Приобретение машины. Рано или поздно наступает момент приобретения новой машины. Каждому хочется, чтобы автомобиль принес максимум выгоды, но критерии, используемые для определения данной максимизации, зачастую крайне однобоки. Кто-то руководствуется только высокой надежностью, кто-то — исключительно низкой ценой и малыми эксплуатационными затратами, кто-то — значительным сроком эксплуатации, кто-то — высокой технологичностью и т.д.

При этом вопрос усложняется иными техническим уровнем предлагаемых машин, необходимостью выбора среди массы предложений, как от производителей (дистрибьюторов) новой техники, так и от торговцев на вторичном рынке; множеств ом. схем оплаты (прямое приобретение, лизинг, кредит, долгосрочная аренда); финансовым положением предприятия; стратегическим планированием деятельности фирмы и т.д. И не всегда решение по двум-трем показателям даст необходимый эффект.

При приобретении машины рекомендуется руководствоваться тремя основными составляющими: технико-экономическими показателями, характеризующими полезную работу машины, ее затратную составляющую и период владения — надежностью, стоимостью эксплуатации и сроком использования. На них и будет строиться основной выбор. Попытки связать воедино эти критерии ранее не приводили к «единому знаменателю» из-за искусственного размежевания технических и экономических показателей, что являлось следствием плановой системы управления народным хозяйством СССР.

В официальных данных, предоставляемых производителем покупателю, к сожалению, данных по надежности не найти. Говорить о постоянном уровне надежности даже для одной марки солидного производителя невозможно. Тем более, что каждая машина имеет свою уникальную историю эксплуатации, и получаемые показатели постоянно будут «плавать» даже для одинаковых единиц одной поставки у одного владельца. Можно говорить лишь о тенденции развития износа, наработки на отказ для однотипных машин одного производителя. Подобные данные могут быть получены в результате проведения экспертной оценки и будут иметь лишь приблизительные значения.

Срок использования техники крупные производители указывают в своей документации. Например, такие гиганты, как Caterpillar и Komatsu, регулярно обновляют выпуски справочников эксплуатационных характеристик выпускаемых машин. В них достаточно подробно расписаны примерные сроки эксплуатации, расшифрованы вопросы затрат, т.е. отображены все технические характеристики расходов материалов, топлива и т.д. для каждой марки. Методики расчета затрат существуют и в виде компьютерных программ. Но следует помнить, что полученные данные могут служить только для примерной оценки, поскольку не учитывают специфики российского рынка и подходов к вопросам эксплуатации авто.

Как правило, оптимизация выбора машины и срока ее службы производится по минимизации затрат стоимости единицы продукции. Существует вариант оптимизации по максимизации прибыли от эксплуатации транспортного средства, но есть проблемы, которые не всегда получается преодолеть в процессе поиска решений. Основная из них заключается в отсутствии не только долгосрочного, но и среднесрочного планирования на подавляющем большинстве предприятий.

Единицей продукции может выступать машино-час, тонно-километр транспортируемого груза, кубический метр вынутого грунта и т.д. На практике проще определять удельные затраты на машиночас и при необходимости переводить его в натуральные единицы через производительность.

Стоимость машино-часа слагается из так называемых издержек владения и эксплуатационных затрат. Издержки владения включают в себя амортизационные отчисления (лизинговые платежи), оплату места хранения машины, налоги и сборы (транспортный, налог на имущество, сборы на регистрационные действия, ГТО), страхование. Издержки владения являются в основном постоянными или условно-постоянными затратами и практически не зависят от наработки машины. Для точного определения этих затрат нетрудно представить себе простой исправной машины. Эксплуатационные издержки, в свою очередь, являются переменными и включают в себя затраты на ТО и все виды ремонтов, быстроизнашивающиеся части, топливо, гидравлические и охлаждающие жидкости, заработную плату машинистов, перебазирование.


Среднегодовая наработка с увеличением срока эксплуатации снижается в связи с увеличением отказов и простоев, связанных с ремонтом, т.е. техническая готовность транспортных средств имеет тенденцию к постоянному снижению.

Простои техники, обескровливаемые внезапными (не планируемыми) отказами, и связанные с ними убытки в виде необходимости срочной замены машины на исправную в ходе выполнения работ (аренда и проч.), погашения штрафных санкций за срыв сроков производства работ, увеличения сменности при выполнении работ при условии недопущения срыва сроков незапланированных перебазировок к месту ремонта, или иные незапланированные затраты существенно увеличивают стоимость часа, т.е. данные убытки напрямую перекладываются на стоимость машино-часа. Зарубежные производители начали закладывать срок эксплуатации конструктивно в базовые детали, например в раму. Т.е. по прошествии определенного срока рама становится непригодной к использованию и не подлежит ремонту.

Недостатком данной методики является практическая невозможность планирования на достаточно большой срок, сопоставимый со сроком эксплуатации машины до списания. Имеет смысл говорить о применении ее для оценки экономических показателей в режиме реального времени по данным аналитического учета уже произведенных затрат и полученной выручки.

Положительным моментом является учет производимых затрат в реальных значениях без привязки к стоимости машино-часа, т.е. учитывается факт получаемой выручки в различных условиях. Ведь не всегда уже спланированный фронт работ будет освоен заложенными ресурсами, а выручка определяется, как правило, стоимостью, согласованной с заказчиком.

Для примера: высокая квалификация машиниста позволила закончить работы по отрывке котлована на треть раньше назначенной нормы времени (за счет сокращения операций по чистовой доработке дна и откосов, грамотного планирования мест для отпала грунта и снижения количества перемещений по площадке). Точно такой же котлован у того же заказчика и при задействовании аналогичного экскаватора может занять наполовину больше времени на разработку в результате низкой квалификации машиниста (излишнее время на зачистку дна,, неправильно выбранные места отвалов, переброс грунта в другие места складирования и т.п.). В обоих случаях выручка одна и та же, но эксплуатационные затраты отличаются более чем в 2 раза.

Сравнить оба представленных метода в разрезе «лучше — хуже», скорее всего, не удастся. Возможно, оптимизация будет более эффективна, если проводить ее по нескольким параметрам и, постоянно осуществляя мониторинг текущих показателей, корректировать итоговый результат.

В качестве параметра для оптимизации можно также выбирать эффективность капиталовложений в приобретение машины и дальнейшей ее эксплуатации, затрат или прибыли от эксплуатации машины в колонне, парке в качестве составной части комплексной механизации работ и т.д.