Неординарный дизайн

Фактурная штукатурка широко используется в различных направлениях дизайна. И все же однозначного толкования (что это такое?) не существует. Дело не только в том, какие замысловатые формы примет «штукатурный» рельефный рисунок на стенах и потолке.

Важно, из чего сделан материал, какими он обладает свойствами, какие цвета, оттенки можно использовать для создания неповторимых декоров. А главное, как сочетаются разные декоративные штукатурки друг с другом. Ведь в данной области есть неисчерпаемые возможности для создания неповторимых интерьеров: мастерские предлагают не только всевозможные материалы, но и огромное разнообразие трафаретов.

Таким образом, не обязательно быть великим художником, чтобы разрисовать или вылепить на стене неотразимые гравюры, панно, неординарную фактуру и создать незаурядную цветовую гамму. Тем более что некоторые производители декоративных материалов устраивают в Москве мастер-классы, причем совершенно бесплатно.

Они обучают работе с различными декоративными штукатурками и разнообразными трафаретами, после чего слушатели полны желания вылепить незаурядный интерьер в своей квартире. С помощью экспертов мы расскажем о наиболее любопытных направлениях в «декоративном оштукатуривании» стен и потолка, а также о других манипуляциях, необходимых для создания красоты.

Инструмент

Эксперты подчеркивают, что приступать к работе с декоративными материалами следует  не с пустыми руками. Наиболее традиционные инструменты декоратора – это кисти и валики, сделанные из разных материалов, да и размеры инструментов различные.  Однако наши эксперты не делают тайны из тонкостей мастерства (тем более что своему авторскому искусству обучают бесплатно всех желающих), а потому для читателей подробно перечисляют весь инвентарь, необходимый для дизайнерского труда.


Для работы с различными материалами (о них ниже) по авторским методикам дизайнеры используют ветошь (это трикотажная хлопчатобумажная ткань); натуральную марлю; прозрачную пленку шириной не менее 45 см; натуральную морскую губку; специальные ножи для резки сусальных листов; агатовые зубки, которыми полируют золоченые поверхности; специальную полировочную ткань; устройство для нанесения точек, которое применяют при декорировании мебели и  устройство для распыления пигментов и клейких веществ. Кроме того, для работы дизайнеров нужен  набор стальных гибких шпателей с нарезанными зубцами (для создания особой фактуры); для той же цели – универсальная декоративная сетка.

Также нужна  меховая варежка, имеющая внутри специальный пластиковый чехол (чтобы краска не пачкала руки); инструмент  в виде  резинового трафарета  для нанесения на  незастывшую  основу рельефного рисунка, который имитирует  деревянную текстуру. Еще необходимы  несколько валиков различной формы, предназначенных  для рисования разнообразной древесной текстуры на сухой  поверхности. Таков неполный перечень инструмента, необходимого для создания эксклюзивного дизайна. Количество разнообразных кисточек и более заурядных валиков, которые применяют в работе, слишком сложно и долго перечислять.

Трафареты

Дизайнерские студии предлагают доморощенным декораторам самые разнообразные трафареты. Не каждый рожден художником, да и профессиональные мастера редко  разрисовывают стены от руки (уж очень это дорого). Важно правильно пользоваться трафаретами, иной раз гармонично накладывая на рисунок сначала один трафарет, а затем  другой,  и поочередно распыляя над ними краски (либо разрисовывая «пробелы» трафарета кистью или губкой). Впрочем, есть масса других подходов для серийной настенной живописи, как и большое разнообразие трафаретов. Многие дизайнерские студии предлагают заказчикам сделать индивидуальные трафареты, чтобы их домашние интерьеры были эксклюзивными  со стопроцентной гарантией.

Бывают одноразовые трафареты (например, на основе самоклеящейся пленки) и многоразовые. Некоторые «трафаретные» узоры  разработаны с конкретной целью: например,  визуально увеличить высоту комнату, или расширить ее объем. Есть тематические рисунки. Например, с помощью трафаретов на стенах можно воссоздать китайские сюжеты, мотивы японской или иной восточной живописи.

Для тех, кто ностальгирует по настенным коврам, но не решается повесить на стенку вышедший из моды аксессуар, дизайнеры предлагают «ковровые» трафареты. Обычно «трафаретная» живопись задумана таким образом, что линии имеют оттенки, а в результате картинка (точнее целая сюжетная линия настенных изображений) получается объемной. Однако эксперты подчеркивают, что вовсе необязательно ограничиваться визуальным объемом, поскольку материалы (подробней о них ниже), используемые для создания рисунков, позволяют «вылепливать» с помощью трафаретов настоящие объемные изображения.

Особо стоит отметить бордюры, которые наносят на стены с помощью трафаретов. Иногда, при грамотном подборе оттенков, очень эффектно выглядят разноцветные бордюры на фоне однотонной комнаты. По мнению экспертов, дополнительные цвета должны быть не слишком яркими, и гармонировать, находится в одной цветовой гамме  с основным колером. Наибольший эффект получается в том случае, когда рисунок бордюра не только имитирует объемное изображение, но и в действительности отдельные элементы рисунка выполнены рельефно (с помощью трафаретов).

Технологии и материалы

Разумеется,  в рамках статьи невозможно перечислить все возможные комбинации материалов,  цветов, оттенков, фактур, применяемых в дизайнерских  технологиях. Однако наиболее интересные подходы в дизайнерском искусстве мы постараемся охватить. Так, по мнению специалистов, заслуживают внимания  тяжелые гели, позволяющие придавать поверхностям совершенно незаурядный внешний облик.

Декоративный гель – это прозрачный податливый материал, который можно окрашивать жемчужной слюдой, вододиспесной краской, пигментами или иными красителями. Степень окраски геля и оттенки  зависят  от выбора дизайнера. Так же как рельефные формы на поверхности, которые получаются при помощи подручных инструментов, например, шпателя и сетки. Кроме того, в работе с тяжелым гелем мастера применяют  трафареты.

Материал используют для декорирования стен, потолка, мебели. Тяжелый гель застывает, твердеет и приобретает эффектную  фактурную поверхность. К тому же некоторые наполнители придают гелю изящный  блеск.   Эксперты подчеркивают, что прозрачность -  важное свойство декоративного материала, а потому не желательно добавлять в тяжелый гель большое количество  красителя. Рельефная поверхность смотрится наиболее эффектно,  когда цвета и  оттенки  как бы отсвечивают изнутри прозрачной массы -  будто  переливаются «из глубины» фактурного покрытия.

Венецианская штукатурка

Этот декоративный материал имеет свою легенду, согласно которой состав был разработан древними итальянскими мастерами, потом утерян,  и лишь  относительно недавно «возрожден» их последователями. В основе «древней» штукатурки, согласно легенде, была замешана мраморная и известковая мука. Современный состав более совершенен: по оценкам экспертов, он обладает отличными потребительскими свойствами и незаурядным внешним видом. Важное свойство материала в том, что профессионально выполненная работа (то есть «венециански» отштукатуренная стена) выглядит,  будто отполированный мрамор, обладающий необычайными отблесками и оттенками.

Любопытно, что венецианская штукатурка обладает хорошей прочностью: по мнению экспертов, это стойкий материал, способный достойно выглядеть  вплоть до следующего ремонта. И хотя смотрится венецианская штукатурка «будто камень», свойства у нее другие. Штукатурка «может дышать», имеет хорошую паропропускаемость, а, следовательно, не задерживает в помещении избытки влаги.

Эксперты подчеркивают, что неотразимая отделка помещения венецианской штукатуркой получается в том случае, если к ней приложилась рука опытного мастера.  К тому же технологии шагнули далеко вперед. На сегодняшний день венецианская штукатурка совсем не обязательно  напоминает  отполированный мрамор, тем более что подобная фактура может не сочетаться с другими декорами.

Опытные мастера замешивают в венецианскую штукатурку эксклюзивные добавки,  предавая «мрамору» новые оттенки. Да и фактура венецианской штукатурки не всегда бывает однородной, ровной и блестящей. Декораторы могут воссоздать на штукатурке морские волны, песчаные берега или другие незаурядные  «картины», пробуждающие положительные ассоциации.  В результате получается не просто  эксклюзивный интерьер, но и,  в известной мере, «эффект хорошего настроения».  Кому не хочется, возвращаясь с работы, вспоминать  о море и песчаных его берегах?

Правда, эксперты предупреждают, что приобретая декоративный материал под названием «венецианская штукатурка» стоит проявить бдительность. Уж больно много появилось декораторов-любителей, готовых замешивать на продажу смеси под таким названием. И далеко не все они отвечают высоким стандартам качества. К декоративным материалам целесообразно относиться как к любым другим – искать известного производителя и (по возможности) фирменный магазин, в котором продают нужный товар.

Декоративные добавки

Впрочем, венецианская штукатурка – это один из многих видов декоративных материалов. В специальных мастерских художники и дизайнеры разрабатывают свои эксклюзивные покрытия, которые хороши хотя бы тем, что подобную облицовку не встретишь в чужом жилище. Декораторы готовы намешивать индивидуальные составы. Или, образно говоря, «вырисовывать интерьеры», делая их неповторимыми с помощью собственных лекал и «своих» оттенков. Это можно сравнить с написанием картины.

Художники как будто используют одинаковые краски (выпущенные «все той же» химической промышленностью), однако комбинация красок, их различная пропорция, сочетание  света и теней делает одну картину совершенно непохожей на другую. Правда в арсенале у декораторов кроме красок есть различные «густые» добавки, позволяющие создавать  не только неординарные расцветки, но и эксклюзивный рельеф.

Таким образом,  декоратору для работы  нужен  определенный набор инструментов,  всевозможные краски, штукатурки, а главное добавки, позволяющие создавать  в  интерьерах самые разнообразные  оттенки и фактуры.  В каждой мастерской добавкам уделят особое внимание, и нередко останавливают свой выбор на эксклюзивных разработках. Таким образом, подмешивая «свои» добавки  в краску, гели, мокрую  штукатурку или в другую основу,  можно получить «на выходе»   совершенно  неповторимый декор.

Разнообразные оттенки жемчуга

По оценкам экспертов, жемчужные или перламутровые оттенки  отлично смотрятся не только на стенах или потолке, но также на деревянных элементах мебели, плинтусах, карнизах либо на иной твердой основе. Большое значение имеет первоначальный цвет  основы, на который сверху наносят составы, «сдобренные» жемчужными оттенками. В зависимости от сочетания цвета (допустим, стены) с оттенком  перламутровой  массы  получается индивидуальная цветовая гамма.

У профессиональных декораторов в запасе имеется множество оттенков, хотя   дилетанту кажется, что жемчужных или перламутровых  колеров не так уж много. Однако  еще  есть широкая цветовая гамма, в которую можно окрашивать основу «под перламутр» В результате получаются сотни различных комбинаций «жемчужного» декора. Специалисты подчеркивают, что эффект «особой глубины» характерен   для гладкой светлой основы, покрытой составом с  перламутровым наполнителем. Однако возможны и другие  декоры, в частности, напоминающие  «россыпи жемчуга».

Воск и масло

Весьма любопытен декоративный материал, представляющий собой смесь воска, специальных масел, металлизированного  пигмента  или мелко раздробленной слюды, имеющей жемчужный оттенок. Образно говоря, масляно-восковая основа с цветовым наполнителем чем-то  напоминает пластилин, из которого опытная рука дизайнера, «вооруженная»  инструментами, может вылепить замысловатую рельефную отделку. Подобный декор, который благодаря специальным добавкам надежно затвердевает, можно наносить на окрашенную или деревянную поверхность. Аналогичным составом также украшают металлические изделия.

В частности, окрашенные восковые декоры можно успешно использовать, например, для декорирования багета, рамок, карнизов, внутренних арок  и других конструкций. Выполнять  резьбу по дереву – занятие  сложное, трудоемкое, а работать с воском, по мнению экспертов,  проще. На поверхность изделия наносят заранее  окрашенный масляно-восковой  слой.

С помощью трафарета на нем выдавливают рисунок, имитирующий, например,  резьбу по дереву. Выдавленные  излишки смеси  аккуратно снимают марлей. Иногда есть смысл нанести дополнительную колеровку для большего «деревянного» или иного эффекта. Когда смесь высохнет (примерно через пять – шесть часов), эксперты рекомендуют аккуратно отполировать рисунок сукном. Специалисты подчеркивают, что рельефный декор, полученный указанным способом, имеет высокую прочность, не смывается и не теряет изначальную раскраску.

Патина и состаренная древесина

Есть популярное направление в «металлическом» дизайне – патинирование. Нередко патинируют медь, поскольку считается, что состаренный металл выглядит более благородно. К слову сказать, медные трубы изнутри  патинируют и для других целей, — чтобы пленка патины защищала металл от воздействия агрессивной среды, а значит, от коррозии. В данном случае дизайнерское патинирование также выполняет дополнительную задачу -   защищает медь от неблагоприятной среды.

Действительно, трудно представить Медного всадника или любой другой памятник минувшей эпохи, чтобы был он «огненного» цвета  «молодой» меди или бронзы. А потому в дизайнерских целях медь  патинируют, придавая ей различные «старинные» оттенки, чтобы изделия смотрелись более солидно. Впрочем, состаривают не только медь. Интересно смотрится патинированное серебро. Есть любители сероватого «старенького» дерева, и даже  сусальное золото (или позолоту)  покрывают патиной. Хотя, как известно, золото в природе не окисляется, но налет, имитирующий    возраст позолоченного изделия, нанести на поверхность  можно.

Для патинирования металлов – серебра и меди в дизайнерских целях, в частности,  используют составы, сделанные на основе алкидного пигмента. По оценкам экспертов,  в зависимости от наполнителей, патинированный металл может иметь различные оттенки. Например, «цвета шоколада», вина, имбири, корицы или других привлекательных внешне колеров.

Для состаривания деревянных изделий дизайнеры предлагают различные материалы. Это может быть пропитка, которая добавляет дереву сероватый оттенок. Но есть материалы, которые воздействуют на древесину не путем окрашивания, а старят ее волокна благодаря химическому воздействию. В частности, бывают составы, которые неравномерно «поражают» дерево. Поверхность усыхает выборочно, да и цветовая гамма состаренной древесины неравномерная.

Дизайнеры иногда используют весьма смелые оттенки, чтобы создалось впечатление,  будто дерево не просто «мирно состарилось», но пропутешествовало, например, в качестве борта древнего корабля, то есть повидало виды.  Например, «корабельный» эффект, по мнению экспертов,  создает неравномерный серовато-шоколадный оттенок с зеленоватыми прожилками и сильными затемнениями по краям.

Задекорированное дерево выгодно отличается от натуральной трухлявой старины. Из состаренной древесины  можно смело изготавливать элементы дизайна, или делать  «древнюю» мебель, тогда как по-настоящему старое дерево (с зеленоватыми прожилками плесени)  пригодно только в качестве музейного экспоната.

Декорации для мебели

Иногда возникает желание усовершенствовать внешний вид еще не старой, но поднадоевшей мебели. Вносить свои поправки в мебельный дизайн можно не только  путем ее состаривания. Иной раз хочется перекрасить мебель, особенно если в жилище сделан ремонт и новые стены плохо гармонируют по цвету со старой мебелью. Для примера дизайнеры советуют такой способ декорирования, предположим, фасада  шкафа. Чтобы его облагородить,  можно воспользоваться  одним из видов декоративной штукатурки, однако сначала нужно подготовить поверхность.

Шкаф следует тщательно протереть, убрав с поверхности пыль. После этого нанести грунтовку, предназначенную для дерева (если шкаф деревянный) или универсальную, пригодную для различных материалов. Перед нанесением грунтовки ее целесообразно подкрасить в тот самый цвет, который выбран в качестве нового колера для шкафа. Тогда, после нанесения штукатурки, удастся избежать пробелов, даже если у штукатура нет достаточного опыта работы с материалами.

Многие виды декоративных штукатурок требуют подготовки перед нанесением на поверхность. В частности, штукатурку колеруют в нужный цвет (один или несколько, гармонирующих друг с другом). В данном случае следует использовать тот же колер, который был намешен в грунтовку. Впрочем, фасад  шкафа необязательно делать  однотонным.  Можно, например, провести волнистую линию сверху донизу шириной 15 – 20 см, окрашенную «родственным» колером. А по краям линии выполнить тонкую (например) серебристую окантовку.

Нередка ситуация, когда появляется желание «расправиться» с надоевшим пластиковым фасадом кухонного гарнитура. Проще всего его оклеить липкой пленкой, но этот способ может показаться слишком примитивным. Для эстетов дизайнеры предлагают другие варианты, например, окрашивания кухонного фасада с использованием трафаретов.  Для начала нужно ошкурить пластик, чтобы ровнее ложилась и лучше закреплялась  грунтовка. После этого наносят грунт. Нужно выждать время, пока грунтовка высохнет, после чего ее также целесообразно ошкурить.

Далее фасад кухонного гарнитура раскрашивают с помощью трафаретов. Трафарет закрепляют на поверхности, а для окрашивания «пробелов» используют специальную трафаретную кисть или валик. Кроме того (когда задействовано  несколько  трафаретов), дизайнеры рекомендуют применять целый набор поручных инструментов. В частности, специалисты советуют наносить декоративные материалы с помощью морской губки или марлевого тампона. (128)

По материалам сайта: http://www.houseroomdesign.ru