Обзор рынка стекловаты

Основные макроэкономические факторы, влияющие на рынок стекловаты

К главным факторам, влияющим на рынок стекловаты, относятся:

- Рост объема строительства жилой недвижимости (коттеджи, таунхаусы, многоэтажные дома, офисные здания).

- Рост объема строительства офисной, торговой и производственной недвижимости (бизнес-центры, крупные ТЦ, крытые рынки, выставочные центры, заводы, фабрики).

На рынке строительства жилой недвижимости сложилась достаточно благоприятная ситуация. По данным Росстата, в 2007 году введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 60,4 млн м ?, что составило 119,4 % к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в 2006 году темп роста жилищного строительства к 2005 году составлял 116,1 %.

По данным федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2007 году составил 3 293,3 млрд рублей, или 118,2 % к уровню 2006 года, в декабре 2007 года - 468,9 млрд рублей, и 125,8 % к уровню соответствующего периода предыдущего года. В I квартале 2008 года в эксплуатацию было введено 110,3 тыс. квартир общей площадью 10,2 млн м ?, что составило 107,8 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Строительство нежилой недвижимости за 2007 год выросло на 48 % -  по количеству введенных объектов,  и на 77 %  - по общей площади введенных зданий.


Структура строительства объектов нежилой недвижимости за истекший год претерпела существенные изменения.

Значительный прирост в 2007 году произошел в строительстве сельскохозяйственных и коммерческих сооружений (52 % и 49 % соответственно). В категорию коммерческих зданий входят данные по строительству офисной и торговой недвижимости.

Объемы строительства промышленных зданий в 2007 году увеличились на 33 %.

Таким образом, рост строительного рынка дает гарантию постоянного спроса и дальнейшего успешного развития рынка стекловаты.

В настоящее время на рынке стекловаты преобладает внутреннее производство (см. рис. 1).

В натуральном выражении, совокупный объем потребления стекловаты составил около 7 млн м ?. В стоимостном выражении 9 520 млн руб. (в розничных ценах).

Рис. 1. Соотношение импорта и внутреннего производства на рынке стекловаты.

Источник: Данные Росстата, ФТС, экспертный опрос, аналитика IndexBox

Объем поставок отечественной продукции на внутренний рынок составляет 77 %. 23 % приходится на импорт.  По оценкам экспертов, рынок является частично импортозависимым. В 2005-2007 годах, увеличение объемов строительства привело к росту спроса на теплоизоляцию, в том числе и на стекловату. В эти годы начали увеличиваться импортные поставки из стран Азии, а крупные международные производители начали наращивать мощности, на заводах, открытых в России. Эти два процесса привели к тому, что в структуре рынка не произошло существенных изменений. В 2004 году доля импорта, относительно объемов рынка составляла 32 %, а в 2006 упала до 23 %, но данные показатели говорят не об уменьшении объемов импортных поставок, а об открытии и увеличении мощностей на заводах, размещенных в России крупнейшими производителями (Saint-Gobain, Ursa).

ТЕМПЫ РОСТА И ДИНАМИКА РЫНКА

Объем внутреннего производства

В ретроспективе внутреннее производство стекловаты росло высокими темпами. Крупные европейские производители открывали свои заводы в России, увеличивали мощности уже существующих.

Сам факт открытия  заводов на территории России говорит о перспективности рынка. Как правило, крупные западные производители открывают заводы на территории другой страны, в условиях активно развивающегося рынка, с целью снизить транспортные издержки. С 2003 по 2007 годы в России было открыто три завода: в 2003 – Ursa–Серпухов и Saint-Gobain – Егорьевск, а в 2007 – Knauf Insulation в Ступино.

 

Рис. 2. Динамика импорта, экспорта и внутреннего производства, 2004-2015 годы.

Источник: Данные Росстата, ФТС, экспертный опрос, аналитика IndexBox

С учетом планов производителей по открытию заводов и наращиванию мощностей, можно предположить, что в перспективе рынок будет расти в среднем на 15 % в год. Таким образом, к 2015 году объем внутреннего производства может превысить 20 млн м ?.

Столь интенсивный рост на этапе зрелости – нормальное явление – данная стадия может длиться годами, пока не будет изобретен и выпущен новый товар, с успехом заменяющий старый.

Значительно выросли объемы экспортных поставок - за четыре года, более чем в 2,5 раза. Данную ситуацию эксперты связывают с ростом объемов строительства в Казахстане и на Украине.

В Казахстане в настоящее время ведутся работы по строительству заводов, производящих волокнистую теплоизоляцию, т. к. страна находится в сильной зависимости от импорта из России и Китая. Собственное производство теплоизоляции  в Казахстане крайне слабо. Сейчас в стране функционирует один завод по производству базальтовой ваты, стекловата полностью импортируется.

В Украине отечественная продукция потребляется в незначительных количествах. Сложившаяся ситуация объясняется целым рядом факторов. Несмотря на дешевизну украинской продукции, она отличается низким качеством и небольшим ассортиментом, поэтому потребитель выбирает импортные материалы. Значительная доминанта импортной продукции на рынке объясняется ограниченными возможностями отечественных производителей: на украинских заводах установлено устаревшее оборудование и нет возможности производить высококачественные конкурентоспособные материалы. Импортной продукции принадлежит практически 96 % рынка. Данную ситуацию призвано изменить строительство заводов по производству стекловаты компаниями Knauf Insulatoin (запуск 2008-2009 годов) и Ursa (запуск 2009-2010 годов). Два завода должны полностью обеспечить потребности украинского рынка стекловаты, т. к. в настоящее время запланированный объем производства Knauf в два раза превышает емкость украинского рынка. При этом эксперты рассчитывают на  ежегодный рост рынка 40-50 %.

По оценкам аналитических компаний, рост импорта на рынке стекловаты должен замедлиться, а общие объемы поставок – сократиться; аналитики IndexBox не согласны с данной точкой зрения. В численном выражении объемы импорта будут увеличиваться, но основные изменения произойдут в его структуре. Уже в настоящее время импорт из азиатских стран составляет более 50 % от всего объема поставок стекловаты в РФ, при этом есть тенденция к увеличению. В ближайшие годы объем импорта из азиатских стран превысит 70 %, а доля поставок из Европы сократится, т. к. большинство крупных европейских игроков уже имеют заводы по производству стекловаты в России (см. рис. 3).

Рис. 3. Структура импортных поставок по странам-производителям, 2004-2007 годы.

Источник. ФТС, аналитика IndexBox

Оттенками синего цвета на диаграмме помечена доля поставок, приходящаяся на азиатские страны. Можно заметить, что в 2004 году все азиатские страны составляли чуть более 10 %, а в 2007 году их доля возросла до 56 %.  Основной объем поставок составляет китайская стекловата. Доля Китая  в общей структуре импорта увеличилась с 1,7 % до 41,1 %.

Поставки стекловаты из стран Европы, напротив, уменьшились. Общая доля европейских стран (желто-оранжевые сегменты в диаграмме)  в 2004 году составляла  почти 84 %, а в 2007 году уменьшилась до 38 %. 

Доля США в общем объеме поставок стекловаты увеличилась с 0,4 % до 1,9 %.

По оценкам экспертов, некоторая часть азиатской, в частности, китайской стекловаты импортируется нелегально и не учитывается данными таможенной статистики. Можно предположить, что реальные объемы поставок из Китая больше на 10-12 %.

Практически вся продукция, поступающая из Китая, распространяется на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, но нередко появляется в продаже и в европейской части России. Качество китайской стекловаты ниже, чем качество стекловаты известных марок, но потребителя китайская продукция привлекает низкой ценой. Для сравнения: стекловата крупных производителей плотностью до 20 кг/м ? стоит от 815 до 1 879 руб. за кубометр,  средняя цена на китайскую стекловату составляет 660 руб. за м. Широкое распространение китайской стекловаты за Уралом препятствует успешным продажам стекловаты крупных игроков рынка.  В настоящее время там нет заводов европейских игроков, а стоимость транспортировки ощутимо сказывается на конечной цене стекловаты (подробнее см. раздел «Стоимость стекловаты»).

Низкая себестоимость китайской продукции позволяет продавать ее даже в ЦФО и СЗФО по ценам ниже, чем продукцию крупных производителей, несмотря на транспортные расходы. В данной ситуации одни производители смотрят на рынок пессимистично, говоря о том, что китайская продукция «обрушит» цены, и крупные производители будут вынуждены замораживать мощности, чтобы не допустить затоваривания. Другие производители видят выход в уходе в другие сегменты, в частности, в увеличении объемов производства «жестких» плит, которые имеют более высокую цену и практически не представлены в производственном ассортименте китайских производителей.

В 2008 году общий объем потребления стекловаты должен увеличиться более чем на 20 %. Рынок уже готов к этому. Повышенный спрос будет удовлетворен с помощью продукции нового завода Knauf Insulation. Немалую роль сыграет увеличение импортных поставок. По прогнозам экспертов, активность китайских производителей и поставщиков стекловаты увеличивается, а поставки выходят на «легальный» уровень.

При сохранении данной рыночной ситуации к 2012 году объемы потребления стекловаты увеличатся более чем в два раза. Крупные европейские производители оценивают российский рынок как перспективный, о чем говорят планы, в частности, компании Knauf по открытию заводов и завоеванию крупной доли рынка.  Государственные программы по застройке обещают обеспечить высокий уровень спроса, тем не менее, ряд угроз может существенно замедлить рост рынка.

Игроки российского рынка стекловаты

За четыре года на рынке стекловаты произошли существенные изменения: объем внутреннего производства вырос на 70 %, на рост данного показателя повлияло открытие новых заводов иностранными производителями на территории РФ, а также модернизация имеющихся заводов для увеличения производительности.

Российский рынок стекловаты отличается олигополистической структурой: пять (ранее четыре) крупных игроков делят между собой значительные доли рынка. В таких условиях появление новых небольших производителей маловероятно.

Представить взаимодействие основных игроков и рыночные процессы, происходящие в настоящее время, можно с помощью модели Майкла Портера «Пять рыночных сил».

Согласно этой модели, на рынок действует пять сил:

1) Угрозы со стороны поставщиков.

2) Угрозы появления новых участников рынка.

3) Угрозы со стороны потребителей.

4) Угрозы появления товаров-субститутов.

5) Угрозы со стороны конкурентов.

Крупнейшие игроки рынка стекловаты Saint-Gobain (около 31 % рынка), Ursa (30 % рынка) и Knauf (около 28 % рынка) при полной загрузке первоначальных мощностей) выходят на стадию острой конкуренции. По оценкам экспертов, в настоящее время обстановка на рынке достаточно спокойная и компании не планируют предпринимать решительных шагов, но в ближайшие пять лет ситуация может измениться. При достижении  Knauf запланированных объемов производства (5,2 млн м ?) к 2010 году, его доля составит около 50 % рынка, значительно потеснив существующих игроков. Ряд экспертов высказывают предположения, что у компании могут возникнуть проблемы со сбытом.

Увеличить конкуренцию также могут компании из смежных секторов рынка теплоизоляции – производители базальтовой ваты и XPS.

Три крупных производителя – Saint-Gobain, Ursa и "ТехноНИКОЛЬ", активно осваивают смежные сегменты рынков. В настоящее время все три вида теплоизоляции производит компания Saint-Gobain. Потеснить его положение планирует компания "ТехноНИКОЛЬ", которая уже имеет мощности по производству XPS и базальтовой ваты и планирует в 2010 году открыть завод по производству стекловаты в Хабаровском крае.

География рынка

Производство стекловаты, в основном, сконцентрировано в Центральном федеральном округе РФ (см. рис. 4), где свои заводы имеют компании Saint-Gobain, Ursa и Мостермостекло. В 2007 году в ЦФО был открыт завод Knauf.  Такая высокая степень концентрации объясняется близостью к рынкам сбыта. До недавнего времени основной спрос на стекловату обеспечивала Москва и Московская область, где велось активное строительство коттеджей, складской, офисной и промышленной недвижимости. В настоящее время можно говорить о том, что спрос постепенно перемещается в регионы. Тем не менее, расположение завода в ЦФО во многом выгодно для большинства производителей. По словам экспертов, транспортировка стекловаты в пределах до Урала достаточно выгодна.

Рис. 4. География рынка.

Источник. Данные производителей, аналитика IndexBox

Готовая продукция со всех заводов поставляется во все регионы России, за исключением компании Тисма, которая не осуществляет поставок в ЮФО.

Из двух заводов компании URSA, завод в Серпухове осуществляет поставки в ЦФО и ПФО и на экспорт в страны Восточной Европы, а завод в Чудово (СЗФО) производит поставки в остальные регионы РФ и на экспорт в Казахстан.

Согласно анонсам, компания Knauf Insulation занимается поиском площадки для строительства завода в СФО или УФО. В настоящее время площадка еще не найдена. Завод, построенный в восточной части России, мог бы помочь компании Knauf захватить значительную часть рынка России, но, по мнению экспертов, это может произойти лишь в том случае, если готовая продукция сможет конкурировать с китайской стекловатой по цене, превосходя ее по качеству.

Транспортировка стекловаты, как правило, осуществляется при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта. У каждого из указанных видов транспортировки есть свои преимущества и недостатки.

По словам экспертов, большая часть крупнейших производителей использует оба вида транспорта, в зависимости от ситуации: транспортировка на дальние расстояния чаще производится по железной дороге, а в пределах своего и соседнего федеральных округов – при помощи автотранспорта.

Часть производителей прибегают к услугам компаний-транспортировщиков, располагающих своим парком вагонов. Подобные компании имеют более гибкую ценовую политику в отношении легких грузов, чем РЖД.

К. МОРЕНКОВА, ведущий специалист консалтинговой компании IndexBox

По материалам сайта: http://www.stroyka.ru