Кровь и песок

Рассматриваются все версии самой массовой по числу жертв катастрофы с российским самолетом

Траур по погибшим в авиакатастрофе лайнера Airbus A321 будет трехдневным – в Санкт-Петербурге он продолжится в понедельник и вторник. Об этом решении сообщил вчера губернатор Георгий Полтавченко. Крушение самолета компании «Когалымавиа» в небе над Египтом стало самым крупным по числу жертв в истории российской гражданской авиации. В Синайской пустыне погибли 224 человека: семеро членов экипажа и 217 пассажиров, возвращавшихся из курортного Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Подтвержденные сведения о причинах трагедии все еще крайне скудны. Однако они дают повод задуматься о самых разных проблемах, и главным образом, конечно, о состоянии российской авиаотрасли.

Самолет Airbus А321, принадлежавший авиакомпании «Когалымавиа» (международное название – MetroJet), выполнял чартерный рейс 9268. Он вылетел из аэропорта Шарм-эль-Шейха в субботу в 6.21 по московскому времени и спустя 23 минуты пропал с радаров. После этого в течение нескольких часов поступали противоречивые сведения: утверждалось, что сигнал был потерян в районе Ларнаки; что самолет покинул воздушное пространство Египта, и местные диспетчеры передали его турецким; что, не долетев до Каира, пилот сообщил о неполадках с одним из двигателей и запросил экстренную посадку в египетской столице. Все эти данные позднее были опровергнуты.

Около 11 часов утра об обнаружении обломков российского самолета сообщило агентство Reuters со ссылкой на египетские власти. Поступали сведения, что прибывшие на место спасатели якобы слышат голоса в одном из отсеков воздушного судна. А люди, приехавшие в «Пулково», чтобы встретить своих родных из отпуска, не могли найти на табло прибытий строчку рейса 9268.

Лишь после полудня Росавиация официально подтвердила факт крушения. Выживших не было.

Вчера родные погибших готовились к процедуре опознания тел. Первые из них были доставлены в Санкт-Петербург еще вечером в воскресенье. На месте катастрофы работали эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Следственный комитет РФ расследует два уголовных дела, возбужденных по факту катастрофы. Прокуратура и Ространснадзор проверяют «Когалымавиа». Обыски в субботу прошли в офисах перевозчика, а также туроператора Brisco, в столичном аэропорту «Домодедово» и на месте последней заправки лайнера – в самарском аэропорту «Курумоч».


В новостях о большинстве предыдущих авиакатастроф с российскими бортами чаще всего упоминался «человеческий фактор». В данном же случае о нем, по общему мнению, и речи быть не могло: 48-летний капитан погибшего воздушного судна Валерий Немов считался очень опытным пилотом, на его счету – 12 тысяч часов в воздухе. Прежде всего подозрение пало на технику.

«Экипаж ни при чем, потому что это не был взлет или посадка. Самолет вышел на эшелон (набрал необходимую высоту. – «НИ») и в автоматическом режиме летел», – комментирует ситуацию «НИ» заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. Однако, по его словам, мнимая «старость» самолета, которую бурно обсуждали пользователи соцсетей, не могла сама по себе послужить причиной трагедии. «Когда говорят, что 18 лет – это старый самолет, не надо этому верить. 18-летние самолеты обычно успевают налетать около 30 тысяч часов. Этот налетал 56 тысяч. Да, это солидно, но это не значит, что он не мог больше выполнять полеты. Вот то, что он уже в четырех «руках» побывал, – это настораживает», – говорит собеседник «НИ». Отметим, что сертификат летной годности аэробуса действовал до 2016 года, однако мог быть продлен. До того как в 2012 году борт купила «Когалымавиа», он принадлежал ливанской, саудовской, турецкой и сирийской авиакомпаниям. «Мы же не знаем, как он эксплуатировался, какие он грубые посадки совершал, сколько раз он был в турбулентности, в каком состоянии у него были силовые элементы», – комментирует Юрий Сытник.

Дело могло быть в усталостном разрушении корпуса, рассуждает в беседе с «НИ» ведущий летчик-испытатель Летно-исследовательского институт им. М.М. Громова Владимир Бирюков. «Если фрагменты самолета действительно разбросало на площади в 16 квадратных километров, то это скорее всего было разрушение в воздухе», – говорит собеседник «НИ». Отметим, что вчера вечером эти сведения подтвердил исполнительный директор МАК Виктор Сороченко, осмотревший место крушения. Ранее за восемь километров от основной части обломков было обнаружено тело погибшего ребенка. «Самолеты разваливаются в воздухе никак не из-за плохого топлива, а, грубо говоря, по двум причинам: либо взрыв, либо усталостные нарушения прочности корпуса, которые невозможно было обнаружить перед полетом. Такое бывает», – говорит г-н Бирюков.

Причина катастрофы могла быть только внешней, считает летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. «Катастрофа может произойти из-за трех факторов: человеческий, технический, внешний. Первый точно не мог повлиять – экипаж был великолепный, подготовленный. Техника тоже никак не могла так быстро и мгновенно сломаться. «Боинги», «Аэробусы» – это надежные самолеты, которые составляют абсолютное большинство на мировом рынке и перевозят миллионы людей за день. Поэтому остается только внешнее влияние», – считает собеседник «НИ». Какой именно внешний фактор мог спровоцировать катастрофу, пока можно лишь предполагать.

В субботу вечером стало известно, что ответственность за катастрофу взяла на себя египетская исламистская группировка, подконтрольная запрещенному в России «Исламскому государству», – такое сообщение предполагаемые террористы распространили через Twitter и мессенджер Telegram. Российские власти призвали относиться к этому заявлению скептически: по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, ни у египетских, ни у российских властей «нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления».

Любое подобное заявление заслуживает внимания и подлежит проверке, заявил «НИ» генерал-майор ФСБ в отставке Александр Гуров. «Иногда ответственность за теракты берут на себя, как говорится, «для понта», это тоже не нужно исключать, – замечает собеседник «НИ». – Но даже если бы не было этого заявления, такую версию стоило бы проверить. Было бы странно, если бы ее вообще исключили». «Сейчас информация об этом крушении достигла уровня токсичного. Думаю, что не стоит дополнительно это усиливать. Иначе таким образом мы дискредитируем все меры безопасности, люди будут бояться летать», – сказал «НИ» ветеран внешней разведки КГБ СССР Олег Нечипоренко, уточнив, что у него о причинах крушения «совсем другое мнение».

Однако у пассажиров российских самолетов и без террористической угрозы есть поводы для тревоги. В частности, катастрофа спровоцировала очередной виток дискуссий об опасности чартерных рейсов, которые предлагают туроператоры в рамках пакетных туров на курорты. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин заверил «НИ», что в данном случае поводов экономить на обслуживании транспорта ни у авиакомпании, ни у оператора не было. «То, что чартеры опасны, – это глубочайшее заблуждение», – заявил собеседник «НИ».

«Чаще всего представители авиакомпании прячутся от наших разгневанных пассажиров, даже если произошла небольшая накладка с расписанием и рейс задержали. Что уж говорить о катастрофе», – отметила «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. По ее словам, «Когалымавиа» не занимала какой-то серьезной доли на рынке, поскольку у них всего было пять бортов. «Это чартерная авиакомпания, у которой были хорошие самолеты. Понятное дело, что не новые, но тем не менее. Никто негативно о компании не отзывался. Ничем она не выделялась, да и полетов было немного». Собеседница «НИ», однако, отметила, что с родственниками погибших, которые собрались в «Пулково» субботним утром, никто из «Когалымавиа» поговорить не удосужился. «Так, до сих пор непонятно, был в «Пулково» представитель «Когалымавиа» или нет. Но в любом случае в России это серьезная проблема. Люди же практически остаются заложниками ситуации. Самое ужасное, что у них нет информации. И никто не выйдет и спокойно не объяснит, почему задержки, сколько ждать», – добавила «НИ» пресс-секретарь РСТ.

Вчера вечером в Санкт-Петербург должен был прибыть первый борт МЧС с телами жертв авиакатастрофы. Среди них – 132 жителя Петербурга, 46 человек из Ленинградской области, 11 новгородцев. Не вернулись домой также девять жителей Пскова, две сибирячки, двое уроженцев Карелии, по одному человеку из Волгограда, Смоленска, Тюмени. Также погибли трое белорусов и четверо украинцев.

Среди тех, кто после отпуска так и не приземлился на родине, – заместитель мэра Пскова Александр Копылов. Вместе с ним летела его гражданская супруга Елена Мельникова. Эту информацию подтвердил вчера мэр Пскова Иван Цецерский.

В авиакатастрофе погибла семья заместителя директора петербургского кампуса НИУ ВШЭ Валерия Гордина. Он потерял своего сына Леонида и невестку Александру Илларионову, которым не было и тридцати лет. Студенческий совет Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге выразил свои глубочайшие соболезнования Валерию Гордину и всем людям, чьи родные и знакомые не вернулись домой.

Авиакатастрофа унесла жизни и троих сотрудников МЧС, сообщил вчера замглавы МЧС РФ Владимир Степанов, который поручил департаменту кадров ведомства сделать все необходимое и помочь семьям погибших.

Среди пассажиров была и директор креативного агентства «Море» Анна Тишинская. В течение нескольких лет девушка работала программным директором в питерском «Гилеле» (крупнейшая молодежная еврейская организация в мире). Теперь сотрудники организации создали страницу памяти на своем сайте. «Это большой шок и большая утрата для нас – Аня была частью гилелевской семьи, и хоть она уже не работала в «Гилеле», мы постоянно общались и были на связи. Буквально несколько недель назад мы поздравляли Аню с днем рождения и желали ей новых достижений – и действительно, в жизни было столько перспектив, и так горько, что все внезапно оборвалось», – говорится в комментарии к фотографии Анны Тишинской.

Злополучным рейсом летела и семья совладельца ОАО «Метрострой №6» Игоря Осипова. В синайской пустыне он потерял супругу Наталью, дочь Маргариту Винник и двоих внуков – Диме было два года, а внучке Саше три.

Погибла заслуженный работник детского сада №12 Невского района Санкт-Петербурга Татьяна Панина, которая возвращалась из Египта вместе со своей дочерью Сашей. Вместе с ними ушли из жизни Екатерина Мурашова и ее мама Ирина Пикалева, которые работали в управлении соцзащиты города Пскова.

И еще две сотни тех, для кого отпуск на солнечном берегу Красного моря, к сожалению, стал последним.

Большинство европейских перевозчиков не побоялись летать над Синаем

Три европейские авиакомпании – KLM, Lufthansa и Air France – объявили о решении приостановить полеты над Синайским полуостровом, в районе, где произошла катастрофа с российским лайнером. Вслед за ними маршруты своих бортов поменяла Emirates.

Один из ведущих скандинавских экспертов в сфере гражданской авиации – Андреас Сундт, возглавляющий Союз авиатехников Норвегии, утверждает в интервью телерадиокорпорации NRK, что лайнеры Airbus на протяжении ряда лет страдают от «врожденных болезней». Одна из них – отказ сенсоров скорости. По некоторым данным, российский лайнер потерял скорость и поэтому потерпел катастрофу. Отказ сенсора скорости, как считает г-н Сундт, мог стать причиной того, что экипаж не заметил изменений в характере движения машины.

Виктор КОНОНОВ, Стокгольм

По материалам сайта: http://www.newizv.ru