Капитальное строительство — одна из важнейших отраслей народного хозяйства, которое должно обеспечивать создание и ускоренное обновление основных фондов, предназначенных для развития общественного производства и решения социальных задач, кардинальное повышение эффективности строительного производства.

Оснащению строительства техникой для производства СМР должно уделяться постоянное внимание с налаживанием серийного выпуска новых средств механизации и транспорта, обеспечивающих внедрение прогрессивных технологических процессов производства строительных работ.

Эффективность выполнения строительных работ должна обеспечиваться производством и поставкой не только отдельных видов машин, но и их систем, в совокупности обеспечивающих комплексную механизацию и автоматизацию технологического процесса в целом.

Соединение науки с производством, внедрение в него прогрессивных идей идет через машины и технологию и имеет огромное значение для строительства.

Эффективность эксплуатации имеющейся строительной техники зависит от организации умелого использования ее в технологическом процессе производства работ.

Рост парка строительных машин должен сопровождаться качественными изменениями. Основное внимание следует направить на создание машин, обеспечивающих внедрение передовых технологических процессов, повышение надежности и снижение трудоемкости содержания техники, применяемой на стройках.

Для разработки научно обоснованных прогнозов технического прогресса в строительстве, определения структуры парка строительных машин и путей их дальнейшего развития необходимо знать, какие будут строиться здания и сооружения, их объемно- планировочные и конструктивные решения, технологию производства строительных работ. Совокупность этих прогнозируемых данных определяет требования к разрабатываемым машинам, с помощью которых объекты могут быть возведены в планируемых производственных условиях.

Необходимость выполнения больших объемов земляных работ при освоении пустынных районов Ближнего Востока, строительство Байкало-Амурской магистрали и др. задачи потребовали существенного увеличения единичной мощности землеройных машин.


Увеличение этажности зданий и размеров ячеек, укрупнение сборных элементов явились предпосылками увеличения грузоподъемности, вылета стрелы и высоты подъема грузов монтажных средств. Освоение подводных территорий обусловило появление принципиально нового класса машин.

Кроме того, на развитие строительно-дорожного машиностроения заметно влияют тенденции развития общего машиностроения, в том числе внедрение двигателей нового типа, прогрессивных конструкционных материалов.

Изменение структуры строительного производства требует дальнейшего совершенствования производства строительных машин и повышения их технического уровня: создание и освоение выпуска высокопроизводительных машин для комплексной механизации основных работ на всех отраслях строительства, ускорение выпуска мощных самоходных землеройно-транспортных машин, повышение технического уровня и расширение номенклатуры механизированного ручного, строительно-монтажного инструмента и строительно-отделочных машин, а также машин для строй-индустрии.

Главная задача перспективного развития строительной и дорожной техники — повышение производительности за счет увеличения мощности, сокращения продолжительности рабочих циклов путем повышения маневренности машин и их автоматизации; замены цикличных процессов непрерывными; повышения надежности, универсальности и других эксплуатационных характеристик машин и их комплексов.

Предполагается создать принципиально новые высокопроизводительные машины, позволяющие механизировать нетрадиционные технологические процессы...

Впервые в отрасли начато использование автоматических манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов).

Для решения задачи снижения энергоемкости необходимо: создать автоматизированные системы стабилизации оптимальных по энергозатратам режимов работы машин с применением бортовых ЭВМ, использовать устройства, снижающие сопротивление разрабатываемой среды на основе применения газовых струй для уменьшения трения грунта о рабочий орган землеройных машин, химических реагентов, размораживающих или предотвращающих смерзание разрабатываемой среды; разрабатывать средства механизации нетрадиционных технологий, имеющих сокращенное число технологических переделок, в процессе возведения строительного объекта.

Кроме перечисленных общих направлений развития строительных и дорожных машин могут быть рекомендованы некоторые специфичные для отдельных типов. Например, предполагается увеличение номенклатуры сменного рабочего оборудования (до 20 видов) одноковшовых экскаваторов, снабжение их гидромолотами, рыхлительными зубьями; выпуск гидравлических экскаваторов на гусеничном ходу тракторного типа. Намечается освоить выпуск гусеничных бульдозеров мощностью до 500 л.с., колесных — мощностью 540-650 л.с. и разработать техдокументацию на колесные бульдозеры мощностью 1000-1200 л.с.

Следует отметить, что Россия — единственная страна, где созданы и выпускаются автоматизированные бульдозеры с повышенными планировочными свойствами.

Предполагается освоить производство самоходных скреперов вместимостью 25 и 40 м3 с аппаратурой автоматизированного управления по лучу лазера.

Намечается значительно расширить номенклатуру самоходных кранов. Предполагается создать краны грузоподъемностью 160 и 250 т. Планируется начать производство кранов грузоподъемностью 63 и 100 т на специальном шасси автомобильного типа. 

Предполагается расширить производство башенных кранов, в том числе с дистанционным радиопрограммным управлением. Ожидается качественное изменение бетоносмесительного и бетонотранспортного оборудования, создание мобильных смесительных установок производительностью 120 и 240 м3/час.