Роботизированные комплексы. Поскольку в наступившем столетии СМО вследствие достаточно быстрой автоматизации будут все больше приобретать черты роботов и манипуляторов, на повестку дня скоро станут серьезные задачи создания роботизированных комплексов машин как для выполнения определенных видов строительных работ или производства определенных видов строительных материалов и изделий, так и для возведения зданий и сооружений в целом. Попытки разработки и создания таких робототехнических комплексов в нашей стране до распада СССР уже имелись. Так, ВНИИСТРОЙДОРМАШ совместно с МГСУ и другими организациями был разработан проект такого комплекса для сооружения стен кирпичных зданий. При этом варианты самого робота — кладчика кирпича прошли уже экспериментальную проверку на стенде. Серьезные шаги в области разработки и создания таких роботизированных комплексов были также сделаны в ряде организаций для выполнения отделочных работ.

Подобные проекты вскоре могут возникнуть, например, и при создании роботизированных комплексов машин для возведения зданий из монолитного железобетона, крупных земляных сооружений и др. Еще быстрее задача создания роботизированных комплексов машин будет решаться в области производства строительных материалов и изделий.

Производство строительных машин. До последнего времени большинство заводов — изготовителей СМО было ориентировано на выпуск одного или, редко, нескольких видов или типоразмеров машин. Принятые на заводах жесткие технологические схемы производства затрудняли внедрение новых конструктивных решений, улучшающих качество СМО. Обеспечению качества СМО, отвечающего мировым стандартам, не уделялось должного внимания. Поэтому к переходу на рыночную экономику, которая широко открыла двери нашей страны для иностранных фирм -—изготовителей СМО и поставила обеспечение высокого качества и конкурентоспособности нашей продукции как основное условие ее выживания и развития, большая часть наших заводов оказалась не готовой, что усугубило резкий спад производства на отечественных заводах СМО.

Основными направлениями на пути выживания и дальнейшего развития производства СМО на отечественных заводах могут быть:

- создание и постановка на производство новых образцов СМО, в которых использовались бы все основные достижения науки и техники и которые отвечали бы самым высоким требованиям по качеству и конкурентоспособности;

- создание служб по управлению качеством, в задачи которых входило бы отслеживание всех вопросов обеспечения качества и конкурентоспособности СМО на всех циклах, начиная с маркетинга в процессе подготовки задания на разработку проекта и включая создание и испытание образцов, постановку на производство, обеспечение сервисного обслуживания, ремонта и учета отказов и ресурсов основных узлов, агрегатов и машин в целом и обеспечение высокой производительности в процессе их эксплуатации.

Эксплуатация и ремонт строительных машин. Обеспечение хорошего сервисного обслуживания в процессе технической эксплуатации и ремонта СМО в значительной мере влияет на показатели их качества и конкурентоспособности. Поэтому при создании и выпуске в новом столетии более надежных и качественных машин, особенно с высокой степенью диагностирования работоспособности их основных узлов и агрегатов с помощью встроенных в них датчиков и бортовых контролируемых приборов, коренным образом должна измениться система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) СМО. На смену планово-принудительной системе, очевидно, придет более дешевая система ТО и Р по потребности (техническому состоянию), которую будут использовать путем периодического диагностирования узлов и агрегатов.

Видимо, для большинства СМО отпадет надобность в капитальном ремонте, так как базовые несущие рамные конструкции и металлоконструкции рабочего оборудования будут рассчитаны на обеспечение всего срока службы машины, а узлы и агрегаты машины, подверженные износу или выходу из строя по другим критериям, для которых экономически нецелесообразно обеспечивать полный срок ее службы, будут сниматься и заменяться новыми на месте эксплуатации.


Повышение качества СМО, несомненно, приведет и к существенному повышению их стоимости, что сделает экономически невыгодным приобретение их непрофильными организациями, не имеющими необходимого фронта работ для полной загрузки машин. Поэтому, вероятно, все шире будут формироваться крупные организации по механизации строительства, работающие на условиях подряда или сдающие технику в аренду и тесно связанные с заводами-изготовителями. Только такие крупные организации будут в состоянии иметь необходимую базу для обслуживания и ремонта сложных и дорогостоящих машин и обеспечивать их экономичное использование в строительстве.

Сертификация строительных машин и их сервисного обслуживания. Введение обязательной сертификации продукции и услуг вследствие недостаточной обработанное требований и наличия, вновь созданных слабых, недостаточно квалифицированных и плохо оснащенных центров и испытательных лабораторий, занятых сертификацией СМО, оказывает пока малое влияние на их качество и конкурентоспособность.

Вместе с тем правильное понимание задач сертификации и организация высококвалифицированных и хорошо оснащенных центров по сертификации СМО и их сервисному обслуживанию может явиться в ближайшие годы одним из важнейших рычагов в обеспечении высокого качества и конкурентоспособности отечественных СМО.

Заводам по производству СМО следует понять, что для обеспечения выпуска высококачественной продукции необходимо не только получить сертификат соответствия на свои машины в основном в отношении условий их безопасности, позволяющий предложить ее на рынке, но и разработать и реализовать у себя систему управления качеством, обеспечивающую стабильный выпуск качественной продукции с высокими показателями по надежности и экономичности. На такие системы управления качеством, например в рамках стандартов группы ИСО 9000, заводам также следует получить сертификаты, которые помогут их продукции завоевать рынок сбыта.