Мы в контакте

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.

Между архитектурой. живописью и скульптурой есть существенная разница: архитектура пользуется почти исключительно геометрическими формами и только в орнаментике прибегает к органическим формам ; живопись же и скульптура изображают преимущественно животные и растительные формы и лишь в аксессуарах обращаются к формам архитектурным. т. е. геометрическим.

По своей подчиненности известным математическим законам в области пропорций архитектура ближе всего подходит к музыке, которая подчиняется также математическим законам в области звуковых соотношений; в этом смысле архитектуру очень удачно называют "каменной " или "застывшей " музыкой. Каждое художественное произведение заключает в себе два основных элемента — отвлеченную идею и вещественное ее представление, т. е. иными словами сущность и форму. Соединение этих элементов в одно согласное целое представляет цель искусства ; и если эта цель достигнута, то произведение безусловно может быть названо изящным. Следовательно, всякое изящное архитектурное произведение должно своим внешним представлением вполне обнаруживать внутренний смысл и назначение здания. В силу этого закона нельзя, например, церкви придать наружный вид театра или одноэтажному внутри зданию придать двухэтажный фасад.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений и другая недвижимость). технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

В отличие от  конструирования и строительной  техники , архитектура как искусство поднимается до уровня  художественного обобщения и выражения представлений человека о  пространстве и  времени . строении Вселенной, смутного ощущения Вечности и своего  места в зыбком и преходящем  материальном мире. Поэтому архитектура как художественное  творчество в строительных (конструктивных ) формах принципиально  символично . Как литературу не следует отождествлять с письменностью, так и архитектуру нельзя путать со строительством.

В длительном историческом процессе "символизации " материальных форм выделяются качественно различающиеся этапы. Используя разные материалы и технические приемы, человек создает некую строительную конструкцию. Можно придать этой конструкции зрительную  целостность ,  уравновешенность ,  ясность членений, завершенность. Эти качества мы называем тектоническими . они имеют эстетическую. но не художественную природу.

На основе только строительной конструкции (функционального типа  структуры ) художественный образ создать нельзя. Для этого требуется не прагматическая, утилитарная, а иная,  духовная тема . К примеру: преодоление физической тяжести или сопротивление нагрузке — тектонический (эстетический ) образ. а полет души, вознесение к небу — художественный. Здесь и проходят границы архитектуры как вида художественной деятельности, отличия ее от эстетического формообразования в технике — дизайна . Формы могут использоваться одни и те же. Следовательно, различие не в формах. а в самом содержании искусства. Но это различие также непостоянно, оно изменчиво и подвижно в конкретных разновидностях строительной деятельности. Поэтому с формальной стороны границы архитектуры как вида искусства размываются; архитектура может превратиться в простое утилитарное формообразование. в отдельных случаях такие сугубо утилитарные сооружения могут обретать свою эстетику ("промышленная архитектура", конструктивизм ), но так или иначе в поисках собственной выразительности архитектура стремится к изобразительности .

В архитектуре. декоративно-прикладном искусстве. дизайне. – тех видах пластических искусств. где невозможно выделить предмет изображения, – жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения ( в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т.д. в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов ). Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов, пригородных коттеджных поселков, планирование архитектуры малых форм . регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.


В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота ). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания, строительная керамика — материалы и изделия из керамики. применяемые в строительстве. По назначению керамические материалы и изделия делят на следующие виды: стеновые изделия, кровельные изделия, элементы перекрытий; изделия для облицовки фасадов, изделия для внутренней облицовки стен, заполнители для легких бетонов, теплоизоляционные изделия, санитарно-технические изделия, плитка для пола, дорожный кирпич.

К стеновым изделиям относятся кирпич, пустотелые камни и панели из них. Кровельные изделия — черепица. Элементы перекрытий; изделия для облицовки фасадов — это лицевой кирпич, малогабаритные и другие плитки, наборные панно, архитектурно-художественные детали. Изделия для внутренней облицовки стен - глазурованные плитки и фасонные детали к ним (карнизы, уголки, фигурные окна, пояски ). Заполнители для легких бетонов — керамзит . аглопорит. Теплоизоляционные изделия — ячеистая керамика. перлитокерамика и др.

Образно -эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.

Выразительные средства архитектуры — композиция. тектоника. масштаб, пропорции. ритм. пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во второй половине 20 века социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры. индустриальных методов строительства.

Архитектор — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры . эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим ) видам искусства. которые пользуются знаками . не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим ) видам искусства. произведения которых:

    существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путём обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Основные области архитектуры

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество ) — основной раздел архитектуры. связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений .

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов. имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя

    творческий процесс создания архитектурного проекта , координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта

Градостроительная деятельность

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование » (которое ведает проектированием зданий — «объёмов» ), и « градостроительство » (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов ).

Градостроительство — раздел архитектуры. решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного  градостроительства считается  Ле Корбюзье . Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945 ), в которых проведена идея «свободного городского плана », или «зеленого города » («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье ) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX век а.

Весьма важным (и дискуссионным ) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства.

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году ) говорит следующее:

  • Архитектура приобретает первостепенное значение.
  • Архитектура предрешает судьбу города.
  • Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана.
  • Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру. исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей ».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.

Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель… занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение .

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ.

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:
    территориального планирования , градостроительного зонирования , планировки территории , архитектурно-строительного проектирования , строительства , капитального ремонта , реконструкции объектов капитального строительства.

Рекомендуем ознакомится: http://shedevrs.ru