Штакеншнейдер Андрей Иванович (Генрих Иоганн)(1802-1865)

Один из крупнейших петербургских зодчих и декораторов середины XIX века. А.И. Штакеншнейдеру принадлежит ведущая роль в формировании нового архитектурного направления в России – эклектики.

В Троице-Сергиевой пустыни сохранилось до наших дней одно из лучших творений архитектора (1855-1857) – поминальная церковь во имя Святителя Григория Богослова (над могилой генерал-лейтенанта Г.Г. Кушелева)

Родился близ Гатчины. Закончив Академию художеств (1815-1820), Андрей Иванович несколько лет работал «рисовальщиком при архитекторе» О.Монферране (строительство Исаакиевского кафедрального собора). Был привлечен к декоративному оформлению Зимнего дворца (1827-28). В числе ранних работ архитектора – проект неоготической усадьбы графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль (1831-1833, ныне Кейла-Йоа в окрестностях Таллинна); Никольский домик в Петергофе (1835), сооруженный по типу крестьянской избы; здание Мариинского института (1835-1837) и вокзал в Павловске (1836, не сохранился). В 1939 году архитектор получил первый крупный заказ на строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади (1839-1844) для великой княгини Марии Николаевны и ее супруга. Постройка Штакеншнейдера стала предметом искреннего восхищения современников: «новый дворец удивляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях». За строительство Мариинского дворца архитектор был возведен в звание профессора Академии художеств (1844). В 1839-1842 гг. для тех же высоких заказчиков Штакеншнейдер возвел в «помпеянском стиле» загородную резиденцию в Сергиевке под Петергофом. Это был новый тип дворцовой постройки, где приемы ассиметричной компоновки (архитектурных объемов) согласовывались с функциональным назначением здания и рельефом местности. Подобные принципы планировки легли в основе проектов дворца императрицы Марии Федоровны в Ореанде, в Крыму (1843-1852) и ряда петергофских построек. По проекту зодчего на углу Невского проспекта и Фонтанки был возведен дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848), одно из лучших произведений «второго барокко» в Петербурге. Своеобразной декларацией основных принципов эклектики стали проекты дворцов: Николаевский (1853-1861) – для Великого князя Николая Николаевича и Ново-Михайловский (1857-1862) – для Великого князя Михаила Николаевича. При возведении дворцов А. И. Штакеншнейдер использовал все технические новшества того времени. Во всех городских и загородных дворцах зодчий сооружал водопровод, который еще не был обязателен даже для городских строений; для отопления использовал не только камины, но и пневматические печи. В 1856 году Штакеншнейдер, получив должность Архитектора Высочайшего двора, осуществлял надзор над всеми работами в загородных императорских резиденциях. Андрей Иванович сыграл решающую роль в парковом строительстве Петергофа XIX века, п роявил себя как талантливый стилизатор в работе над оформлением интерьеров Большого Петергофского дворца, дворцов Стрельны, Гатчины, Ораниенбаума и др. По его проектам были построены особняк Н. Д. Алфераки в Таганроге (1848), здание Дворянского собрания в Новгороде (1850-1852), усадьбы в Гостилицах, Орловской губернии, Умани, Лигово.

Андрей Иванович обладал талантом и огромным трудолюбием и все, что он ни делал, он делал необычайно старательно, добросовестно. И никогда не забывал о людях, работавших вместе с ним. Известно много случаев, когда он отстаивал интересы своих подчиненных, требуя для них, то повышения заработка, то наград, не забывая при этом и самых «маленьких» людей, вплоть до письмоводителя и сторожей.

Нельзя не упомянуть, что дом Штакеншнейдера на ул. Миллионной был одним из центров (во многом благодаря жене Марии Федоровне) культурной жизни Петербурга 1850-х годов, в круг посетителей «суббот» входили И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Я.П. Полонский, Д.В. Григорович, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский и др. С Достоевским дружил один из сыновей Андрея Ивановича, Адриан, известный юрист (подробности одного из судебных процессов использовал Достоевский в «Братьях Карамазовых»). Дочь, Елена Андреевна, была тесно связана с активными общественными деятельницами, боровшимися за женское равноправие (Н.В. Стасова, М.В. Трубникова), обладала писательским талантом и оставила нам свои замечательные мемуары.

В своих постройках А.И. Штакеншнейдер, сочетая различные исторические стили, добивался гармонии и единства общего замысла. Памятником этому удивительному человеку стало все, созданное его талантом, знанием и умением.


Календарь

Рекомендуем ознакомится: http://pustin.spb.ru