В промышленном, гражданском и жилищном строительстве удельный вес монтажных работ быстро увеличивается. Монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций представляет собой комплексный процесс, состоящий из подготовительных, основных и вспомогательных операций.

Эффективность этого процесса зависит от многих факторов: конструктивных и планировочных решений, технологичности конструкций, технологии и организации производства, уровня комплексной механизации и автоматизации, экономичности принятых решений и т. п.

Накоплен значительный опыт монтажа из сборных конструкций жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений; оптимизированы технологические свойства сборных конструкций; созданы эффективные монтажные механизмы, краны и технологическая оснастка, средства механизации и автоматизации основных и вспомогательных операций; разработаны и внедряются новые методы и формы технологии и организации монтажных работ. 

Однако многие из них все еще ведутся с большими затратами ручного труда — это устройство растворной «постели», закрепление и снятие подкосов для временного крепления и выверки конструкций; герметизация стыков, устройство термопакетов, антикоррозийное покрытие стальных закладных элементов, замоноличивание швов с установкой и снятием опалубки, перестановка монтажных стремянок, инструментов, ящиков для раствора и т.д. Монтаж осложняется и тем, что монтажные краны могут выполнять лишь подъемно-транспортные операции и не имеют специальных рабочих органов для выверки и установки сборных конструкций в проектное положение. Машинист башенного крана, находясь в кабине, не видит ни фасадную плоскость, ни монтажный горизонт, ни торцевую плоскость ранее установленного элемента. Для совмещения монтируемой панели, например с тремя плоскостями, сигнальщик подает машинисту условные знаки, и только после ряда последовательных движений — поворота стрелы, ее опускания в сочетании с движением крана — панель устанавливают приблизительно на место. Окончательно ее выверяют различного рода подкосами (за исключением замковых соединений) и монтажными ломами вручную.

Комплексная механизация и автоматизация монтажных работ осуществляются на основе повышения уровня монтажной технологичности сборных конструкций, внедрения прогрессивных методов их монтажа и технологического оборудования путем укрупнения в конструктивно-технологические блоки. Все это уменьшит долю использования башенных кранов, увеличит масштабы применения конвейерного монтажа покрытий одноэтажных промышленных зданий, безвыверочного и координатного монтажа, само- фиксации сборных элементов, монтажа зданий из объемных блоков и панелей способом подъема этажей и перекрытий.

Для сокращения сроков и снижения трудоемкости монтажа каркасных многоэтажных зданий будет увеличен выпуск групповой монтажной оснастки и автоматических устройств для монтажа и выверки сборных элементов. Шире станут применяться бескрановые способы монтажа конструкций и тяжелого технологического оборудования с помощью различных машин, гидроподъемников, установщиков, вертолетов-кранов. Все больше будет на стройках монтажных кранов, оборудованных средствами автоматики, дистанционного и программного управления рабочими движениями, телескопическими стрелами и выносными гидравлическими опорами, полуавтоматическими захватами и траверсами, устройствами для плавной посадки элементов в проектное положение. Возрастет использование мобильных стреловых кранов на специальном колесном шасси автомобильного типа. Для выполнения послемонтажных и сопутствующих работ — сварки и замоноличивания стыков и швов — все больше будут внедряться автоматические сварочные аппараты, агрегаты для нагнетания жестких растворов и бетонов, средства малой механизации для герметизации стыков крупнопанельных зданий.

Планируется выпуск унифицированных кранов большой грузоподъемности, со значительными вылетами стрелы и высотой подъема грузов. При возведении высотных зданий будут применяться башенные приставные краны, поднимающие груз на высоту до 200 м, оборудованные эффективными системами торможения, средствами автоматики для безопасной работы, системой радиотелеуправления. Мобильность башенных кранов обеспечивается устройствами для их складывания при перевозке и быстрой установке в рабочее положение.

Научные проблемы комплексной механизации монтажных работ носят комплексный и многогранный характер: это и механизация всех трудоемких работ, и дальнейшее совершенствование систем машин и оборудования, и др.


Комплексная механизация монтажных работ находится в прямой связи с повышением уровня монтажной технологичности, типизации и унификации строительных конструкций.