При выборе кранов для монтажа подземной части здания возможны две схемы их размещения: на дне котлована и на бровке.

Монтаж сборных элементов должен по возможности производиться кранами, находящимися на бровке котлована. Установка монтажного крана на дне котлована может быть допущена при глубоких котлованах, тяжелых конструкциях, широких зданиях и отсутствии кранов необходимых параметров.

Схемы, при которых кран располагается на дне котлована, чаще всего применяются при монтаже элементов отдельных фундаментов.

Значительно реже эта схема применяется при монтаже сборных ленточных фундаментов, так как при устройстве перекрестных лент дно котлована оказывается в большинстве случаев недоступным для движения монтажных кранов.

Работа по этой схеме оказывается возможной лишь в тех случаях, когда краном ведется монтаж ленточных фундаментов «на себя».

Преимущество этой схемы заключается в том, что появляется возможность максимально приблизить кран к монтируемому объекту. При этом могут использоваться легкие (обычно грузоподъемностью до 5 т), наиболее мобильные монтажные средства (автокраны, пневмоколесные и гусеничные монтажные краны, краны- экскаваторы и т.п.).

При монтаже кранами, движущимися по дну котлована, необходимо тщательно следить за сохранностью основания.

Не допускается движение крана по зачищенной поверхности основания. Не допускается монтаж фундаментов кранами, движущимися по дну котлована, при наличии в основании пылеватых песков, супесей, суглинков, насыщенных водой, погребенного торфа. При монтаже элементов сборных ленточных фундаментов, а также в случаях переувлажненных котлованов, отсутствия проездов из-за частого расположения фундаментов и большой величины откосов применяется схема с расположением крана на бровке котлована.


Монтаж с бровки котлована может осуществляться как безрельсовыми, так и рельсовыми кранами.

Безрельсовые монтажные краны эффективно применять при монтаже фундаментов зданий башенного типа с числом секций от 1 до 3, а также в случаях, когда между началом монтажа подземной и надземной его частей может возникнуть значительный разрыв во времени. Чаще всего в этих случаях используются краны грузоподъемностью 15-20 т, которые обеспечивают монтаж 5-тонных элементов на вылете 10-15 м.

Применение кранов на пневмоколесном ходу рекомендуется при наличии тщательно спланированной и уплотненной полосы, обеспечивающей перемещение крана по периметру котлована строящегося здания.

Монтаж сборных элементов безрельсовыми кранами с верхней бровки котлована может выполняться как с одной, так и с другой сторон котлована.

Применение рельсовых кранов целесообразно при монтаже зданий протяженностью свыше трех секций. Особенно эффективно их применение в случаях, когда рельсовый путь, уложенный для движения этих кранов, может быть использован в дальнейшем без перекладывания при возведении надземной части здания. 

Для зданий с техническим подпольем или подвалом глубиной до 1,5 м и в том случае, когда монтаж сборных элементов подземной и надземной частей здания может быть организован без значительного перерыва во времени, целесообразно выполнять монтаж подземной части тем же башенным краном, которым будет монтироваться надземная часть здания. При этом имеется в виду, что вылет и грузоподъемность башенного крана окажутся достаточными с учетом дополнительного удаления оси подкрановых путей на величину заложения откоса котлована.

При котлованах глубиной свыше 1,5 м, а также в случае разрыва во времени между монтажом подземной и надземной частей здания целесообразно применять стреловые рельсовые краны.

Схемы расположения кранов при монтаже надземных частей более разнообразны и в зависимости от параметров здания могуг быть: с расположением кранов с одной и двух сторон для монтажа гражданских и многоэтажных промышленных зданий; с расположением кранов в середине пролета для многоэтажных промышленных зданий; с движением крана по периметру для монтажа одноэтажных зданий самоходными стреловыми; с движением крана по пролетам при монтаже одноэтажных промышленных зданий.

При выборе кранов и места их расположения необходимо стремиться к тому, чтобы на плане монтируемого объекта не оставалось «мертвых» зон, т.е. таких мест, которые выходили бы за пределы действия радиуса стрелы крана.

Некоторые схемы расположения кранов в зависимости от конфигурации здания показаны на рисунке 5.

Для возведения гражданских и многоэтажных промышленных зданий серийно выпускаются башенные краны серии КБ с грузовым моментом от 25 до 1000 тыс. м3. Наиболее распространенные из них 5 и 8 т типа КБ-100.1 (КБ-302) и КБ-160.2 (КБ-401), а также их модификация КС-100 для монтажа подземной части зданий и краны КБк-160.2 (КБ-403) с балочными стрелами.

Для строительства зданий повышенной этажности освоены приставные краны БК-180, КБ-573 и КП-100 грузоподъемностью 10 тонн и модернизированные приставные и рельсовые краны с высотой подъема крюка до 100-150 м, созданные на базе существующих кранов БКСМ-7-5 , УБК-5-50 и БК-300. 

Наряду с башенными кранами отечественной промышленностью выпускаются стреловые самоходные краны, в том числе пневмоколесные КС-4361 (К-161), КС-5361 (К-255), МПК- 25КС-4362 (К-166), КС-5363 (К-255А), КС-6362 (К-406); автомобильные КС-2563, КС-3561, КС-4561 (Кт162) и др.; гусеничные МКГ-10А, МКГ-16М, МКГ-25БР, СКГ-40, СКБ-63А, СКГ-100, МКГ-100, СКГ-160.

Краны различных типов, рекомендуемые для использования на строительно-монтажных работах, приведены в таблицах 2-5.

В таблицах наряду с новыми индексами приведены в скобках старые обозначения машин.

расстановка монтажных кранов

 

Башенные строительные краны для возведения гражданских и промышленных зданий

Этажность

здания

Масса

элемента

Передвижные краны

Приставные

с неповоротной колонной

с поворотной колонной

и самоподъемные краны

2-3

1-1,5

С-390

КБ-303

 

3

М-3-5-5

(КБк-100,1), МСК-3-5/20

 

4-5

4-5

БКСМ-5-5А

КБ-100,0 МСКг5/20А

-

 

3

С-419М, С419М

КБ-100,ОМ (С-981А)

 

, 6-10

4-5

БКСМ-5-9

КБ-100.2

КБ-401

 

 

6-8

БКСМ-7-9

КБ-160.2 МСК-10-20

 

12-16

4-5

БК-300Д

КБк-160.2

СБК-10

 

6-8

КБ-300В

КБ-160.2

 

 

4-5

БК-ЗООД

-

КБ-573, СБК-10 КП-10

20-30

6-8

БК-300В

-

КБ-573, КП-10 СБК-10