Луис Кан

Американский архитектор Луис Кан родился в 1901 году в Эстонии на острове Сарема. В возрасте шести лет он с родителями переехал в США и стал жить в Филадельфии. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году.

Старт его творчества многообещающим не показался. Познакомившись с "авангардистской" европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм.

Особый перелом в карьере и жизни архитектора произошёл в сорокасемилетнем возрасте, когда он стал преподавать в Йельском университете. Общаясь со студентами, Луис стремился им дать доскональные ответы, что его мысли направило на отвержение установившихся представлений. Он старался осмыслить истоки архитектуры, проникая в ее суть, и разработать абсолютность теоретической концепции зодчества.

Педагогическая карьера Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.

Работы Луиса Кана к 60-м годам снова возвращают себе зрительную массивность, весомость конструкций, применение цветовых и фактурных контрастов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенность и симметричность в организации пространства и объема. А вот создание света для Кана было особой работой, которая выражалась в важнейшем средстве образования пространства.

Первыми с отличительным стилем Кана постройками были здания федерации медработников США в Филадельфии (1954-56гг.) и Художественного музея, прилегающего к Йельскому университету в Нью-Хейвене (1951-53гг.). Именно в этих работах проявляется авторское стремление к выдержке композиций с ощущаемой весомостью.


Известность к Луису пришла после возведения здания лабораторий при Пенсильванском университете (Филадельфия, 1957-61гг.). В последующие годы Кану удаётся единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру.

  • комплекс правительства в Дакке,
  • Ахмадабадский институт управления,
  • Художественный филадельфийский колледж,
  • Венецианский Дворец конгрессов,
  • институт биологии Солка в американском Сан-Диего.

Основной материал – монолитный бетон, на стыках щитов – деревянная опалубка, а наружная отделка из тикового дерева, что подчёркивало особый дух этих пространств.

Для сохранения концептуальной логики и гармонии в совсем нелогичном и негармоничном мире буржуазии, Луис превратил их в некую замкнутую систему, которая толкала к творческой абстракции, принося свои плоды. Постепенно натуральность "ранних" работ Луиса Кана, которые казались воплощением человеческой деятельности и природных закономерностей, ушла. Луис Кан умер в Нью-Йорке в марте 1974 года.

Рекомендуем ознакомится: http://www.archandarch.ru