратковременное включение обмотки (пусковой) к сети 220В.

Реле снабжено пластиковым корпусом и тремя контактными выводами X1, X2, X3. Как правильно устанавливать реле, изображено на его крышке. Его следует располагать таким образом, чтобы большая стрелка, показанная там же, на крышке, указывала всегда вверх. Почему именно так — это станет очевидным, когда вы узнаете, как устроено и как работает токовое реле.

Устройство, принципы работы токового реле:

Компоненты реле: [1] – подвижный стальной сердечник; [2] – токовая обмотка; [3] – подвижный нормально разомкнутый контакт; [4] – нихромовые витки; [5] – пластинка биметаллическая; [6] – нормально замкнутый контакт.

Как подключается реле?

На вывод «Х3» токового реле, ноль либо фазу следует подать напряжение 220В. Второй же сетевой провод 220В необходимо подключить к рабочей обмотке напрямую. Вывод «Х1» — «ОВ» соединяется со вторым свободным выводом, рабочей обмоткой. А вывод «Х2» — «ПО» следует присоединить к выводу пусковой обмотки.

Когда двигатель запускается, пусковой ток больше рабочего. Прохождение через катушку токового реле пускового тока приводит к тому, что в ней наводится магнитное поле. Оно втягивает стальной сердечник, и тот, приподнимаясь, поднимает подвижный контакт.

Электрическая цепь, замыкаясь, подключает пусковую обмотку. Происходит запуск двигателя, которые развивает номинальные обороты.

Работа двигателя в рабочем режиме приводит к уменьшению тока в реле. Магнитное поле в катушке реле, удерживающее сердечник в верхнем положении, ослабевает. Под тяжестью своего веса сердечник падает, потянув за собой подвижный контакт, и происходит отключение пусковой обмотки от сети 220В.

Функцию тепловой защиты двигателя берут на себя витки из нихрома. Когда двигатель заклинивает, испытывает перегрузки или когда случается междувитковое замыкание обмоток, происходит разогрев нихрома. Под воздействием этого тепла биметаллическая пластина нагревается и, деформируясь, прогибается, что приводит к размыканию нормально замкнутого контакта, который на время, пока биметаллическая пластинка остывает, отключает от сети 220 Вольт двигатель.

Когда пластина остывает, происходит новое замыкание контакта, и реле вновь станет пытаться запустить двигатель.

Подключение через реле двигателя от стиральной машины.

Пусковая обмотка может подключаться через фазосдвигающий конденсатор. К примеру, двигатель с параметрами 220В, ток I = 1,37А, 500 об/мин. подразумевает использование конденсатора 6мкФ.

На рисунке вы можете увидеть пример того, как двигатель от стиральной машины запускается с помощью конденсатора.

В заключение необходимо удостовериться в том, что все сделано правильно. Следует скрупулезно проверить монтаж собранной нами схемы и протестировать ее. Двигатель включается на одну минуту, потом мы отключаем его от сети и осуществляем проверку того, как нагревается двигатель.

Минуты хватит, чтобы понять, где двигатель начинает греться, в статоре или в подшипниках. Если пройдет больше времени, то выявить источник перегрева будет уже невозможно, поскольку тепло распространится по всему корпусу.

Если все в порядке, то, включив двигатель, каждые 5 минут проверяем, как нагрелся корпус. Для подобного тестирования нам хватит 15 минут. Проверяем нагрев тыльной стороной ладони: она должна терпеть тепло. Если держать руку невмоготу, это свидетельствует о том, что температура перевалила за отметку в 50°С.

Двигатель начинает греться, если:

— в подшипниках скопилось много грязи или в подшипниковых крышках они зажаты наперекос. Это делает ход вала тяжелым, вызывает его заклинивание.

— подшипники изношены. Из-за этого зазор между статором и ротором становится меньшим, и потому первый задевается вторым.

— емкость конденсатора слишком большая. В этом случае следует ее уменьшить. Можно, не используя конденсатор, вручную раскрутить вал и посмотреть, греется двигатель или нет. Если нет, это означает, что изначально емкость конденсатора была неоправданно завышенной.

Если вы последовательно исключили эти причины, а двигатель греется, значит, в этом повинно междувитковое замыкание в обмотках двигателя.

Гарантийная мастерская "Ваш-Мастер"

ремонт и запчасти для стиральных машин в Москве и Московской области .

Сервисный центр: +7 (495) 641-09-23. Отдел запчастей: +7 (495) 782-66-02.

Адрес: 105187, Москва, Измайловское шоссе, дом 69а, стр. 3.

По материалам сайта: http://vash-master.ru