Одни источники утверждают, что выдающийся архитектор Баженов был рожден 01.03.1937 г. в селе Дольское (входило в состав Калужской губернии). Отец будущего академика архитектуры был псаломщиком. Вскоре после появления на свет сына семья перебралась в столицу. Другие источники свидетельствуют, что Василий Баженов появился на свет годом позже, в 1738-м, когда Баженовы уже проживали в Москве.

       Любовь к рисованию проявлялась у Василия Ивановича Баженова с детства. Мальчик удачно изображал здания, храмы, церкви, другие простые и сложные архитектурные сооружения. Однако отец, желая направить сына по своим стопам, отправил его учиться на певчего в Страстной монастырь.

       Здесь будущий архитектор продолжал рисовать. В 15-летнем возрасте Баженову удалось перебраться к пожилому нуждающемуся живописцу. Так, в 1753 году, живописец-самоучка выполнил свою первую "заказную" работу - роспись под мрамор печных кладок восстановленного дворца Головина. Талант и настойчивость не достигшего 18 лет Баженова позволили ему успешно работать в технике офорта, которая принесла ему ранг живописца 2 класса.

       Первые профессиональные шаги в качестве архитектора

       Работа во дворце Головина преподнесла Василию Баженову еще один ценный подарок: здесь его заметил выдающийся русский архитектор Д. В. Ухтомский. В 1751 году он зачислил талантливого юнца в собственную архитектурную школу. Баженову был предоставлен статус вольного слушателя. Благодаря этому способный юноша мог выборочно посещать занятия, а в свободное время зарабатывать себе на пропитание.

       Чаще всего подработку "подбрасывал" Баженову сам Ухтомский. Оценивая по достоинству талант Баженова, маститый архитектор направил юношу в уже знакомый ему Стретенский монастырь. Здесь планировалась установка Большого Креста с различными религиозными изображениями. Перед Баженовым была поставлена задача расписать Крест, разобрать и установить его.

       1755 год принес Баженову статус студента Московского университета. Здесь трудолюбивый юноша начал осваивать иностранные языки, а к его занятиям живописью добавились архитектурные и скульптурные наработки. Лучше всего он заговорил на французском.

       Протекция мецената И. И. Шувалова помогла только ставшему студентом Василию Баженову попасть на обучение в питерскую Академию художеств. Начиная с 1757 года, наставником юноши был сам С. И. Чевакинский, знаменитый благодаря своим архитектурным работам в стиле барокко. Маститый архитектор по достоинству оценил работы Баженова и назначил его своим помощником во время строительства Никольского Морского Собора. Позже, во процессе углубленных занятий архитектурой, Баженова учили знаменитые зодчие того времени: Кокоринов, Де-ла-Мотт.


       Французский и итальянский периоды

       Баженову выпала честь оказаться лидером Академии Художеств. Василий Иванович стал первой "ласточкой" школы, которую в 1759 г. отправили в столицу Франции изучать архитектуру Европы. Здесь архитектор-путешественник поступил во французскую Академию художеств, где под началом знаменитого де Девальи изучил все нюансы набирающего популярность классицизма. Спустя 2 года неутомимый студент перебрался в Италию, чтобы ознакомиться с подлинной античностью. В Риме ему вручили академический и профессорский дипломы.

       1764-й - год возвращения во Францию. Италия покинута. Известность за границей Василий Баженов получил благодаря созданию деревянно-пробочных моделей знаменитых парижских и римских зданий. Способности мастера принесли ему членство в академиях Болоньи и Флоренции.

       Город на Неве

       Годом позже Василий Иванович Баженов вернулся на родину. Здесь, в питерской Академии художеств, архитектору было присуждено звание академика. Однако гарантированную предыдущим руководителем профессорскую должность новая власть Академии предоставлять архитектору не спешила. Архитектору было предложено выполнить академическую программу - создать увеселительный комплекс в Екатерингофе.

       Несмотря на блестящее выполнение задания, профессорского звания и соответствующей должности Баженову так и не предоставили. Он написал заявление об увольнении с академслужбы. Годом позже, по протекции князя Орлова, стал служить в Артиллерийском ведомстве в качестве главного архитектора. Ему был присвоен капитанский чин.

       Москва

       В 1767 году В. И. Баженова ждал очередной переезд. В Москве, по заданию Екатерины II, 8 долгих лет архитектор создавал концепцию Большого Кремлевского дворца. Масштабный проект получил высочайшее одобрение, и в торжественной обстановке в 1773 г. заложили первый камень будущего комплекса.

       В этот период Баженов создал из дерева модель Большого Кремлевского дворца, которую везли на утверждение царице целых 120 саней. Однако проект не утвердили, а ставшая ненужной модель до сих пор хранится в кремлевской Оружейной палате.

       Авторству Баженова принадлежит развлекательный комплекс, возведенный для проведения торжеств по поводу русско-турецкого мирного соглашения на Ходынском поле. Дворцы, храмы, крепости и замки выполнены в технике смешения элементов 3 стилей: классики, готики и российского Средневековья. Благодаря замыслу архитектора проведенные здесь празднества были особенно яркими и запоминающимися.

       Опала

       Очередное задание Екатерины II обрушило на Баженова гнев двора. 10 лет (с 1775 по 1785 гг.) архитектор возводил 17 строений будущей царской резиденции, которую планировалось разместить в Царицынском имении под названием "Черная Грязь". Выстроенные в стиле псевдоготики постройки не вдохновили царицу: она посчитала имение чересчур мрачным. В итоге центральные постройки были полностью снесены. Восстановить их в другом виде поручили новому "любимчику" - М. Ф. Казакову. Однако многие постройки сохранились.

       Негативное отношение царицы к проекту имело политические причины: ей стало известно о членстве Баженова в "кружке Новикова". Архитектор передал будущему императору информацию о том, что столичные масоны выбрали его верховным мастером. Это изменило статус архитектора с придворного на опальный. По приказу царицы его прогнали со службы.

       1784 - год профессионального триумфа Баженова. Ваганьковский холм украшает лучшее творение баженовского гения - дом Пашкова. Даже сегодня его признают одним из самых красивых столичных строений. Архитектурный комплекс, состоящий из трехэтажного главного корпуса с разноуровневыми флигелями и пристройками, выглядит как дворец. Дом Пашкова - это архитектурный шедевр, полюбоваться которым сегодня может каждый.

       Но вмешательство Екатерины II в судьбу Баженова в итоге оказалось трагическим. 8 лет самоотверженной работы над ненужным концептом Большого Кремлевского дворца + 10 лет, посвященных строительству разрушенной в скором времени Царицынской резиденции, спровоцировали затяжную депрессию и подорвали здоровье гения.

       Покровительство императора

       1792 год ознаменовался очередным переездом В.И. Баженов в Санкт-Петербург. Здесь он вновь служит в Адмиралтействе.

       Павел I не забыл Баженова. Получив власть, он сделал его действительным статским советником. Это произошло в 1796 г. Карьера зодчего пошла вверх, и спустя 3 года, согласно императорскому указу, он занял пост вице-президента питерской Академии художеств. Император поручил новоиспеченному вице-президенту провести полномасштабное исследование проектов отечественных архитекторов и курировать талантливых отечественных художников.

       Однако скоропостижная кончина Василия Ивановича Баженова 02.08.1799 г. не позволила воплотить планы императора в жизнь.

В статье использованы фотографии Игоря Пальмина, Ольги Дюшен,
предоставленные авторами для ARCHITIME.RU на особых правах. Публикация
фотографий без официального разрешения ARCHITIME.RU и авторов запрещена.
Использование текста и фотографий для студенческих и научных трудов РАЗРЕШЕНО
со ссылкой на ARCHITIME.RU.

Рекомендуем ознакомится: http://www.architime.ru