Свет в дизайне.

1) ДИЗАЙН — проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной пред­метной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.

Объекты Д. — промышленные изделия (производственное обо­рудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.); элемен­ты и системы городской, производственной, жилой среды; визуаль­ная информация; функционально-потребительские комплексы и пр. Соответственно различают виды Д. Д. промышленных изделий, Д. среды, графический Д. Д. социально-культурной сферы и пр. Внутри каждого вида возможна также специализация дизайнеров, од­нако методы и принципы их деятельности остаются общими, с кор­ректировкой на особенности объекта.

Цель проектирования в Д. — оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности чело­века, повышение эстетического уровня изделий и их комплексов.

Предметом проектирования в Д. является структура и качество формы предметной среды в целом и изделий как ее элементов.

Метод дизайна — эволюционно складывающиеся принципиальные основы деятельности, определяющие ее цели и категориальный аппарат, который задает методический фундамент проектирова­ния — способы моделирования объекта и совокупность правил, определяющих последовательность и содержание этапов формо­образования. Современные принципы Д. — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основными рабочими категори­ями дизайнерского проектирования являются образ, функция, мор­фология, технологическая форма, эстетическая ценность. Осущест­вление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимания духовных запросов общества. По­этому Д. базируется на научных основах моделирования объекта, объединяя научные принципы с художественными в проектном об­разе, и находит применение в других областях общественной дея­тельности (социальный Д.).

ДИЗАЙН-ПРОЦЕСС — процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: разработка концепции, вычлене­ние конкретных целей, анализ объекта, проведение операций проек­тирования (моделирование, макетирование и пр.), разработка про­ектной документации. Функциональный, морфологический и техно­логический аспекты дизайн-процесса, включены в художественно-образное про­ектирование — важнейший аспект структуры дизайн-процесса, связанный с са­мим предметом дизайна — созданием целостной формы предметно-пространственных структур. Все аспекты дизайн-процесса, связаны между со­бой и содержательно выражаются в образе вещи. В результате дизайн-процесса достигается целостность материально-технических и социокультур­ных потребительских свойств изделий, отвечающих различным тре­бованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производ­ства. Выявление этих требований происходит в результате специаль­ных предпроектных и проектных исследований, в которых дизай­нер использует методы и средства естественных и гуманитарных на­ук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Дизайн-процесс фиксируется в специальной документации.

2) СВЕТ В ДИЗАЙНЕ — функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.


Свет — необходимое условие жизни и деятельности нормального человека, получающего 85% информации об окружающем мире через зрение, которое функционирует в режимах дневного (фотопического, от греч. photos — световой), сумеречного (мезопического, греч. Mesos — промежуточный) и — с минимальным эффектом — ночного (скотопического — от греч. skotos — мрак) освещения, каждое со своим характером эмоционального воздействия. Свет, создающий световую среду, в пределах которой человек может воспринимать объемно-пространственные и цветовые формы окружающего мира, излучается различными источниками, которые делятся на естественные (природные) и искусственные.

Основные источники естественного Света — солнце и небо, искусственного — электрические лампы. Другие природные и искусственные источники — луна, звезды, светящиеся насекомые, растения, свечи, факелы, газовые фонари и т. п. хотя и не имеют практического значения, могут служить специфическими средствами дизайнерского творчества.

Функции Света в архитектуре и дизайне можно условно разделить на утилитарные, биопсихологические и эстетические. Первые определяются условиями выполнения работ, связанных со зрением, при этом Свет является эффективным средством повышения их производительности. Оздоровляющее или эмоциональное воздействие Света на человека активно проявляется в интерьерах и городских пространствах, в световых шоу, при светотерапии. Эстетика Света связана с его визуально-формообразующим действием, причем направление и структура световых потоков различного происхождения определяют условия восприятия объемно-пространственных форм и их деталей.

Любые виды освещения имеют два принципиально разных состояния — прямое и рассеянное. Первое членит форму на освещенные и теневые участки, второе выявляет ее массу целиком, что существенно меняет эмоциональные ощущения зрителя.

Естественный Свет, наиболее привычный для человека, характерен направлением его «сверху» и воспринимается как белый ( тепло-белый от солнца, холодно-белый — от неба). Кроме того, природный Свет визуально «живой» — он постоянно изменяется по интенсивности, спектру и светотени благодаря переменам погоды и ходу солнца по небосводу. Геометрия параллельных солнечных лучей относительно проста и иллюстрируется четкой светотенью на трехмерных объектах. Диффузный (рассеянный атмосферой солнечный) Свет неба, облачного или безоблачного, имеет более сложную геометрию, что обуславливает особый характер светораспределения и светотени в пасмурный день. Эстетические возможности естественного Света известны человечеству с незапамятных времен и являются подсознательной основой представления человека о художественном качестве архитектурно-дизайнерских форм.

Искусственный Свет может иметь любое направление в пространстве в зависимости от расположения его источника, что позволяет создавать эстетические эффекты, противоречащие каноническим, привычным условиям освещения. Так, при множестве разноспектральных источников Света, в среде возникает сложное многоцветное тенеобразование, освещение «снизу» зрительно лишает объем гравитационной ориентации и т. п. что создает непривычные, нередко драматизированные ощущения.

По уровням освещенности искусственный Свет в открытых пространствах несопоставимо меньше дневного, но может иметь любую цветность излучения — от белого до монохроматического — и относительно легко регулируется системами управления по всем параметрам. Источниками искусственного Света являются тепловые (обычные и галогенные лампы накаливания) и разрядные лампы низкого или высокого давления (люминесцентные, натриевые, ртутные, металлогалогенные, ксеноновые, индукционные, газосветные и др.). Перспективны полупроводниковые источники — светоизлучающие диоды, обладающие высокими эффективностью и сроком службы и способные работать в сложном цветодинамическом режиме при любых погодных условиях. Свет каждого из этих источников обладает своими визуально-эмоциональными характеристиками, которые должны учитываться при проектировании.

Перспективы синтеза Света и дизайнерской формы связаны с органичным «врастанием» источников искусственного Света в материальные формы предметного мира и с дальнейшим развитием технологий его художественного освоения.

По материалам сайта: http://allrefs.net