Годы жизни: 1868-1928

Основная информация:
Чарльз Рении Макинтош - знаковая фигура в истории британского дизайна и архитектуры. Он является родоначальником британского "ар нуво". Этот стиль пришел на смену царившему неоромантизму и положил начало становлению "космополитической" разновидности модерна. Отличительной чертой британского "ар нуво" являлась изысканная и благородная сдержанность, близкая к аскетизму.

Офисное здание Glasgow Herald, Глазго, Шотландия
(1895 г.)

Школа Martyrs' Public School, Глазго, Шотландия
(1896 г.)

Школа Искусств (Glasgow School of Art), Глазго, Шотландия
(1899 - 1909 гг.)

Ruchill Church Hall, Глазго, Шотландия
(1899 г.)

Церковь Макинтоша (Queen's Cross Church), Глазго, Шотландия
(1899 г.)

Офисное здание Daily Record, Глазго, Шотландия
(1900 г.)


Коттедж Виндихилл (Windyhill), Килмаколм, Шотландия
(1900-1901 гг.)

Дом Любителей Искусства (House for an Art Lover), Глазго, Шотландия
(1901 г. - проект,1989-1996 гг. - строит-во)

Хилл-хаус (Hill House), Хеленсбург, Шотландия
(1902-1903 гг.)

Чайные комнаты Уиллоу (The Willow Tearooms), Глазго, Шотландия
(1903 г.)

Школа Скотланд Стрит (Scotland Street School), Глазго, Шотландия
(1904-1906 гг.)

Дом семьи Макинтош (The Mackintosh House) - реконструкция, дизайн интерьера, Глазго, Шотландия
(1906 г.)

Биография (по материалам "Charles Rennie Mackintosh", Robert Macleod, Country Life Books 1968, huntsearch.gla.ac.uk. scotcities.com )

       Чарльз Р. Макинтош появился на свет 7.06.1868 года в Глазго. С детства он вел сидячий образ жизни. Причиной тому стали проблемы с опорно-двигательным аппаратом из-за травмы. Из-за этого маленький Чарльз не мог веселиться с соседскими детьми. Свободное время он посвящал флористическим зарисовкам - изображал садовые цветы. Впоследствии они стали украшением многих общественных интерьеров.

       Макинтош получил образование в художественной школе родного города. Затем он работал по специальности чертежника в одной из фирм Глазго. В 22 года молодой человек отправляется в поездку по городам Италии и Франции. Среди его первых проектов - офис газеты "Глазго Геральд", над которым он работал в команде с Кеппи, и школа Мартира.

       Чарльз стал родоначальником нового направления модерна. Его продвижением в Глазго занималась "группа 4-ых". Помимо Чарльза в нее входили трое его друзей. Новый стиль нашел отражение в предметах мебели и убранстве интерьера, графических работах, декоративно-прикладном искусстве. Друзья Макинтоша были художниками. И только Чарльз увлекался архитектурной деятельностью.

       В основе его творческого мировоззрения лежали принципы проектирования традиционного сельского жилья Шотландии и элементы средневекового "баронского стиля". А это явные признаки неоромантического модерна. Однако со временем Макинтош начинает усиленно работать над созданием уникального графического средства художественного выражения. Он любил наблюдать за необычными природными формами и делать их зарисовки. Эта привычка сформировалась еще в детстве. Во взрослом возрасте Чарльз мог нарисовать эскиз среза кочана капусты или изобразить многократно увеличенный в размерах глаз рыбы.

       Дошло до того, что Макинтош начал практиковаться в выражении настроений и эмоций. Часто он слушал отрывки меланхоличных стихотворений, а затем изображал их в виде изогнутых линий. Впоследствии эта практика позволяла Чарльзу рисовать идеи, демонстрируя их при помощи символических инструментов. Стоит отметить, что подобные интересы были у друзей Макинтоша. Это и стало толчком для формирования "четверки". Хотя творческий почерк каждого члена группы имел отличия.

       1895 год был во многом успешным для архитектора. Сначала ему удалось принять участие в одной из парижских выставок, где он выступал в роли плакатиста. Затем он одержал победу в конкурсе на проект школы искусств для шотландской столицы. Строительство проходило в 2 этапа, потому что наблюдалась банальная нехватка финансирования. Но это сыграло Чарльзу на руку. Вынужденный простой позволил архитектору тщательнее проработать детали проекта. Готовое здание снискало ему славу великолепного художника.

       Однако того же нельзя сказать о результатах деятельности "четверки" в целом. Идеи художников не приняли на Туманном Альбионе. Это было связано с противоречиями между романтическими и космополитическими течениями в искусстве. В результате работам "четверки" не позволяли появляться на британских выставках. Зато они заинтересовали представителей искусства других стран Старого Света. В частности, немец А. Кох в своем журнале опубликовал статью о Макинтоше и Кo.

       В уходящие пару лет 19 века Чарльз создает чертежи для одной из церквей в Вудсайде. В это же время он участвует в мюнхенской и туринской выставках. Чарльз чутко реагирует на потребность времени в новациях. В архитектуре зарождается особый тип построек - так называемый дом художника. Он ориентирован не на массовую застройку, а на избранного клиента. В 1901 году Макинтош стал одним из двух победителей тематического конкурса.

       Дармштадский проект стал зеркалом творческого гения архитектора. Критики называли облик дома необычным, оригинальным, непохожим на все, что строили раньше. Однако внимательный анализ позволит увидеть в здании черты неоромантизма и традиционной шотландской застройки. А отдельные элементы здания закрепились за рационалистским течением архитектуры.

       Примерно в то же время Макинтоша с супругой приглашают в Вену для участия в выставке местного Сецессиона. На мероприятии присутствовал представитель русской княжеской династии, который был в полном восторге от работ шотландца (как и остальная публика). Чарльз с женой получили приглашение для участия в московской тематической выставке, которая состоялась зимой 1903 года. С тех пор фамилия архитектора прочно вошла в историю модерна.

       Отличием шотландского "ар нуво" в исполнении Макинтоша является некая аскетичная, но изысканная простота. Примечательно, что этот стиль Чарльз использовал при работе с графикой и дизайне интерьера. Что касается архитектурной деятельности, он проявлял себя как неоромантик, склонный к рационализму.

       В 10-х годах прошлого века у Чарльза возникли проблемы со зрением. Среди последних проектов мастера перестройка пары жилых зданий, несколько пейзажей и декор тканей. Макинтош умер зимой 1928 года в Уэльсе, куда он переехал девятью годами ранее.

Рекомендуем ознакомится: http://www.architime.ru