Детская комната от А до Я

Обустройство комнаты детей

Кроме того, что детская комната это помещение которое требует ответственного подхода к своему обустройству, она, в первую очередь, всегда должна соответствовать возрастному периоду Вашего ребенка. В данном случае это, наверное, единственное самое важное условие, дело вкуса, образа и стиля жизни остальных членов семьи здесь учитывается второстепенно. То есть, в идеале детская комната дошкольного ребенка не имеет ничего общего с обустройством комнаты ребенка подросткового возраста. В идеале, изменение интерьера и обустройства комнаты движется в ногу с ростом ребенка и требует значительных изменений хотя бы каждые 13-15 лет. Имейте в виду, что обустройство вашей детской комнаты необходимо выполнять с учетом допустимых будущих перестановок или переоборудований, которые в дальнейшем будут проводиться для покрытия возникших потребностей, характера и активности Вашего ребенка.

Согласно распространённому мнению детских психологов детская комната должна быть оборудована и «запущена» как можно раньше. Именно условия пребывания ребенка в своей комнате, уровень ее организованности и комфорта, будут влиять на дальнейшее формирование привычек и характера будущего Вашего уже взрослого ребенка, сформировавшегося человека. Однако следует также прислушаться к другому совету профессиональных психологов, создавая новый детский мир, учитывайте пожелания Вашего ребенка.

Конечно, не все имеют возможность обеспечить полностью оптимальные условия, но согласитесь, что стремиться к этому максимально выходя из своих возможностей, может каждый.

Функциональность – главное качество детской комнаты

Отправной пункт обустройства детской комнаты, от которого стоит отталкиваться это принцип функциональности. При этом, однако, следует учитывать, что функциональное обустройство любого «взрослого» жилища существенно отличается от детского. Например, если для взрослого человека функциональность жилого помещение это в первую очередь удобство, то при качественной оценке внешних предметов у ребенка будет в первую очередь находиться интерес. Наведем пример на такой, казалось бы, незаурядной вещи как диван.

У взрослого, исходя из приоритета удобство, будут главные функциональные требования это комфорт в определенном положении, например, сидя или лежа. В тоже время, ребенок захочет диван, на котором можно прыгать или болтать ножками, лежать и сидеть. Проводить сон для ребенка, например интересней на кровати, куда нужно забираться, а не ложиться, на яркой и красочной кровати которая может быть уникальной формы. Как пример, Вы наверно видели детские кровати, для мальчиков сделанные в форме машинки. И так во всем, интерес, а не удобство.

Естественно, уровень функциональности вашей детской комнаты будет определяться имеющимися размерами, которые будут позволять осуществить нужную Вам меблировку и планировку. Примерный минимум такой площади 8-10 м2 для однокроватной комнаты и 12-14 м2 для двух. Такая площадь позволит Вам безболезненно разместить кровать, небольшой письменный или игровой стол (примерно 150х220 см), шкаф. Как отмечают психологи, для детей требуется намного больше свободной площади в их жилой комнате, исходя из этого 3 м2 не загромождённой свободной площади для ребенка недостаточно, особенно активного. Если есть возможность у родителей пожертвовать неким приоритетом, то лучше выделить ребенку одну из самых больших комнат в квартире, которая при этом будет также теплой и светлой.

Зональность детской, зачем это нужно?

В идеале саму детскую комнату необходимо разделить на 3 четкие зоны: рабочую, игровую и спальную. Лучше когда рабочая и игровая зоны располагаются в удаленной части, если Вы будете заниматься уборкой, при таком расположении Вы не будете мешать ребенку, заниматься чем-то за столом или играть. Если у Вас большая детская комната, рассчитанная на 2 детей, лучше, если она будет разделена условно на две личные зоны. Лучше если в каждой из личных зон кроме кровати будет располагаться шкаф и стол для одежды. Самый рациональный способ разграничения зон достигается с помощью сблокированных «спинами» шкафов.


Естественно получить оптимальную планировку и зонацию детской комнаты не всегда получиться, учитывая недостаток площади или, например неблагоприятного расположения дверей и окон, однако постарайтесь соблюдать такие условия:

  • минимальное количество мебели;
  • главный приоритет на свободное место;
  • расположение письменного (игрового) стола недалеко от окна
  • расположение кровати в самом спокойном месте детской комнаты.

    Обратите также внимание, что при обустройстве детской комнаты нет смысла приобретать дорогую и шикарную мебель, ребенок может ее поцарапать, разрисовать или просто испачкать. Ругать ребенка за это не только бессмысленно, но и глупо, ведь он только познает окружающий мир. В принципе, наиболее значащим критерием при выборе первой мебели для детской комнаты является практичность, а также «дружественность» материалов, из которых эта мебель изготовлена.

    Мебель в первую очередь должна быть прочной, легкой, устойчивой, но не массивной. Лучше, если поверхность будет невосприимчива к механическим воздействиям, а также к загрязнению поверхности. Одно из основных требований к поверхности - это ее гладкость и закруглённость. Если коснутся вопроса расцветки, для облицовочных материалов, то мнения профессионалов сводятся к простому совету, в детской комнате должны преобладать яркие и веселые цвета.

    Характер вашей детской комнаты обязан последовательно отражать нюансы и особенности текущих возрастных периодов, а именно:

    • «ползунковый» (1-3 года);
  • дошкольный активномоторный (3-6 лет);
  • школьный активномоторный (6-12 лет);
  • подростковый (12-15 лет).

    Кроватки для младенцев или детей дошкольного возраста

    Начнем с крохи. Как Вы сами прекрасно понимаете, мебели для крохи необходимо минимум: пеленальный столик и кроватка. Учитывая возраст крохи, он естественно нуждается как никогда в помощи взрослых, поэтому кроватку лучше ставить вблизи от постели родителей. При этом ребенку все равно, какая эта будет кровать, колыбель с пологом для принцессы, «лодочка» и т.д. Главное сейчас для ребенка здоровый сон. Достичь здорового сна как Вы сами прекрасно понимаете лучше в кровати с натуральных материалов из натурального дерева (наиболее часто используется береза, бук, клен).

    Также основным требованием и помощником для здорового сна Вам послужит правильный матрас. Здесь действительно в отличие от внешнего вида кровати тот случай, при котором нив коем случае нельзя экономить. Матрас должен быть обязательно точно под размер вашей детской кровати и изготовлен только из экологически чистых материалов. Детский матрас для новорожденной крохи должен обязательно быть ортопедическим и жестким, когда ребенок спит на таком матрасе, он прогибается под головкой и попкой, оставляя позвоночник ровным. При настилке матрас лучше укладывать на флекс, специализированную пружинистую раму, сделанную из бамбуковых реек, флекс служит в первую очередь для предотвращения развития сколиоза у ребенка.

    Преобладающее большинство детских кроваток представленных на рынке, предназначены на вырост ребенка. Такие кровати, как правило, имеют большей размер, съемные панели по бокам и опускающиеся дно. Минимальная по размерам детская кроватка шириной примерно 50 см и длиной 100 см будет достаточна по размерам для Вашего малыша в течение его первого годика жизни. Размер кроватки в 60х120 см соответственно прослужит до четырехлетнего возраста, а кроватка 70х140 см подойдет и для первоклассника. В быту практичны и очень удобны детские кровати на роликовых подставках с регулирующимся по высоте ложем, в такую кроватку удобно укладывать кроху, а также качественно перестилать кроватку.

    При покупке детской кровати для детей дошкольного и ползункового возраста необходимо обращать также внимание на детали конструкции, а именно:

    • расстояние между решетками ограждения детской кроватки должно составлять не более 7 см, ребенок не должен просовывать головку между ними;
  • высота ограждения кроватки должна составлять более 60 см;
  • клееные и шарнирные соединения конструкции частей кровати обязаны быть надёжно закрытыми;
  • перестановочные крепления лежачей поверхности к спинкам также должны быть крепкими и надежными.

    Расположение мебели и детских вещей

    Кроме вышеперечисленного Вам также необходимо выделить необходимое количество полок индивидуально для потребностей крохи: для пеленок, распашонок и прочих детских вещей. На кухне детская посуда и питание также должно размещаться отдельно, похожий порядок желательно держать и в ванной комнате расположив на свои места детскую ванночку и купательные принадлежности. Также Вам рано или поздно понадобится стол для пеленания, стол для кормления и коляска для прогулок. Больше масштабных изменений в детской комнате не будет вплоть до годовалого возраста. Дополнительно понадобится только ящик для игрушек, число которых будет расти с завидной скоростью и постоянством.

    Учитывайте, что в ползунковом периоде ребенок практически все время будет проводить на полу, даже учитывая то, что будет уметь ходить, весело и главное очень быстро ползать он не перестанет. Исходя из этого, грамотно расставьте мебель, чтобы образовать максимально свободное пространство по центру детской комнаты для безопасной игры и передвижения Вашего карапуза. Внимательно осмотрите комнату, в ней не должно быть ничего лишнего, неустойчивого и остроугольного.

    На этом этапе развития ребенка не лишним будет использование всевозможных «защитных штучек», которые будут обеспечивать дополнительную защиту для Вашего ребенка и спокойствие для Вас родителей. Карапуз то растет, значит готовьтесь к пробам на зуб всего, что находится в пределах его досягаемости. К «защитным штучкам» можно отнести заглушки для электрических розеток; защелки для шкафов, холодильника, унитаза; закруглённые насади для острых мебельных углов, фальш перегородки которые цепляются на дверной проем, создавая из комнаты своеобразный манеж и многое другое.

    Описывая вопрос с покрытием для детской комнаты, можно порекомендовать совет профессионалов использовать линолеум с утепленным снизу основанием. Такой линолеум во первых теплее, а во вторых, что наиболее важно для крохи, который плохо стоит на ногах, мягче.

    Отделка стен детской комнаты также включает в себя некоторые хитрости. Основное отличие, это специализированная отделка 1 метра от пола. Малыш будет ходить, касаясь стен, опираться спиной сидя на полу и т.д. Учитывая это, стены на 1 м от пола должны быть отделаны устойчивым к загрязнению материалом и самое главное теплым. Под такие критерии подходят такие материалы как велюровые обои. разнообразные пленки или панели (тканевая или древесная основа).

    Учитывая, что для нас как для родителей главный приоритет безопасность нашего ребенка то необходимо учитывать следующие факторы:

    • у игрушек и мебели должны отсутствовать острые углы;
  • розетки желательно защищать заглушками;
  • в интерьере комнаты необходимо избегать или прятать тяжёлые предметы, которые в тоже время неустойчивы (настольные лампы, торшеры, вазы и горшки с цветами и т.д.);
  • необходимо проверить устойчивость и крепеж самой мебели, Вам необходимо исключить вероятность её опрокидывания или падения во время попыток крохи изучить содержимое полок, шкафов, стеллажей и прочего;
  • шторы и занавески должны быть короткими, например, до длины подоконника, малыш не должен их дергать или запутываться;
  • замки и задвижки на окнах должны быть либо с детской защитой, либо открываться с усилием, которое не под силу малышу.

    Какие предметы должны присутствовать в детской?

    С четырехлетнего возраста Ваш ребенок будет начинать ощущать предоставленную ему площадь как суверенную территорию, именно поэтому обсуждение интерьера лучше проводить уже вместе с ребенком, либо учитывая возрастные пожелания и рекомендации. Главное одно, комната должна быть светлой, теплой с яркими обоями. На полу желательно использовать либо ковролин, либо утеплённый линолеум. Делать дорогостоящий ремонт и закупать дорогую мебель в таком возрасте не совсем целесообразно и экономически не выгодно. Кроха захочет разрисовать, оторвать, сделать то, чего нельзя делать, чтобы оценить реакцию родителей. Следовательно — минимум мебели и недорогой ремонт. Давайте попытаемся определиться, что же должно находиться в детской.

    Незаменимый атрибут любой детской комнаты это конечно игрушки. Однако заваливая ребенка игрушками, не забывайте про многократные предупреждения психологов: игрушки и их количество ни в коем случае не должно превышать определенного лимита, чтобы у ребенка не потерялся к ним интерес. Часть игрушек лучше прятать и не показывать малышу для периодического обновления «ассортимента». Игрушки можно также поделить между собой на 3 группы по способу, а вернее по возможности их хранения. В первую можно отнести любые игрушки, которые удобно хранить в коробках или, например ящиках. Во вторую группу можно отнести «интерьерные» игрушки, то есть, например мягкие игрушки которые можно разложить на полочки или кровати для украшения комнаты. В последнюю группу можно добавить игрушки, которым тяжело найти стандартное место хранения и придётся искать другое, персональное. Сюда можно отнести, например большие габаритные игрушки.

    Также немаловажной составляющей частью детской комнаты являются книжки. Для хранения книжек можно, например, повесить на стены несколько книжных полок.

    При входе в Вашу детскую комнату непосредственно в самом дверном проеме Вы можете установить качели.

    Также обязательным атрибутом детской комнаты является музыкальный центр с записями любимых сказок, детских песен либо просто классической музыкой.

    Практичным и целесообразным приобретением станет также детский стол с изменяемой по высоте столешницей (в комплекте к таким столам идут, как правило, несколько комплектов разных по высоте ножек). Начальная высота Вашего стола должна составлять около 50 см. К столу Вам понадобится естественно и стул, основные требования к стулу это небольшой вес и устойчивость к опрокидыванию. Сразу хочется отговорить Вас от покупки стульев с подвижными вращающимися сиденьями, такие стулья имею высокую вероятность травмирования Вашего ребенка.

    Кроме столика для игр и рисования Вам необходимо заранее предусмотреть специальную вертикальную поверхность для аналогичных целей, так как все дети очень любят рисовать на стенах. В принципе Вы можете приобрести в детских магазинах специальную рисовальную доску, однако можно проще выйти из этого положения. К стене или двери крепите кусочек старых обоев или ватмана и место для творчества у Вас уже готово. В случае разрисовки Ваших горячо любимых обоев не спешите ругать ребенка, ведь стоимость обоев не сравниться с творческим порывом Вашего маленького Рембрандта.

    При дошкольном периоде учитывайте, что занятия малыша начнут приобретать более творческий характер, это начнет выражаться в примитивном конструировании, рисовании, разбирании и собирании игрушек, игры начнут иметь осмысленное действие и ребенку соответственно потребуется все больше места для размещения рисовальных принадлежностей, игрушек, конструкторских наборов и т.д. В данный период развития основными элементами при меблировке становятся стеллажи, полки, короба и прочее. При меблировке учитывайте также один, но очень важный момент: мальчикам нужно гораздо больше полок, чем девочкам, куклы ведь могут жить семьей, а вот машинки или самолеты потребуют у Вас «личного» пространства.

    Самое рациональное и удобное решение это объединение полок и ящиков в единую секционную систему. Такую мебельную систему можно без особых затруднений продолжать переоборудовать методом перестановки полок вместе с взрослением ребенка и изменения сферы его интересов. Стеллажные мебельные секции вовсе не обязательно располагать вдоль стен, Вы можете их использовать как своеобразные перегородки между функциональными зонами вашей детской комнаты.

    Все дети растут быстро и рано или поздно начнется период, когда Ваша кроха, недавно ползающая и весело агукавшая, пойдет в школу. Главная особенность комнаты для школьника - письменный стол. За время обучения в школе Ваш ребенок вырастет в среднем на 55-60 см, учитывайте, что его письменный стол обязан «расти» вместе с ним, другими словами у Вашего письменного стола должна быть возможность увеличения высоты столешницы от 50 до 75 см от уровня пола. Оптимальная длина рабочей поверхности письменного стола должна варьироваться от 90 до 120 см, в то время как ширина 50 — 70 см.

    Письменный стол необходимо размещать вблизи у окна при этом свет должен падать на стол с левой стороны. Наилучшим материалом для письменного стола или хотя бы для столешницы это мелко тесненный пластик, поверхность должна быть матовый и лучше темного цвета. Углы письменного стола желательно выбирать закругленные, а торцы столешницы с окантовкой. Удачный выбор письменного стола с регулируемым углом столешницы, с наклоном в 11-16° намного удобнее писать.

    Необходимые перемены при отправке ребенка в школу

    В комнате ребенка-школьника также должны быть стеллажи и полки для книг, учебников, альбомов. Оптимально также наличие в письменном столе выдвижных ящиков для школьных принадлежностей. Учтите также, что письменный стол старшеклассника будет существенно отличаться от ученика начальных классов. Для начала вашему ребенку будет вполне достаточно парты и стульчика, их можно легко убирать и двигать при необходимости. Старшекласснику в свою очередь необходим полноценный стол, располагающий к сосредоточенному серьёзному труду.

    Рано или поздно Вы столкнетесь с проблемой, а вернее с необходимостью приобретения для Вашего школьника личного компьютера, для которого будет необходим компьютерный стол. В принципе, компьютер можно расположить и на письменном столе, однако задумайтесь, сколько полезного рабочего пространства у Вас пропадет. Компьютерный стол практичнее располагать с левой стороны от Вашего письменного стола (если Ваш ребенок левша то справа). При указанном угловом размещении письменного и компьютерного стола перемещения между ними будут минимальны, в то время как сектор действия для основной рабочей руки ребенка — максимален. Также Вы можете использовать широкие, углообразные компьютерные столы, на которых сбоку от компьютера имеется специальное дополнительное рабочее пространство для письменной или другой работы, не требующей компьютера.

    Стул школьника должен, как и его письменный стол регулироваться по высоте. Обыкновенный не регулирующийся стул здесь не подойдет особенно в сочетании со столом, у которого регулируется столешница. Учтите то, что меняться должно не только сиденье стула, но и спинка, причем желательно, чтобы у спинки тоже был угол наклона. Опорная крестовина стула должна обязательно быть длиннее сиденья и иметь не менее 5 ножек-консолей.

    Особенно важно заострить ваше внимание на вопросе освещения детской комнаты, учитывайте что тусклое или, наоборот слишком яркое освещение может в дальнейшем отрицательно отобразиться на зрении ребенка. При выборе освещения, по мнению профессионалов лучше останавливаться на потолочном светильнике с отраженным или рассеянным светом. Многие дети боятся темноты, поэтому ночное бра не будет лишним в детской комнате. Также немаловажно правильно осветить рабочее место Вашего ребенка. Слева от ребенка (для левши справа) необходимо установить качественную настольную лампу, лампа должна быть прямого света. Настольная лампа прямого света поможет Вам равномерно осветить всю рабочую поверхность письменного стола.

    Обустройство комнаты подростка это довольно сложная задача. Очень часто ребенок-подросток будет иметь свое мнение на обустройство и вряд ли захочет слушать ваше. Основное требование к интерьеру у подростков это «взрослый дух» в интерьере на смену «детсадовского». Чтобы Ваш ребенок подросток не смущался перед своими друзьями необходимо изменить интерьер его комнаты. Главная потребность у ребенка такого возраста это места для гостей. К нему будут приходить друзья, и он обязан их легко разместить в своей комнате в своем «личном» пространстве.

    По материалам сайта: http://vse-sekrety.ru