Домовая резьба

Русская традиционная домовая резьба отличалась символизмом и практической целью: защитой от злых сил.

Традиции домовой резьбы, видимо, начали складываться у славян еще несколько тысяч лет назад. Ведь осев на земле и перестав вести кочевой образ жизни, наши предки поставили себя в зависимость от сил природы.

Нашим предкам, окруженным суровой природой, в которой приходилось не жить, а выживать, и одушевлявшим все её и плохие, и хорошие проявления, нужны были знаки-обереги. Поскольку свой собственный дом у наших предков был больше, чем дом, - это было родовое гнездо, где жило несколько поколений одной семьи, нередко разделяя свой кров с домашними животными, без которых выживание было бы просто невозможно.

Потеряв дом в результате стихии (пожара, наводнения и т.п.), семья была обречена на вымирание, слишком суровые были времена.

Те знаки-обереги, что охраняли дома наших предков, мы вряд ли когда-либо увидим воочию, дерево не самый надёжный материал. Жизнь дерева коротка, от силы пару сотен лет и то при хорошем уходе.

Сколько было войн, пожаров, эпидемий за это время, и не сосчитать. Каждая беда уносила с собой материальные свидетельства тех эпох. Единственный островок стабильности, где традиционная символика переходила из поколения в поколение, это, как вам ни покажется странным, - вышивка. Традиционная вышивка у любых народов, не только славянских, - это самый древний пласт культуры. Здесь как нигде крепки традиции и символика. Поэтому, изучая символику и орнаменталистику домовой резьбы, необходимо всё время обращаться к смежным областям, в том числе и к традиционной вышивке наших предков.

Первые символы-обереги скорее всего были грубыми знаками-зарубками. Инструменты того времени не позволяли делать домовую резьбу в нашем теперешнем понимании. Наносились эти знаки-обереги над входом в жилище. Скорее всего, это были солярные знаки, Берегиня и т.п.

В то время жилища не были домом, как мы видим их сейчас. Это были небольшие строения, почти землянки. Земляной пол, очаг прямо на полу. Срубы - это более поздние строения. Когда появились железные инструменты, появилась и возможность заготавливать лес без особых проблем.


Несмотря на то, что символика в нынешних орнаментах едва угадывается, её легко найти и увидеть.

Начнём с конька крыши.

Без помощи прирученных животных наши предки просто не смогли бы развиться в высокоорганизованное общество. Например, приручив лошадей, наши пращуры смогли увеличить посевные площади, ускорить уборку урожая, наладить экономическое и политическое взаимодействие с соседями. Это разом повысило выживаемость рода.

Именно это уважительное отношение к лошадям, как к помощникам в быту и войнах, вывело его на первый план в зооморфных мотивах домовой резьбы. По легендам, именно кони тянут по небосводу солнечную повозку. Отсюда и самое высокое положение в домовой резьбе - конек. Так названа главная часть крыши, ее навершие. В старых постройках конёк изготовлялся из цельного ствола дерева и своим весом удерживал всю крышу. В древнеславянских обрядах очень часто на конек дома прилаживали череп коня как оберег.

В русских деревнях коньки не только украшают кровли домов, но употребляются и внутри изб около печи и по обеим сторонам божницы (полка в переднем углу, на которой стоят иконы).

К сожалению, сейчас найти сохранившиеся изображения конька практически невозможно.

В верованиях наших предков Небо - это Твердь Небесная, прозрачное дно небесного Мирового океана. По поверью в нем находятся «хляби небесные» - запасы дождевой воды. Когда они прорываются, вода льется на землю, отсюда и пошло выражение «разверзлись хляби небесные».

Под скатом крыши почти в любой сохранившейся домовой резьбе вы увидите эти знаки, объемные прямоугольники - символы Земли; "косички", "змейки" - символы Воды.

И как завершение композиции - имитация струй дождя, стекающих со ската крыши.

На этой фотографии это прекрасно видно.

И таких карнизов с фризами великое множество.

Наличники на окнах - относительно недавнее изобретение, им приблизительно 500-600 лет. Конечно, и до этого существовали оконные проёмы. Но большое окно - это скорее привилегия богатых домов и дворцов. И только бурное развитие и удешевление изготовления оконного стекла позволило нашим предкам делать окна желаемого размера.

Стали появляться инструменты, позволившие изготавливать домовую резьбу без особых проблем. По большей части это была артельная работа. Поэтому, гуляя сейчас по старым улочкам, вы можете увидеть наличники на некоторых домах, изготовленные почти в одном стиле и отличающиеся зачатую только незначительными деталями.

Наличники стали украшать, чтобы подчеркнуть статус владельца и защититься от злых сил. В большинстве наличников вы увидите символ Берегини. Сильно стилизованный, он присутствует почти во всех орнаментах домовой резьбы.

Этот символ в домовой резьбе, пожалуй, один из самых распространённых. При нынешних технологиях выживания и образе жизни современному человеку трудно понять, почему символу Берегини отводилось такое большое значение.

Из всех дохристианских символов (кроме символов стихий) этот, наверное, самый древний из известных. Во времена, когда наши пращуры жили небольшими поселениями среди глухих лесов, ключом к выживанию было наличие большого количества детей, которые помогали бы по хозяйству.

Конечно, среди славян было много людей, живущих охотой и другим промыслом. Осесть же на земле могли только крепкие семьи и кланы, где было много работников для раскорчевки леса, вспашки, постройки домов и т.д. Поэтому культ здоровой крепкой женщины, способной рожать здоровых детей, являлся едва ли не основным.

На рисунках старинных вышивок представлены символы Берегини, которые дошли до наших дней практически в неизменном виде. Как правило, в руках женщина держала цветок - символ богатства и благополучия. В центре фигуры также изображался цветок, символизирующий беременность или ребенка. Наверное, отсюда пошла поговорка "Дети - это цветы жизни".

Вот так этот символ выглядит на вышивках:

По материалам сайта: http://xn--80ahnajqy6av.xn--p1ai