«Организация самостоятельной работы учащихся ДШИ»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ВВЕДЕННИЕ

Целью обучения детей в ДШИ является подготовка в большинстве своем музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего весьма средние музыкальные данные. Все это требует от педагога высокого профессионального творческого подхода к обучению ребенка и большой любви и уважения к ученику.

Одна из первых задач педагога – воспитать в ученике любовь к работе за инструментом и интерес к самому процессу исполнения. Важно, чтобы ребенок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только ребенок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков, надо научить его слышать звуки, соединяющиеся в мелодию. Очень полезно направить внимание ребенка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берет начало всякая музыка. Чем больше занимаешься с детьми тем больше понимаешь, какое огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Организация самостоятельной работы учащихся ДШИ.


1. Основные задачи преподавателя в организации самостоятельной работы учащихся.

Основная задача преподавателя научить ребенка осмысленно и самостоятельно работать дома. Навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых шагов обучения игре на инструменте, так как в последующие годы обучения прививать эти навыки значительно труднее. Недаром многие представители педагогической науки отмечают большое значение трудолюбия, обусловливающие развитие всех других способностей ученика. Буквально с первых же дней занятий педагог должен обратить особое внимание на отношение ученика к труду и никогда не выпускать из поля зрения этот важный фактор, обеспечивающий успешное обучение музыке. Практика работы показывает, как много надо трудиться, чтобы добиться успешного решения исполнительских задач, в частности преодоления отдельных трудностей. Важнейшее условие плодотворных домашних занятий ученика – всемерное развитие инициативы, навыков самостоятельной работы. Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому испытать и попробовать. В этом стремлении дети проявляют особое упорство. Часто родители и педагоги не учитывают этой детской особенности психики, чрезмерно опекают ребёнка, приучают его к пассивному отношению к учёбе. Поэтому основной задачей педагога является необходимость найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, разбудить в нём инициативу и трудолюбие, выявляя и развивая всё лучшее, что есть в его даровании. Успех учителя зависит от того, насколько глубоко проник он в человеческие и музыкальные особенности ученика. Приходя на первые уроки, дети сталкиваются с новой для них областью познания, в которой на каждом шагу возникает определённый интерес к происходящему и многочисленные вопросы. Необходимо, чтобы с самого начала ребёнок мог получать на них ответы. Педагог, воспитавший в ребёнке желание учиться и пытливость мысли, дает ему путёвку в будущее. Проблема развития учащегося и воспитание самостоятельности теснейшим образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно мыслить и работать. Педагог в свою очередь должен научить ребёнка умению слушать, умению мыслить, анализировать свои достижения и ошибки. Но не все ученики могут перенести интенсивность работы на уроке в домашние занятия. Причиной тому могут быть внешние условия.

К внешним условиям относятся:

- достаточное количество времени;

- необходимая духовная и физическая энергия;

-внутреннее спокойствие;

- соответствующий инструмент.

Эти внешние условия особо важны в работе с детьми.

2. Организация домашней работы ученика.

Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельную работу ученика, следует знать условия, в которых проходят его домашние занятия. Когда в классе появляется новичок, желательно побывать у него дома, познакомиться с родителями, понять, чем живёт и дышит данный ребёнок. Иногда родители не понимают, что вредно играть на расстроенном инструменте. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и клавиатуры. Все эти, казалось бы, мелочи имеют огромное значение. Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой. Некоторые слишком опекают ребёнка, лишая его всяческой самостоятельности, или же наоборот совершенно не следят за тем, чтобы создать тишину для ребёнка, занимающегося на инструменте. Необходимо проводить с родителями воспитательную беседу, чтобы они не мешали, а помогали развитию ребёнка. Родители должны следить, чтобы ребёнок занимался в необходимых условиях, но вмешиваться в работу без крайней нужды не следует. Нет ничего хуже, когда мать и педагог начинают учить ребёнка «в четыре руки». Очень важно чтобы родители на начальном этапе обучения контролировали добросовестное выполнение указаний преподавателя. Если ребенок будет знать, что его дневник просматривается родителями, то он будет относиться к занятиям с большим вниманием. Записи в дневнике должны содержать подробные и детальные указания.

В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Значительная часть работы уже на самом уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход этой работы были образцом того, что конкретно ребёнок должен затем делать дома. Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени игре на инструменте, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы. Необходимо приучать ребёнка с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но и даже вредной, если ребёнок переутомлён. Поэтому лучше всего заниматься музыкой рекомендуется в утренние часы, если нет такой возможности, то желательно перед приготовлением уроков. Такое переключение внимания благоприятно отразится на занятиях любого рода. Одно из важных положений - гибко распределить своё время между различными объектами работы. Преподавателю важно помочь ученику наладить твердый распорядок дня. Желательно, чтобы домашние занятия проводить в одно и тоже время и регулярно. Это вырабатывает привычку организма, вносит определенный ритм в распорядок учащегося, положительным образом отражается на его учении.

Нужно воспитывать ученика так, чтобы он не мог, не поиграв, не подготовив урока, чувствовать себя хорошо.

3. Воспитание навыков самостоятельной работы в работе над музыкальными произведениями.

Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их и ставить перед ними непосильные задачи. Все это может привести к потере веры в свои возможности и силы, и как следствие - к небрежной работе дома. А. Б. Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке. Необходимо различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо занятий просто проигрывают произведения, а это величающая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Домашние занятия должны проводиться тщательно и детально, работая дома, ученик должен держать ноты всегда открытыми, постоянно проверять текст по нотам и даже над старой пьесой работать так, как будто ее никогда не играл. Если же ребёнок решил какую-либо пьесу сыграть целиком, то следует отложить ноты в сторону и играть как перед самой ответственной аудиторией. Пусть это исполнение будет редким, но важным событием в процессе работы.

Как надо воспитывать навыки трудолюбия у учащихся? С первых уроков педагог, показывая тот или иной прием звукоизвлечения, объясняя нотную грамоту, работая над развитием ритма, музыкальной памяти, должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо работать над усвоением материала, как надо закреплять дома те навыки, которые прививаются на уроках. Значительная часть работы уже на самом уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход этой работы были образцом того, что конкретно ребёнок должен делать дома. Следует достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и педагог не находился с ним рядом. В этом случае следует лишь время от времени вмешиваться в работу ученика для того, чтобы внести в ход работы те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога, рекомендуемая им аппликатура, динамический план, оттенки и т. д. Очень часто ученик проводит лишнюю и даже вредную работу, невнимательно разбирая текст и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление. Проигрывая механически несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на изучение которого было потрачено много труда, ребёнок заигрывает его, и пассаж перестает получаться. Это является наглядным примером непродуктивно расходуемого времени. Поэтому основным, первоочередным навыком, который должен быть воспитан в ученике, является «навык предварительного обдумывания», умение представлять каждую поставленную задачу до её выполнения. Отсутствие этой привычки является главным недостатком в самостоятельной работе ученика. В этом целиком виноват педагог, который не даёт ученику необходимого для этого времени. Педагогу кажется, что урок продуктивен лишь тогда, когда ученик непрерывно играет, а педагог также непрерывно объясняет, поправляет и останавливает.

В процессе обучения мы сталкиваемся с «плохими привычками». Если преподаватель своевременно не устраняет их, они приобретают стойкий характер и не только мешают успешному продвижению учащихся, но могут привести к бесполезности дальнейшего обучения. Это несистематические занятия музыкой, небрежность в работе над нотным текстом, несобранность внимания, неправленые приемы звукоизвлечения.

Необходимо в беседе с учащимися подчеркивать, что упорным трудом можно преодолеть все препятствия и добиться успехов в преодолении трудностей исполнительским мастерством.

Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время домашних занятий нуждается в самопроверке. Как правило, при занятиях без контроля педагога чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместные изменения темпа. Для воспитания в учениках самостоятельности, очень полезно время от времени выучивать небольшое произведение без помощи педагога. Разученные таким образом пьесы полезно прослушивать на классных зачетах по самостоятельной работе, а затем проводить обсуждения с последующим выявление всех достоинств и недостатков исполнения.

Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно вселяет бодрость в учащихся, веру в свои силы, создает радостный тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Особенно важно поощрение для учеников, которые мало верят в свои силы и возможности. Подчеркивание даже небольших удач в усвоении правильного приема звукоизвлечения, красиво сыгранной фразы, решение отдельных технических задач, безусловно принесут большую пользу в будущем. Поощрение ученика может быть выражено одобрением педагога, оценкой и т. п. Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она происходит от нежелания работать. Несправедливый вывод преподавателя вселяет в ученика неуверенность. Далеко не безразлично, каким тоном педагог будет объяснять выразительное значение паузы, интонации, отдельных фраз, гармонии, ритма. Только яркие, живые, образные объяснения вызовут ответную реакцию.

Вся самостоятельная работа ученика должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля. Соблюдение этого условия оправданно лишь в том случае, если оно будет сочетаться с достаточно высокой требовательности к своей игре. Весь процесс протекает при этом по следующей формуле: «Я играю и слушаю, я сужу себя» П. Казальск.

Многому ученик учится самостоятельно, тщательно присматриваясь к методам работы педагога в классе. Периодически преподавателю рекомендовано проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика.

Во время этих уроков ученик занимается, а педагог, не вмешиваясь, наблюдает, изредка делая замечания. В конце урока педагог подводит итоги, делает выводы, отмечает недостатки, дает рекомендации. Успех самостоятельной работы - привычка к самоконтролю. Следует развивать у ученика бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла.

Если на уроках при разборе нового текста учащийся ошибся, не следует сразу подсказывать правильную ноту. Его необходимо остановить, а затем предложить хорошо вслушаться в звучание, подумать и исправить ошибку. В этом важнейшем моменте привития навыков самостоятельной работы педагог должен быть очень внимательным к ученику. Иногда, кажется, легче подсказать правильный звук, что таким образом быстрее можно выучить музыкальное произведение. Но такой метод вреден, так как он не даёт возможности научиться самостоятельно работать и мыслить. Если же ученик, которого поправляли, на следующем уроке вновь ошибается, педагог подчеркивает определённое место в нотном тексте. Игра по таким нотам становиться невозможной. Упомянутый метод занятий является огромным тормозом в деле развития навыков самостоятельной работы. Педагоги должны всегда помнить, что они обязаны научить детей правильно и сознательно читать нотный текст. Очень важно чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, сам умел правильно разобраться в ритме. Учащийся должен усвоить, что ритм - это не прост счет вслух, а то, что дает звукам жизнь. Хочется напомнить о том, что постоянный счет вслух отвлекает ученика от слушания музыкального произведения, не говоря о том, что он утомляет и притупляет эмоциональное восприятие музыки. Очень важно чтобы ученик понимал, какое огромное выразительное значение имеет точная передача длительностей и какой ущерб наносит неритмичная игра в музыкальной речи.

Опытные педагоги, прежде чем объяснить ученикам размер, показывают примеры различных размеров, заставляют ученика вслушиваться и различать ритмическую пульсацию. При наличии ошибок следует добиться того, чтобы ученик самостоятельно нашел правильный ритм, а также обратить внимание на то, как от неправильного исполнения ритма меняется выразительность музыки. Для развития чувства ритма полезны танцевальные произведения, они способствуют развитию ритмических навыков, ровности движения, устойчивости темпа. В занятиях иногда приходится наблюдать безразличное отношение к динамике. Очевидно, динамические оттенки были объяснены педагогом отвлеченно, не было подчеркнуто их выразительное значение, что привело к формальному и безразличному отношению к динамике. В процессе обучения динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами. Решительного осуждения заслуживает практика тех педагогов, которые требуют от учащегося, чтобы на первом уроке работы над произведением он играл только ноты, и лишь затем начинал работу над выразительными моментами исполнения, непосредственно над музыкой. Такие педагоги лишают учащихся первых, наиболее ярких представлении о музыкальном произведении, его содержании.

Много хлопот педагогам доставляют ученики невнимательным отношением к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся часто их сокращают, более короткие не замечают вовсе. Необходимо объяснить ученикам, что паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является элементом содержания произведения, то таких ошибок не будет.

Изучение штрихов также сопровождается определенными трудностями. Знакомя учащихся с штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха legato для связной, певучей игры, как благодаря этому красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой. Более глубокому пониманию связной игры помогает также сравнение с разговорной речью. Здесь можно привести фразу и показать, как бессмысленна она будет при потере тяготения к смысловым точкам, если слоги будут произноситься раздельно, а не слитно. Такие сопоставления заставляют детей не только вслушиваться, но и вдумываться в строение музыкальной речи. Подобный метод, особенно, когда учащийся сам замечает и слышит, что та или иная фраза начинает выходить все лучше и постепенное овладение необходимыми штрихами позволяет выразительно играть мелодическую ткань - безусловно, повышает интерес к изучаемому произведению, способствует развитию творческой самостоятельности.

С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами:

1) Стремиться к естественной последовательности пальцев, т. е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т. е. поступенно, значит пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению, не качественно работают самостоятельно. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды, гаммы (аппликатурные формулы). Здесь важно воспитать навык:

а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами);

б) мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал – на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул.

Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно повернуть.

Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры, прежде всего, имеют значения художественные задачи. Педагоги требуют от учащихся точного выполнения аппликатуры и часто не дают им возможности самостоятельно решать встречающиеся аппликатурные задачи. Между тем, необходимо учить детей самостоятельно решать аппликатурные задачи. Это будет способствовать развитию навыков чтения с листа и значительно улучшит качество домашней работы учащегося

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучая не только видеть, но и слышать музыкальное произведение. Перед началом исполнения ученик должен внимательно просмотреть пьесу глазами, обратив внимание на тональность, ритм, мелодию, аккомпанемент, знаки альтерации, динамику. Для выработки навыков чтения с листа надо выбирать интересные произведения с яркой мелодией, несложным ритмом и умеренным темпом.

Зачастую учащиеся даже старших классов недостаточно хорошо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в самостоятельной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться.

«Всегда придавал и продолжаю придавать первостепенное значение быстрому первоначальному ознакомлению с произведением, иными словами «ознакомляющему» чтению нот с листа. Оно даёт нам возможность сразу охватить произведение целиком «как бы с птичьего полёта», сразу же постичь его скрытый эмоциональный смысл, почувствовать его подлинное содержание» Я. И. Мильштейн.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных, они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить ребёнку, что как при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить фразами, предложениями, а не отдельными нотами. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на домашние занятия при разборе пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на инструменте.

По материалам сайта: http://pandia.ru