Изделия из трав.

Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое.

В наше время подобное занятие стало не профессией, а скорее увлекательным занятием, результатом которого являются симпатичные шлепанцы, подставки под посуду, чехлы для цветочных горшков, оплетенные камышом "небьющиеся" бутыли и т.д.

Подставки под горячую посуду.

Подставки под горячую посуду, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и долголетием. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть: листья рогоза и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнут с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг сильно наклонится. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при эережном к ней отношении, не менее а десяти-пятнадцати лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение "в клеточку" (рис. 6 ).

Рис. 6 Плетение подставки под посуду: а - крепление камышины для "веревочки"; б и в - формирование "веревочки"; г - заделка бортов шнуровальным шилом.

Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышин. Затем берут новую камышину, огибают ею одну из крайних стоек простого плетева (рис. 6, а) и формируют вокруг последнего "веревочку", поочередно оплетая все 24 свободных конца (стойки), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 6, б и в). Чтобы "веревочка" ловилась по кругу, ее стараются как можно туже стягивать на углах плетева. Когда закончите первый виток "веревочки", а он самый трудный, второй ряд плести намного проще.


Когда сделаете три-четыре витка "веревочкой", не возбраняется перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, необходимо иметь нечетное число стоек. В данном случае у подставки 24 стойки, распущенные веером по кругу, поэтому просто отрежьте одну стойку или прибавьте еще одну.

Как поступить, решайте сами: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну стойку удалить, а если свободно — прибавить. Чтобы вставить дополнительную стойку, новую камышину просовывают рядом с какой-либо изначальной стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце (о конструкции шила мы расскажем чуть позже).

Теперь все стойки, в том числе и дополнительную, если она предусмотрена, поочередно проходят "круговой" камышиной, обводя ее последовательно вокруг каждой из стоек и формируя столько рядов, сколько требует размер подставки. В отличие от плетения "веревочкой" здесь камышины не перекручивают, а лишь стараются уложить их достаточно плотными рядами. Но для прочности последний виток опять делают "веревочкой".

Закончив плетение, приступают к заделке бортов. При наиболее простом способе заделки конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило "от центра" просовывают вдоль одной из стоек (рис. 6, г), вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают ее внутрь. Затем шило направляют вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, а оставлять по краям небольшие петли. Причем, петли по желанию делают либо прямоугольные, либо треугольные. Кстати, для декоративного оформления подставки эффективно использовать сразу и ту, и другую петлю. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, в отверстие последнего вставляют острый конец стойки и втягивают ее в плетево, оставляя лишь небольшую петлю, которую расправляют так, чтобы получился треугольник (рис. 7> или прямоугольник.

Рис. 7 Заделка бортов плетева: а - работа шнуровальным шилом; б - треугольная петля.

Овальная подставка для "гусятницы".

Плетут так же, как и круглую. Разница лишь в том, что под прямым углом друг к другу плетут не одинаковое, а разное число стеблей. Например, чтобы сплести подставку, у которой ширина была бы в два раза меньше длины, число камышин, расположенных по вертикали, должно быть в два раза больше, чем по горизонтали. Но вернемся к нашему шилу. Во-первых, вместо него легко использовать шнуровку, с помощью которой раньше шнуровали футбольные и волейбольные мячи. Они еще продаются в спортивных магазинах. Во-вторых, такое шило-шнуровку не так уж сложно сделать своими руками (рис. 8).

Рис. 8 Шнуровальные шила.

В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остыть и просекают зубильцем щель вдоль осевой линии. Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилем. Готовое шило шлифуют мелкозернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила, которое изготовит из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом. Вязальную спицу накаляют посередине, и когда металл остынет, сгибают ее пополам. Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только удается продевать новые стойки, но и заделывать борта различных изделий, сплетенных из трав.

По материалам сайта: http://www.mirpodelki.ru