Устройство управления шторами

Представленная выше схема управления шторами довольно простая и позволяет с наименьшими затратами изготовить полезное устройство для автоматического открытия или закрытия штор на окне. С помощью переключателя S3 можно переключать на ручное управление, позволяющее чтобы шторы оставались частично открытыми или закрытыми. Схема управления шторами состоит из двигателя, и червячного механизма.

Автоматическая работа

Переключатель S3 определяет ручное или автоматическое управление. Q1 и Q2 и управляют  реле А/2. S1 используется, чтобы открыть шторы, а S2  чтобы закрыть шторы.

C3 и R4 обеспечивают низкий ток проходящий через реле. Реле А/2 на 12 вольт  с  катушкой 500 Ом.  Когда Q2 выключен, C3 будет разряжаться, но когда Q2 становится открытым (или при включении или при нажатии S1) конденсатор С3 заряжается очень быстро, через обмотку реле. Начальный ток зарядки достаточен для активизации реле.

Смещение Q1 подается через резистор R3, который присоединен к  коллектору Q2. Когда Q2 включен, напряжение на коллекторе будет низким, порядка  0 и следовательно Q1 и светодиод L1 не будут работать. Когда Q1 выключен, его коллекторное напряжение будет высоким, и напряжение смещения Q2 подается через цепь L1, R1 и R2. И при этом шторы  будут  открываться.

Если теперь S2 нажата, напряжение базы Q2 станет равным 0 и Q2 закроется. В момент закрытия, его напряжение на коллекторе вырастет до напряжения питания и Q1 будет открыт. Светодиод  L1  будет гореть, реле А/2 будет обесточено, Q2 будет закрыт.

Продолжительность работы двигателя  контролируется P1 и C6 и регулируется в пределах от 1 до 12 секунд. Эта задержка регулируется таким образом, чтобы двигатель успевал  полностью открыть или закрыть шторы. Выход таймера 555 идет через резистор R8  на Q3, который применяется питания двигателя через контакты реле A1 и A2.


При работе мотора в том или ином направлении(открытие, закрытие штор) светодиод L2  будет гореть всегда. Работающий двигатель генерирует ЭДС, диоды  D4 и D5 не позволяют  принести вред от ЭДС элементам схемы.

Транзистор BD139 является " рабочей лошадкой " в этой схеме, обеспечивая нужный  ток для двигателя. Если корпус транзистора TO126, который показан  на рисунке вверху то  обратите внимание, что выводы расположены в порядке  E, C, B, в общем как на рисунке.

Ручное управление

Если переключатель S3 поставлен на ручной режим, работа немного отличается. Реле управляют S1, S2, Q1, Q2 другая часть схемы работает  так же, как в автоматическом режиме.

S1 и S2 определяют направление вращения двигателя. Кроме того, если S1 или S2 удерживать нажатой, ток смещения будет проходить   через D1 и D2 и R6 на базу транзистора PNP Q4. Этот небольшой ток базы приводит к увеличению коллектор тока через R9 к базе  Q3. BD139 теперь будет полностью включен и он приведет в движение двигатель до тех пор, пока будет нажата S1 или S2. Из всего этого следует что  можно частично открывать или частично закрывать шторы. Если вы предпочитаете ручное управление, то ниже приведена упрощенная схема.

При нажатии кнопки включение   подаётся  питание на  двигатель, с помощью контактов реле, он будет открывать шторы. При нажатии кнопки выключение  двигатель будет крутить механизм  в противоположном направлении, тем самым он будет закрывать шторы.

Детали  которые используются в схеме:

По материалам сайта: http://shemopedia.ru