Билеты по истории искусства

Архитектура Германии в первой половине 19 века.

Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия, Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние. Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо.

Самый ранний классицизм – К. Лангханс (1732-1808).Театры в замке Шарлотенбург в Берлине, Потсдаме, Данциге. Интерпретация французских идей. Дорический ордер в архаический пропорциях => первый шаг к «неогреческому стилю».

Отец и сын Жилли. Французы. Фридрих Жилли (1771-1800) Проект памятника Фридриху Великому. Дорический храм на платформе. Повлиял на Шинкеля и Кленце.

Ф. Вейнбреннер (1766-1826). Баден. Пытался придать классический облик Карлсруэ. Группировал здания так, чтобы достичь более полной уравновешенности объемов. Не всегда симметрично. В отдельных зданиях – геометрическая чистота форм.

Петер Шпет (1772-1831). Увлекался идеями Леду и Булле. Построил Женскую тюрьму в Вюрцбурге. Редкий пример осуществленного проекта «циклопической архитектуры» за пределами Франции.

Лео фон Кленце (1784-1864). Южная Германия. Родился в Хильдесхайме (Север), поэтому влияние Жилли. Учился в Париже. Ездил в Рим. Творческий размах.


1814 – инспектор строительных работ при Баварском дворе. Основные работы – Мюнхен.

1816 – Глиптотека и дворец Лейхтенберг. Глиптотека – один из первых специально строящихся музеев. Для античной скульптуры – это отразилось на наружном облике здания. Ионический 8колонный портик. Внутри – галереи по периметру. Потолок оформлен в римском духе. Синтез разных античных художественных элементов на рационалистической основе.

ЛЕйхтенберг – для Евгения Богарне. По образцу палаццо Фарнезе. Неоренессансный стиль.

1826-1833 – Старая Пинакотека. Нет ориентации на какой-то конкретный памятник, а на стиль Высокого Возрождения в целом. Авторитет в строительстве музейных зданий (1849 – Новый Эрмитаж).

Кенигсбау при королевском дворце в Мюнхене – воспроизведен фасад палаццо Питти.

1831-1842 – Вальхалла под Регенсбургом. Задумка еще в 1814 году после победы над Наполеоном. «В античном вкусе». Памятник «немецкому духу». Для прославления Германии – античные формы (а вот интересно, почему сразу каким-то нацизмом попахивает? А вот при прославлении Франции, Республики – нет?)

Центр Мюнхена – «градостроительный» историзм. В разных частях города – стили разных эпох. Впрочем, это не только Кленце.

Карл Фридрих (а че их всех Фридрихами-то зовут?!) Шинкель. Его работы как соревнование между романтизмом и классицизмом.

Новая Гауптвахта на Унтер ден Линден в Берлине, 1816-1818. Уличный фасад фланкирован 2 глухими мощными башнеобразными пилонами. В середине – портик с плоским фронтоном.

Теартр у Жандармского рынка в Берлине

Военный мемориал на холме Кройнберг, 1818 и 40-метровая колючая «готическая башня» из чугуна.

Собор св. Николая в Потсдаме, 1826-1849 – точные (почти рубленные) геометрические формы

Парк Сан-Суси в Потсдаме. Римские бани – удачная попытка «оживления античности».

Крупный мастер середины века – Готфрид Земпер.

1837-1841 – Дворцовый театр в Дрездене. Четкая внутренняя организация пространства. Главное – функциональность. Здание – точный слепок, оболочка того, что внутри.

1847 – Дрезденская картинная галерея. Удачно по функциям, но мрачный и тяжеловесный фасад.

Билет 5. Давид и французский неоклассицизм

Рубеж и разделение работ с предыдущим курсом. Наполеоновский цикл.

Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800. несколько авторских повторений. Поэтичность и величественность. Конь – на дыбы. Спокойный всадник. Реализм деталей подчиняется идеальной аллегории образа героя – покорителя альпийских вершин, поставленного в ряд с Ганнибалом и Карлом Великим.

Наполеон в рабочем кабинете1812

Наполеон в императорском облачении 1806

Коронация – отказ от воображения в пользу правды, от цвета ради рисунка, от индивидуально чувства ради законов разума. Статический монументальный стиль. Скульптурная застылость и театральность композиций и образов. Момент возложения короны на Жозефину, чтобы не изображать Наполеона коленопреклоненным.в работе Давиду помогал Гро. Влияние Рубенса- Коронация Марии Медичи.

Античные композиции – наследие от XVIII века. Леонид при Фермопилах.

Спафо и Фаон. 1809. Эрмитаж.

Марс,обезоруживаемый Венерой и грациями1824.

Портрет мадам Рекамье 1800.

Его работы – догма на Салонах. Романтики – отрицали. Но ценили торжество духе, культ героя = Давид для них тоже родоначальник современной живописи. Делакруа назвал его отцом современной живописи и скульптуры. Бодлер: Давид избавился от фривольностей ророко и вернул фр. Искусству героический дух.

После окончательно падения Наполеона и реставрации Бурбонов в 1815 году Давид был осужден на пожизненное изгнание. Уехал в Бельгию.там создал множество портретов. ( портрет Сиеса1817).

Школа Давида (там и Энгр). Продолжатели традиции – «четыре G» = Жироде, Жерар, Герен, Гро.

Жироде-Триозон (1767-1824) и Пьер Нарцисс Герен (1774-1833) – Похороны Аталы, 1808, Лувр, Оссиан, 1800, Версаль. Идеальные герои становятся жертвами роковых обстоятельств. Пессимистическая экспрессия не вдыхает жизни в бездушные холодные формы.

Герен у Давида не учился, но влияние испытал. Морфей и Эрида.

Сафо на Левкадской скале. У Герена учились Жерико и Делакруа.

Жерар (1770-1837) приспособился к официальным вкусам. Прославился прежде всего своими женскими образами. Античный жанр.

П-т мадам Рекамье.1805.

Оссиан, вызывает призраков звуками своей арфы. По заказу Наполеона- поклонника Оссиана.1802.романтический классицизм. (галльские поэмы легендарного шотландского барда, были подделкой18 века Джеймса Макферсона. Популярны в период нарастания романтических настроений).

Рекомендуем ознакомится: http://vualya-m.ru