Буровое судно

(a. drilling vessel; н. Bohrschiff; ф. navire de forage; и. barco perforador) - плавучее сооружение для морского бурения скважин, оборудованное центр. прорезью в корпусе, над к-рой установлена буровая вышка, и системой для удержания судна над устьем скважины. Впервые бурение с применением Б. с. начато в Атлантич. ок. в 1968 (с амер. судна "Гломар Челленджер").

Совр. Б. с. (рис.), как правило, самоходные, с неогранич. р-ном плавания. Водоизмещение Б. с. 6-30 тыс. т, дедвейт 3-8 тыс. т, мощность энергетич. установки, обеспечивающей буровые работы, позицирование и ход судна, до 16 МВт, скорость хода до 15 узлов, автономность по запасам 3 мес. На Б. с. применяются успокоители качки, позволяющие вести бурение скважин при волнении моря 5-6 баллов; при большем волнении бурение прекращается и судно находится в штормовом отстое со смещением от скважины (расстояние до 6-8% от глубины моря) или бурильная колонна отсоединяется от устья скважины. Для удержания Б. с. в заданной точке бурения в пределах, допускаемых жёсткостью колонны бурильных труб, применяют 2 системы позицирования: статическую (с использованием заякоривания судна) и динамич. стабилизацию (с помощью гребных винтов и подруливающих устройств). Якорная система используется для Б. с. при глубине моря до 300 м; включает тросы и цепи, спец. якоря массой 9-13,5 т (8-12 шт.), якорные лебёдки с усилием по 2МН, оборудованные контрольно-измерит. аппаратурой. Расстановка якорей и их уборка производятся со вспомогат. судов. Для увеличения манёвренности и сокращения времени работы при уходе с точки бурения используют т.н. якорные системы круговой ориентации судна (спец. встроенная в центре корпуса судна турель с площадкой, на к-рой смонтировано всё якорное устройство, включая лебёдки).
Удержание Б. с. на позиции с помощью системы динамич. стабилизации применяется для судов любого класса при глубине моря св. 200 м и осуществляется автоматически (или вручную) посредством измерит. информационно- командного и движительно-рулевого комплексов. В измерит. комплекс входят приборы акустич. системы, к-рые используются для стабилизации судна в режиме бурения, при выводе судна на скважину, для определения положения Водоотделяющей колонны относительно устья скважины. Работа акустич. системы основана на регистрации импульсов, посылаемых от донных маяков, располагаемых вблизи устья скважины, и их приёмке гидрофонами под днищем судна. В качестве дублирующей системы применяют инклинометр. В информац.-командный комплекс входят 2 вычислит. машины, получающие одновременно информацию о положении судна и состоянии окружающей среды; при этом одна из них работает в командном режиме, управляя двигателями, вторая (резервная) - автоматически (при выходе из строя первой). Движительно-рулевой комплекс включает гл. движители судна, подруливающие устройства и систему управления ими. Усилия продольного упора на судне создаются гребными винтами регулируемого шага, поперечного - спец. винтами регулируемого шага, устанавливаемыми в поперечных тоннелях в корпусе судна. Изменение величины и направлений упоров осуществляется регулированием шага винтов по команде вычислит, машины или вручную с пульта управления движит. системой. Б. с. оборудуется также пультом управления, к-рый предназначен для контроля за положением судна и водоотделяющей колонны в режиме автоматич. стабилизации, и дистанционным ручным управлением при постановке судна на позицию. Разновидность Б. с. - т.н. шлангокабельные суда, предназначенные в осн. для инж.-геол. бурения на глуб. 200 м при глубине моря до 600 м. Они оборудуются системой динамической стабилизации, гибким шлангокабелем, благодаря чему требования к смещению судна относительно устья скважины предъявляются менее жёсткие, чем при использовании бурильных труб.

Литература. Жорницкий И. Д. Самарский В. Н. Отечественные и зарубежные буровые суда, ч. 1-3, Баку, 1973-74; Стабилизация и позиционирование плавающих объектов, М. 1976.

Помощь поисковых систем

Рекомендуем ознакомится: http://enc-dic.com