Глава II ОТ ПАРА К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

4. ПРОБЛЕМА ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА РАССТОЯНИЕ

Создание экономичных машин постоянного тока и начальные шаги в; развитии электрического освещения и электрического привода не могли, бы внести кардинальных изменений в производственную практику, если бы не была решена другая краеугольная задача электроэнергетики — передача электрической энергии на расстояние. В 70—80-х годах XIX в. эта проблема стала актуальной в связи с возникновением крупных промышленных предприятий. Сама по себе потребность в способах передачи, энергии к потребителям, удаленным от источников механической энергии. существовала и так или иначе разрешалась задолго до появления первых электростанций. Так, посредством проволочных канатов удавалось достигнуть дальности передачи до 120 м, а при устройстве промежуточных, блоков — до 5 км. Неоднократно предпринимались попытки использовать для передачи энергии сжатый воздух и гидравлическое давление, но- ни тот ни другой принцип не мог лечь в основу обеспечения механической: энергией фабрично-заводского производства в широком масштабе.

Надежды изобретателей обратились к новому виду энергии — к электричеству. Первые опыты передачи электрической энергии на расстояние относятся к началу 70-х годов. В 1873 г. французский физик И. Фонтен демонстрировал на Венской международной выставке свойство обратимости электрических машин: приводил в действие двигатель (машину Грамма) от генератора (такой же машины Грамма). Двигатель и генератор соединялись между собой кабелем длиной в 1 км. Таким образом была доказана принципиальная возможность передачи механической энергии на относительно большое расстояние путем двойного преобразования энергии: механической в электрическую на генераторном конце и электрической в механическую — у потребителя. Экономическая целесообразность такого принципа еще не была тогда доказана.

Начиная с 1874 г. в течение нескольких лет русский военный инженер Ф. А. Пироцкий, стремясь доказать экономичность «электрической передачи силы», провел серию опытов, используя проводники большого- сечения — заброшенную ветку Сестрорецкой железной дороги.

Прогрессивный путь решения проблемы передачи электрической энергии нашли в 1880 г. французский ученый М. Депре и русский физик Д. А. Лачинов. Математическим анализом существа физических процессов в системе генератор—линия—двигатель они показали, что эффективность электропередачи может быть достигнута при увеличении напряжения в линии [25, 26].

Теоретический вывод, подытоживший эмпирические знания в области электрических машин и электрических цепей, послужил надежной платформой для последующих технических решений. В 1882 г. Депре построил: первую опытную электропередачу Мнсбах — Мюнхен протяженностью 57 км, напряжением постоянного тока 1,5—2кВ; КПД не превышал 0,22 % <27]. Первый практический шаг еще не дал благоприятных результатов, но он стал отправным пунктом для последующих работ. На новой опытной установке Вазиль — Гренобль 1883 г. энергия, переданная в Гренобль (примерно 7 л. е.), использовалась для привода нескольких печатных и других машин. КПД передачи был равен 62%.

Ф. Энгельс с исключительной прозорливостью оценил открытие Депре, громадное значение нового технического направления, увидев в нем не только зародыш будущего освобождения промышленности «почти от всяких границ, полагаемых местными условиями»2, но и источник глубочайших социальных изменений.


Опыты передачи энергии большого масштаба были осуществлены в 1885 г.; напряжение линии передачи длиной в 56 км (между Крейлем и Парижем) достигло 6 кВ. Тогда это было предельным напряжением для машин постоянного тока по условиям изоляции и коммутации.

Вскоре была осуществлена передача постоянного тока на более высокое напряжение — до 12 кВ. Однако электропередачи постоянного тока столь высокого напряжения были единичными. Трудности создания машин высокого напряжения и преобразования тока высокого напряжения в ток низкого напряжения у потребителей заставили обратиться с середины вО-х годов к исследованию свойств переменных токов.

Этот эксперимент по зажиганию угольных электроламп нарасстоянии без подводящих проводов сумел повторить только русский … об открытии № 13 от 18.12.62 г. "Закономерность передачиэнергии при ударе", позволяющего создать механический "перпетуум-мобиле".

Специальностью Теслы становится электротехника, основным вопросом - генерирование и беспроводная передачанарасстояниеэнергии.

Дальнейшее развитие передачи электрической энергиинарасстояние связано с именем М. О. Доливо-Добровольского, который в 1888 г. изобрел систему трехфазного переменного тока.

Он изучал также движение воды в лотках, подводящих воду к обогатительным установкам на рудниках. В конце X V\U в. стали применять водопроводные сети для передачиэнергиинарасстояние.

Поэтому при передачеэнергиина большие расстояния приходится повышать напряжение при помощи трансформаторов, устанавливаемых на повышающих подстанциях.

При передаче электроэнергии по проводам нарасстояние неизбежны потери энергии. ведь, проходя по проводам, электрический ток их нагревает. Поэтому передавать ток низкого напряжения.

Первоначально энергию потока воды использовали в приводах рабочих машин - мельниц, станков, молотов воздуходувок и т.д. С изобретением гидравлической турбины, электрической машины и способа передачи электроэнергии на значительные расстояния гидроэнергетика.

Но М. О. Доливо-Добровольский — знаток переменного тока — не отвергал значения тока постоянного. Он первым понял, что самый экономичный способ передачиэнергиинарасстояние — это сверхвысокие напряжения в миллионы вольт и постоянный ток.

Чаще всего без чертежей и моделей давал он мастерам размеры деталей, и они точно совпадали с задуманным. Диапазон работ Н. Теслы был очень широк. Он мечтал о беспроводной передачеэнергиинарасстояние.

Различные кабели (в нашей стране их выпускают более 1000 типов) используются для передачинарасстояние электрической энергии и различного вида сигналов информации — телефонных, телеграфных, радиовещательных, телевизионных и т.д. (см. Электрическая связь).

На схожем с приливными принципе могут работать электростанции, использующие энергию морских волн. … Со временем, конечно, будут отработаны способы передачи электроэнергии на дальние расстояния без проводов.

Излучение происходит в газообразной среде путем передачи тепла с поверхности тела через пространство (в виде энергии электромагнитных волн). Благодаря лучистому теплообмену поверхность Земли обогревается Солнцем, находящимся от нее нарасстоянии многих.

Основным достоинством планетарных передач является многопоточность передачиэнергии несколькими зубчатыми парами одновременно. … Цепные передачи предназначаются для передачи движения между двумя параллельными валами при достаточно большом расстоянии.

Угол обхвата зависит от соотношения размеров шкивов и их расстояния друг от друга. … Когда требуется увеличить угол обхвата, у передачи ставят нажимной шкив-ролик. В зависимости от расположения валов и ремня ременная передача бывает разных видов.

Пар, покидающий паровую турбину, содержит в себе еще много тепловой энергии. На ТЭЦ это тепло используют двояко: либо пар после турбины … Передача пара от ТЭЦ осуществляется нарасстояния до нескольких километров, а передача горячей воды — до 30 и более километров.

В этой книге исследователи собрали сотни случаев передачинарасстоянии мыслей и чувств от одного человека к другому. … Информация передаётся без переноса энергии. В пространстве вообще ничего не перемещается.

Увлеченный техникой маркиз Жоффруа д'Аббан, потерпевший фиаско у своего суверена Наполеона, решил проблему передачиэнергии с помощью лопастного колеса. Во время испытаний на р. Ду в 1778 г. его Пироскаф прошел некоторое расстояние против течения.

Г.Дэви (1778-1829), М.Фарадей (1791-1867) заложили основы для применения электричества, нового вида энергии. которая нашла бы-строе использование в различных технических областях в последней трети XIX в. в промышлен-ности, в передаченарасстояние.

познакомить кружковцев с принципами действия и устройством различного типа двигателей (ветряных, паровых, внутреннего сгорания и т. д.), с производством электроэнергии и тепла, с принципами действия и работы электрических машин, передачейэнергиинарасстояние.

Передача тепла излучением. Излучением тепло передается одним телом другому путем лучистой энергии без посредства материальной среды. Количество энергии. излучаемой телом, зависит от его температуры: чем выше температура тела.

Гуманитарная составляющая в современной философии техники представлена такими именами, как Л. Мэмфорд, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль.

Истоки понятия "техника" уходят в глубь веков. Древнегреческое слово "techne" понималось достаточно широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства.

Современное понимание термина "техника" имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием. Философия

Недаром разъяснению слова «техника» и посвящена вся книга. В этой же статье мы даем лишь краткое определение этого понятия.

Наконец, огромное значение играет вакуумная техника в производстве космических аппаратов. Ведь космос — это безбрежный океан вакуума.

Согласно концепции Энгельмейера, техника как система машин обладает собственным существованием и специфическими законами существования и развития.

Книги для учителя. Очерки истории науки и техники 1870-1917. … Учебное издание, изд. «Просвещение» 1989 г. РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ.

4. История техники. М. 1962. 5. Г.Н.Волков. … Общественный прогресс. М. 1970. 13. Хрестоматия по истории древнего мира.

Всемирная история. … Достижения в науке и технике. Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства.

Рекомендуем ознакомится: http://www.bibliotekar.ru