Отец Фёдора - Юхан Петтер Лидваль - перебрался из шведской глубинки в Петербург в конце 1850-х годов. Он устроился в портновскую мастерскую. Хозяин мастерской вскоре умер, и его вдова решила связать судьбу с энергичным и обаятельным шведом. Брак оказался недолгим - супруга скончалась от оспы. Мастерская перешла по наследству к Лидвалю.
Юхан Петтер, превратившийся в Ивана Петровича, уверенно вёл своё дело. В кругу скандинавской общины он познакомился с Идой Амалией Флешау, и в 1867 году они обвенчались. В благополучной и состоятельной семье родились 8 детей.

Мастерская Лидваля специализировалась на шитье мужской одежды, ливрей и униформы для придворных служащих. Фирма числилась поставщиком императорского двора. Расцвету её способствовало множество спешных заказов, связанных с неожиданным восшествием на престол Александра III.
Иван Петрович Лидваль скончался в январе 1886 года. Дело мужа продолжила Ида Амалия (Ида Бальтазаровна Лидваль). Постепенно к деятельности фирмы подключались подраставшие сыновья.
Мастерская работала в старом доме, принадлежавшем Лидвалям, на Большой Морской улице, №27. Новый наплыв заказов был вызван воцарением и коронацией Николая II. К началу ХХ века в мастерской трудилось 150 человек.
Условия благоприятствовали намерению И.Б. Лидваль создать современное жилище - родовое гнездо, соединив его с доходным домом. Она приобрела обширный участок в самом начале Каменноостровского проспекта. За выбором автора проекта дело не стало: в семье был свой архитектор - Фёдор Лидваль, недавний выпускник Академии художеств .

Ф.И. Лидваль родился 20.5.1870 г. в Петербурге. Фёдор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882-1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище.
Следующие 2 года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Получив там серьёзную подготовку, Лидваль стал студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Фёдор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертёжном столе Лидваля всегда стояло фото Л.Н. Бенуа.
Фёдор Лидваль и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Фёдор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца. Будучи студентом Академии художеств, Фёдор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Ф. Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, т. к. он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Мать предоставила сыну счастливую возможность возвести своё 1-е крупное сооружение на столь приметном месте и выразить свою творческую индивидуальность.
Сквозной участок застраивался в 1899-1904 годах в 4 очереди, начиная от второстепенной Малой Посадской улицы. куда он выходит узкой стороной, и заканчивая крыльями курдонёра, открытого к проспекту. Если рассматривать этот ансамбль жилых корпусов в последовательности их строительства, можно увидеть, как росло мастерство зодчего и складывалась его особая версия стиля модерн. Здание с его специфическим северным колоритом стало самым ранним образцом северного модерна в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился под воздействием национального романтизма Швеции и Финляндии. Подбор материалов, стилизация флоры и фауны, характерные элементы (прежде всего очертания проёмов) были навеяны архитектурным опытом соседних стран. Но в рамках общего течения Лидваль выработал свой неповторимый почерк.
С постройки семейного дома начался блестящий творческий взлёт зодчего. Он стал законодателем мод в петербургской архитектуре. Ту же роль в пошиве мужского платья продолжала играть семейная фирма «И.П. Лидваль и сыновья». В ней работали младшие братья Фёдора Вильхельм, Эдвард и Пауль.

В 1908 году Фёдор Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс, дочери придворного садовника Г.Ф. Эйлерса, уроженца Голландии. У них было два сына и дочь. Все дети были шведскими подданными. Младшая из них, Ингрид, впоследствии написала интересные воспоминания.
После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счёта в банке.
После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжёлым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами ему оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях.
Его братья тоже перебрались в Стокгольм, где возобновили своё дело, причём Пауль Лидваль издавал в Париже книги по истории и эстетике костюма.
Фёдор Иванович скончался в Стокгольме 14.3.1945 г. а его жена весной 1962-го. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме. До конца дней он помнил о своей Родине, продолжал считать себя русским зодчим, а годы учения и творчества в Петербурге - лучшими, счастливейшими годами своей жизни.
Архитектором стал только старший сын Лидваля Андерс Эрик. Дочь Ингрид приезжала в Ленинград в 1979 году. Студенты Академии художеств устроили ей восторженный приём. Она осмотрела постройки отца. Побывала и в доме на Каменноостровском, №1 - 3.

Ф.И. Лидваль был родоначальником и ведущим мастером северного модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности зодчего совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 сложилась драматично, то судьба его наследия в Северной столице была благополучной. Большинство сооружений Лидваля сохранилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекающими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрёстке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм ХХ века - модерна.
С 1899-го по 1916 год архитектором в Петербурге было построено 22 здания и сооружения.
За 20 лет напряжённой деятельности Ф.И. Лидваль внёс существенный вклад в развитие застройки города, оказал большое влияние на современных зодчих, воспитал плеяду мастеров, ставших впоследствии первыми советскими архитекторами.
Имя Лидваля у нас стало символом, а его постройки - эталоном петербургского модерна.

Рекомендуем ознакомится: http://spb1703.pusku.com