Морские экспедиции по примеру «Челленджера»

Вслед и по примеру Challenger начались океанографические исследования разных наций, и до настоящего времени число их дошло до значительной цифры, если считать все отдельные кратковременные плавания и работы в морях, потому что после Challenger не было ни одной научной морской экспедиции, которая бы попутно не была, хотя отчасти, и океанографической. Многие суда военного флота также попутно производили подобные работы, а иногда им и прямо поручалось произвести глубоководные исследования некоторых частей океанов или морей.

Все северные полярные экспедиции по пути делали океанографические исследования, из них особенно выделяются труды Fram, на котором (1894—1896 гг.) Ф. Нансен совершил свое знаменитое по научным результатам первое плавание через Северный Ледовитый океан, открыл в нем глубокий бассейн и дал яркую картину океанографических условий этого океана в своем большом труде по этому вопросу.

В 80-х годах XIX в. французское правительство снаряжало четыре годя подряд специальные океанографические экспедиции на судах Talisman и Travailleur, обследовавших Атлантический океан у берегов Франции, Португалии и Испании и западную половину Средиземного моря.

Итальянский военный флот принял участие в изучении океанов плаванием Vettore Pisant (1882—1885 гг.), причем командир его, известный своими учеными трудами кап. I ранга Маньяги внес ряд усовершенствований в приборы для измерения глубин и приспособления для определения температур.

С 1885 г. начались океанографические труды принца Монакского Альбера, который одно за другим построил три судна: Hirondelle и два одного имени Princesse Alice (последнее в 1420 т), постепенно все большие по размерам и удобнее устроенные для работ по океанографии. С 1885 г. принц А ль б ер почти ежегодно плавал в Северном Атлантическом океане и Средиземном море, постепенно расширяя область своих исследований от экватора до Шпицбергена (на карте II назначен только один путь Hirondelle при исследовании Гольфстрима с помощью поплавков). Результаты океанографических работ принца Альбера, главным образом зоогеографические, постоянно издаются, им и уже образовали целую библиотеку. Им и его сотрудниками придумано и построено много самых разнообразных приборов, вошедших во всеобщее употребление. Наконец, в 1890 г. в Монако принцем Альбе-ром был открыт Океанографический музей, на фронтоне которого среди десяти имен судов, известных своими работами по океанографии, стоит и имя Витязь. Немного позже (1906 г.) в Париже принц Альбер основал при Сорбонне Океанографический институт, предназначенный для распространения этих знаний. Кроме того, принцем Монакским издана первая карта Мирового океана с указанием всех измеренных глубин в масштабе 1. 10 000 000; карта в 1914 г. начала выходить вторым изданием.

В 1886—1889 гг. русский корвет Витязь под командой кап. 1 ранга С. О. Макарова отправлялся в кругосветное плавание, которое не имело прямых научных целей, но вследствие почина командира корабля, уже и ранее интересовавшегося физико-географическими исследованиями и произведшего в 1881 г. изучение поверхностного и подводного течений в Босфоре, на всем пути корвета производились определения поверхностных: температур, удельного веса и течений, и затем в интересных местах и когда позволяла погода эти же наблюдения производились и на различных глубинах до 800 м. Наблюдения на поверхности производились каждые 4 часа, на границах течений, в проливах и т. п. иногда и через каждые 10—5 мин. Число глубоководных станций доходит до 261, на каждой из них произведены наблюдения на глубинах: 0, 25, 100, 200, 400 и часто 800 м.

Все эти наблюдения были самым тщательным образом обработаны, приборы исследованы, и для выяснения некоторых вопросов, встречавшихся при обработке, даже были произведены особые исследования, например по вопросу о таблицах для приведения удельных весов воды к определенной температуре. Все обработанные наблюдения напечатаны в труде «Витязь и Тихий океан», 1894 г.


Однако этим не исчерпываются заслуги С. О. Макарова. Он предпринял попутно еще не меньший и очень полезный труд, а именно, он собрал для северного Тихого океана все существовавшие в то время наблюдения, для чего были использованы многие оставшиеся не изданными наблюдения русских мореплавателей начала XIX столетия, а также и все наблюдения на иностранных судах и совместно обработал их. Результат такого обширного труда дал автору возможность представить полную океанографическую картину северного Тихого океана, а некоторые места, как пролив Лаперуза, Тайваньский пролив, Корейский пролив и Японское море, были исследованы особенно подробно. В Японском море замечательно ясно сказалось влияние уклоняющей силы от вращения земли; Куро-Сио, вступающее в море через Корейский пролив, все время и на поверхности и на глубинах остается прижатым к берегу Японии. Особенно интересна карта распределения температур на 400 м глубины, построенная С. О. Макаровым впервые; она очень ясно показала существование более теплой области в 20— 30° с. ш. и более холодной в экваториальной полосе (см. стр. 196—200).

Как и при всякой обстоятельной работе, так и в труде «Витязь и Тихий океан» намечено много различных вопросов и задач и много попутно сделано полезных замечаний и наставлений. Труд этот, изданный на двух языках, получил широкое распространение и занял почетное место в океанографической науке, являясь примером таких работ не только для нас, но и для всех вообще.

Говоря о плавании Витязя, работавшего в русских водах на Дальнем Востоке, следует упомянуть о большом количестве работ по океанографии (температуры, удельные веса, течения), сделанных в течение 25-летних ежегодных плаваний генералом М. Е. Жданко во время пребывания его начальником гидрографической экспедиции Тихого океана в Японском море, Татарском проливе, Охотском и отчасти Беринговом морях.

В 1889 г. в Атлантическом океане трудилась германская экспедиция на National (см. карту II), обследовавшая северную половину океана особенно со стороны изучения планктона. Биологическими работами заведывал Гензен, а океанографическими Крюммель.

В 1890—1898 гг. австрийская экспедиция на военном судне Pola изучала восточную часть Средиземного моря и Красное море, описание работ было издано во многих томах. Адриатическое море, кроме того, давно уже изучается систематически особой комиссией при Академии наук в Вене, а также и итальянскими учеными.

В Балтийском и Северном морях очень давно были начаты океанографические работы немецкими (с 1869 г.) и шведскими учеными. Последние начали свои работы еще в 1877 г. правильные же обследования Северного моря начались в 1890 г. под руководством Г. Экмана и О. Петтерсона, и к ним присоединились (1893—1894 гг.) работы Шотландской рыболовной комиссии под руководством Диксона.

Департаментом земледелия Главного управления земледелия и землеустройства в 1897 г. была снаряжена экспедиция под руководством И. Б. Шпиндлера для изучения Карабугазского залива, результаты ее работ были изданы в 1902 г.

Тот же Департамент в 1904 г. предпринял исследование Каспийского моря под общим руководством Н. М. Книповича при содействии Морского ведомства. Полученные результаты были опубликованы в трех томах (1907—1913 гг.).

В 1908 г. им же при содействии Морского министерства и подведомственного ему Главного гидрографического управления было устроено обследование части Балтийского моря, прилегающей к берегам России, по программе международных работ Совета по изучению морей. Результаты работ были изданы Департаментом в 1910 г.

Норвежцы занялись изучением Северно-Европейского моря сейчас же после возвращения Challenger, для чего под руководством Мона они снарядили экспедицию на Voringen (1876—1878 гг.), работавшую приборами и приемами Challenger. Экспедиция охватила все пространство между Исландией, Шпицбергеном и Норвегией (см. карту II). Обработка собранных материалов, сделанная под руководством Мона, была замечательно обстоятельная, и в ней впервые были затронуты и разработаны вопросы о возникновении течений под влиянием разностей плотностей и ветров. Этот почин в деле изучения течений послужил впоследствии основанием для дальнейших приложений законов гидродинамики к движению воды в океанах и морях. При обработке результатов этой экспедиции было также предпринято очень обстоятельное исследование состава морской воды (Торнё и Шмельк).

Одновременно (1879 г.) голландцы послали экспедицию на судне Wiittems Barentz, которая обследовала впервые с океанографической точки зрения пространство моря между Шпицбергеном, Новой Землей и Европой.

Датчане также не оставили своих вод без изучения и, кроме прилегающих к метрополии частей Балтийского моря, занялись изучением северной части Атлантического океана и снарядили экспедицию на Jngolf (1895—1896 гг.), работавшую в водах около Исландии и Гренландии (см. карту II); результаты ее изданы датским правительством.

Севернее Исландии, в области Восточно-Гренландского течения в последнее время работала экспедиция принца Генриха Орлеанского на Belgica (1905 г.), собравшая много океанографических сведений в этой мало изученной части океана (см. карту II). В следующем году та же Belgica трудилась в Карском море, но ,с меньшим успехом.

В области Северно-Европейского моря работало много судов, из них много данных было собрано на Goja (1901 г.), судне Р. Амундсена, который перед своим плаванием для открытия северо-западного прохода целое лето плавал между Шпицбергеном и северной Норвегией; собранные материалы были обработаны Нансеном.

В области русской части Северного Ледовитого океана между Мурманом, Шпицбергеном и Новой Землей в течение восьми лет (1898— 1906 гг.) трудилась русская научно-промысловая экспедиция на судне Андрей Первозванный сперва под руководством Н. М. Книповича, а потом Л. Л. Брейтфуса. За 8 лет экспедицией были собраны богатые материалы. Уже обработанные и почти все изданные, по крайней мере по отношению к океанографическим исследованиям.

В этой же области в течение нескольких лет работал тогда лейтенант М. Е. Ждан ко, собравший в плавании на разных судах много данных по температуре и удельному весу морской воды.

У северного побережья Сибири, кроме Vega Норденшельда (1878—1879 гг.) и Fram Нансена (1896 г.), проходивших вдоль берегов, в течение 10 лет работала (1894—1904 гг.) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под начальством А. И. Виль-кицкого, а потом Ф. К. Дриженко и А. И. Варнека, собравшая большой океанографический материал для пространства между Белым морем и Енисеем.

В 1901—1902 гг. тут же проходило судно русской полярной экспедиции Полярная Заря под руководством Э. Т о л я. на kotodom собран большой океанографический материал, отчасти уже и изданный Академией наук.

Наконец, в последние годы между Беринговым проливом и Таймыром трудилась вторая гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах Таймыр и Вайгач, сперва под общим руководством генерала Сергеева, а потом в 1913—1915 гг. под начальством кап. 2 (ранга Б. А. Вилькицкого, командовавшего Таймыром, и кап. 2 ранга Ново па шейного, командовавшего Вайгачом. Этими судами собрано много океанографических материалов так же, как и на судне Эклипс под командой Свердрупа, посланного навстречу двум вышеуказанным судам.

Голландцы также вступили на путь океанографических работ и исследовали свои воды в Зондском архипелаге на Siboga (1899—1900 гг.); результаты были ими изданы в ряде томов.

В 1899 г. по почину С.О.Макарова был построен Россией ледокол Ермак, сильнейший в то время из всех существующих (10 000 сил машина и 6000 т водоизмещение). Для пробы его, между прочим, было решено отправить судно в плавание к западу от Шпицбергена до встречи с полярными льдами и испытать его работу среди них. С. О. Макаров воспользовался таким случаем и по пути к северу и обратно произвел интересные океанографические, работы, изданные в особом труде.

Здесь не приводятся указания на многочисленные промеры, сделанные судами телеграфных обществ перед прокладкой кабелей. Этими судами промерено большое число полос шириной в 10 морских миль в океане и получены оттуда образцы грунта дна. Иногда ими попутно измеряются и придонные и поверхностные температуры, других же исследований не производится за недостатком времени. Тем не менее, эти исследования оказали большую поддержку изучению рельефа и придонных температур. Некоторым из судов телеграфных обществ посчастливилось найти выдающиеся глубины. О таковых находках Tuscarora сказано было выше; другое судно Relay при промере у берегов Чили и Перу нашло глубину в 7640 м; телеграфный американский пароход Nero в 1899 г. нашел около о. Гуам (Южн. Марианские острова) глубину в 9640 м — вторую по величине.

Английские гидрографические суда тоже сделали немало для изучения океанов, из них Penguin в 1895 г. нашел наибольшую глубину южного Тихого океана у о. Тонга 9430 м.

В 1890—1891 гг. по ходатайству Русского географического общества и Съезда естествоиспытателей Морским ведомством была снаряжена экспедиция на канонерках Черноморец и Донец для изучения океанографических условий Черного моря, оказавшихся совершенно особенными и единственными в своем роде. Океанографическими работами заведывали морские офицеры И. Б. Шпиндлер и Ф. Ф. Врангель в 1890 г. а в 1891 г. только первый из них. Результаты были изданы Морским ведомством.

По ходатайству того же Русского географического общества в 1894 г. Морское ведомство отпустило приборы и дало средства для изучения Мраморного моря, которое и было исследовано под руководством полк. И. Б. Шпиндлера. Результаты были изданы Географическим обществом.

Здесь уместно указать, что Главным гидрографическим управлением' Морского министерства, кроме чисто гидрографических работ это берегам русских .морей, попутно сделано много и для изучения некоторых океанографических элементов их, как-то: колебаний уровня морей, температуры и удельного веса воды в прибрежных водах. Сведения по этим данным ежегодно издаются Управлением в «Сборнике гидрометеорологических наблюдений», коих вышло с 1898 по 1917 г. 24 тома. Кроме того, за последние 10 лет Управлением сделано очень много для изучения приливов на побережье Северного Ледовитого океана, в Белом море и по берегам Японского и Охотского морей, и с 1909 г. издаются особые «Ежегодники приливов», содержащие предсказания приливов на следующий год для многих мест.

В 1898—1899 гг. Германия снарядила большую океанографическую экспедицию на Valdivia, посетившую Атлантический и Индийский океаны. Океанографические результаты были обработаны Шоттом, который не только воспользовался данными 274 глубоководных станций Valdivia, но собрал и переработал весь имевшийся для этих океанов материал и, издав эту сводную обработку, дал очень обстоятельную картину состояния океанографических сведений по этим двум океанам к началу XX столетия.

В 1906—1907 гг. германское гидрографическое судно Planet, отправляясь в Тихий океан, произвело по пути ряд очень обстоятельных и ценных океанографических работ. Экспедиция обогнула м. Доброй Надежды, спускалась на юг до 50° ю. ш. прошла вдоль Мадагаскара в Коломбо, а оттуда по западному берегу Суматры и Явы; тут она открыла наибольшую глубину Индийского океана 7000 м и затем вышла в Тихий океан. Труды экспедиции, обстоятельно обработанные, были изданы в 1910 г.

В 1905—1906 и 1908—1910 гг. вдоль западных берегов Европы и в Средиземном и Мраморном морях работала датская экспедиция на судне Thor; особенно большое внимание было уделено Средиземному морю, которое было посещено дважды, зимою 1908 г. и летом 1910 г. что дало возможность составить полную картину океанографических условий этого моря в течение круглого года. Экспедиция получила много новых и интересных в теоретическом смысле результатов.

В 1910 г. в северном Атлантическом океане работала экспедиция на Michael Sars под руководством Дж. Мер рея, бывшего начальника «Challenger Office» в Эдинбурге, продолжавшего содержать его на свой счет и после окончания им работы по обработке материалов Challenger. В этом учреждении было сосредоточено наибольшее количество образцов грунта, нежели где бы то ни было.

Материалы по глубинам, придонным температурам и образцам грунта давно собираются и издаются Великобританским адмиралтейством ежегодно с 1888 г. под именем « List of Oceanic depths and serial temperatures». Кроме того, им же изданы три карты океанов, постоянно дополняемые, где нанесены все измеренные глубины. Такие же карты были изданы и французским гидрографическим управлением.

Рекомендуем ознакомится: http://www.seapeace.ru