И. И. Рерберг

Иван Иванович Рерберг (4 октября 1869 года, Москва, Россия – 1932 год, Москва, Советский Союз) – инженер, архитектор, активно использовавший новейшие инженерные технологии в строительстве.

Родился в семье Ивана Федоровича Рерберга, железнодорожного инженера, младшим сыном. В год его рождения отец работал в Москве, проектируя Бородинский мост. Есть семейная легенда, что при Петре I датский кораблестроитель Рерберг был приглашен в Россию и жил в Ревеле (современный Таллин), в Прибалтике.

Иван Рерберг учился в кадетском корпусе, служил в саперных войсках. Он на практике освоил профессии каменщика и плотника, заслужив должность десятника строительных работ. Окончил петербургскую Военно-инженерную академию в звании военного инженера в 1896 году.

В 1859-1899 году строил городскую канализацию в Москве.

В конце 1897 года Иван Рерберг принимает активное участие в строительстве здания Музея изящных искусств в Москве (сейчас Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) заместителем архитектора Р.И.Клейна. По его инновационным разработкам создана отопительная и вентиляционная система музея. Ему было выдано удостоверение, подписанное директором и ученым секретарем музея: «Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельность был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея».

1903 год – принимал участие в строительстве ремесленного училища на Миусской площади.

В 1906-1918 годах Иван Рерберг преподавал архитектуру в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Московском инженерном училище (с 1913 Московский институт инженеров железнодорожного транспорта), был учредителем и преподавателем Высших женских архитектурных курсов.


В 1907-1908 году был главным инженером на постройке здания магазина Мюр и Мерилиз (в настоящее время ЦУМ).

1909-1911 годах построил здания конторского и торгово-складского назначения Северного страхового общества на Ильинке, 21-23. На объявленный конкурс было подано 22 проекта. Одна из первых двух премий была присуждена весной 1909 года авторам проекта «Центр» М.М. Перетятковичу и И.И. Рербергу в стиле неоклассицизма с куполом-ротондой и удобным переходом на уровне четвертого и пятого этажей. Ежегодник «Архитектурная Москва» писал об этом здании: «По монументальности и красоте это одно из лучших произведений современной московской архитектуры».

В 1910 году на Новокузнецкой улице, 12 построил особняк Н.В. Урусова - сейчас его занимает посольство Индонезии.

1911 -1914 годы построил Киевский (Брянский) вокзал и привокзальную площадь по своему плану. В 1920 году Иваном Рербергом были проведены отделочные работы вокзала. При строительстве использовались клепаные стальные и железобетонные конструкции.

С начала 1920-х годов Иван Рерберг преподавал в МВТУ имени Баумана курс сметного дела с примерами из своей обширной практики.

В 1920-е годы Иван Рерберг начал выполнять обязанности архитектора трех театров: Большого, Малого и Художественного. Благодаря активности К.С. Станиславского активно распространялся художественный подход МХТ в его студиях и филиалах в 1920-е годы. Иван Рерберг выполнял архитектурные заказы для МХТ – сохранился макет интерьера для одного из зданий МХТ с эмблемой чайки в узоре паркетного пола 1921 года.

В 1921-1923 годах Иван Рерберг в Большом театре руководил реставрационными работами по устройству фундаментов, пришедших в аварийное состояние из-за перегруженных внутренних стен. Театр во время реконструкции продолжал функционировать. Также он перестроил деформировавшиеся перекрытия и перекосившиеся ложи ярусов. Через три года он сделал проект перепланировки фойе, репетиционных залов, окологардеробных лестниц и некоторых артистических помещений, основываясь на исторических сведениях об интерьерах Большого театра.

1925 - 1927 годы по проекту Ивана Рерберга был построен Центральный телеграф на Тверской, 7. В 1925 году задание на проектирование здания телеграфа с радиоузлом и междугородней телефонной станцией было представлено на архитектурном конкурсе, по результатам которого было заказано еще два персональных проекта. Проект Ивана Рерберга был признан соответствующим всем требованиям функциональных и эстетических задач и был утвержден Моссоветом в марте 1926 года – о нем писали: «Выявить при обработке фасадов не только производственный и общественный характер здания телеграфа и радиоузла, но и придать ему монументальность, соответствующую городу Москве».

В 1931 году был в составе комиссии, принимающей 500-квартирный жилой комплекс ЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича.

В 1932 году президиум ВЦИК присвоил ему звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Свои чертежи конструкций, планов зданий, фасадов и архитектурных деталей он подписывал «Инженер Рерберг».

В 1930-1934 годах выстроил здание 1-й Советской Объединенной военной школы РККА имени ВЦИК в Московском Кремле.

Скончался в Москве в 1932 году и был похоронен на Введенском кладбище.

Киевский вокзал

пл. Киевского Вокзала, 1

Современное Московско-Киевское железнодорожное направление образовалось сравнительно поздно – только в 1898 году железная дорога связала Москву с Калугой и Брянском. Построенный Обществом Московско-Киево-Воронежской железной дороги вокзал первоначально был назван Брянским. Вокзал вызвал огромное количество нареканий и насмешек от современников. Действительно, длинное одноэтажное деревянное здание вокзала больше напоминало провинциальную постройку и никак не соответствовало его столичному статусу.

Рекомендуем ознакомится: http://um.mos.ru