Проектор для дома: типичные ошибки при покупке. Часть 1

Проектор для дома: типичные ошибки при покупке. Часть 1

Человек, серьезно поставивший себе задачу выбора проектора для дома, просто обязан обзавестись небольшой вилочкой. Ибо он рискует быть заваленным рекламой и ему требуется ежеминутно снимать с ушей лапшу. Все современные вендоры выпускающие видеооборудование, обязательно выпускают и проекторы для домашнего кинотеатра: Panasonic. Sony. Sanyo. Eiki, BenQ. Acer. Optoma. JVC. Mitsubishi. И каждый хочет, чтобы купили именно его продукцию и идет ради этого на всяческие ухищрения - технические и рекламные.

Одни разработали "универсальный проектор для дома", другие хвастаются "уникальной контрастностью", пятые встраивают прямо в проектор DVD-плеер, восьмые скромно предлагают "Лучший выбор для домашнего кинотеатра!", у двенадцатых некий "космический дизайн". Почему у всех такие разные характеристики и разные цены, но все ("фокусным расстоянием клянусь, да. ") идеально подходят для домашнего использования?

Sony осторожно делит домашние проекторы на "Проекторы для кино", "Проекторы для игр" и "Проекторы для спортивных передач" - и это неспроста. Не знаю, как насчет "Проекторов для спортивных передач" (подозреваю, что так хитро Sony пытается пристроить выпускаемые ею SXRD-панели для проекторов), а у проекторов для кино и проекторов для игр критерии качества отличаются.

И мы сейчас поговорим об этих критериях, а также о том, как не совершить одну из типичных ошибок при покупке. Вопрос выбора проектора для домашнего кинотеатра здесь уже поднимался в статье "Выбираем проектор для дома". продолжим же эту тему.

Замечу, что эта статья нужна не всем. На самом деле кино можно смотреть с любого проектора, но на предназначенных для этого аппаратах оно будет более качественным, впечатляющим и эффектным. Но ведь не каждый стремится получить максимум качества, некоторым достаточно "чтобы просто был большой экран". Такие покупатели могут смело покупать любой проектор в пределах той суммы, которую они себе определили, и не забивать себе голову дальнейшим чтением. Остальных приглашаю поудобнее устроиться и читать дальше.


"Чем ярче - тем лучше". Одно из самых частых заблуждений в отношении кинотеатральных проекторов. Для офисных проекторов - согласен, яркость важна, но в кино совсем другие критерии. Фильмы смотрят в затемнении (вспомните атмосферу в кинотеатре!), и слишком яркий свет от проектора будет напрягать глаза - как яркая моргающая лампочка в темноте. Долго вы выдержите смотреть на такую лампочку? Правильно, скоро заболят глаза и вам захочется включить свет. И тут вы наступите на грабли второго недостатка ярких аппаратов - убогая контрастность.

Что такое контрастность? Это та самая характеристика, к которой производители пытаются приписать максимальное количество нулей: 2000:1, 5000:1, 15000:1 (чем дешевле вендор, тем больше нулей у него в контрастности). Самые честные, кстати, не публикуют ее вообще, балансируя между "не врать" и "быть не хуже других". Так что она означает, эта характеристика? Применительно к проекторам и телевизорам все просто: это способность техники показать максимально черный и максимально белый цвет - чем они "дальше" друг от друга, тем контрастнее будет изображение. Чем контрастнее изображение, тем больше количество полутонов цвета, которые может воспроизвести аппарат. Чем больше полутонов, тем более гладким и слитным будет изображение.

А что происходит, когда проектор слишком яркий? Да то же самое, что и в кинотеатре, когда опоздавший к началу сеанса недотепа открывает дверь и на экран на секунду падает свет. В месте засветки исчезает черный цвет, и изображение становится блеклым. Черный цвет превращается в серый, и изображение теряет контрастность. Помните во "Властелине колец" съемки в подземельях Мории? На черном фоне скал движутся темные фигуры. Если у проектора действительно хорошая контрастность, то вы легко различите все детали. Если контрастность "дутая", то зритель увидит плохо различимые на темно-сером фоне темно-серые непонятные пятна.

Кроме того, контрастность отвечает за "объемность" изображения.

Угадайте сами, у которого шара контрастность больше остальных?

В кино - самое главное контрастность, а не яркость. Чем больше яркость, тем хуже контрастность.

Итак, первая ошибка при выборе проектора для домашнего кинотеатра - это слишком большая яркость. Если вы сравните яркость у соответствующих современных проекторов любых вендоров, то увидите, что она не выше 2500 люмен. Если она выше - значит, проектор не «заточен» под кино. Он может быть хорош в играх, великолепно показывать футбол, обалденно показывать крупным планом новости. но кино в нем явно не на первом месте.

В проекторах для игр контрастность и суперкачество изображения не так критичны: игроку надо, чтобы все было нормально видно даже в условиях незатемненной комнаты (яркость) и детально (разрешение). Даже цветопередача в таких проекторах не очень важна.

Кстати, о цветопередаче. Представьте себе офисную презентацию, где светловато-красный цвет на диаграмме в десять раз важнее светловато-красновато-рыжеватого цвета на той же диаграмме. Представили? Вот и я с трудом. А в кино это могут быть два оттенка заката, которые по замыслу режиссера обязаны быть разными, ибо создают атмосферу напряженного ожидания. Поэтому в проекторы для домашнего кинотеатра встраивают то "революционную технологию BrilliantColor, которая делает цвета намного ярче", то "технологию DarkChip3, которая делает черный цвет по-настоящему глубоким", то калибруют проекторы "по стандарту D65". В общем, всеми силами пытаются выжать из проекторов именно ЦВЕТ. Качественную, насыщенную, сочную, впечатляющую цветовую картинку. Которая (повторюсь) совершенно непринципиальна в офисе и не очень критична в играх.

Проекционное расстояние. Вторая проблема, о которую обычно спотыкаются слишком поздно (купив, распаковав и включив проектор), - это размер экрана. Разочарованный покупатель выясняет, что, даже если поставить проектор в самый дальний угол комнаты, все равно максимальная диагональ получается метра два. Что, конечно, больше телевизора, но он-то хотел «более другой» разницы! В чем недосмотр, какую характеристику он пропустил при выборе?

Небольшую. Настолько небольшую, что многие производители ее даже не упоминают. Это "проекционное соотношение", оно же throw ratio. Оно может выглядеть, например, как "1,5. 2,0". Это соотношение между расстоянием до экрана и его шириной.

Почему-то люди полагают, что проектор может с любого расстояния показать экран любого размера. Пример с банальным фонариком (чем дальше, тем больше световое пятно) заставляет их задуматься. Но насколько далеко надо отнести проектор, чтобы получить экран определенного размера? Это и показывает проекционное соотношение.

Например, при throw ratio 1,5. 2,0 на расстоянии 4 метров проектор даст картинку шириной от (4 разделить на 2,0) 2 метров до (4 разделить на 1,5) 2,6 метра. Если вы не можете разместить проектор дальше 4 метров от экрана (комната у вас, например, небольшая), вы не получите экран больше 2,6 метра в ширину.

Замечу, что верхнее значение 2,0 - это еще по-божески. Некоторые производители явно издеваются над покупателями, предлагая им коэффициент 2,5. Сами посчитаете ширину при этом коэффициенте?

Поэтому! В обязательном порядке обращайте внимание на эту характеристику! Иногда вместо нее рисуют наглядную таблицу:

Для тех, кто не владеет английским: width - это ширина, height - высота, inch - дюймы, а cm - сантиметры (не спутайте дюймы и сантиметры). Distance - это как раз расстояние от вашего проектора для экрана. На сайтах всех серьезных производителей проекторов есть либо проекционный калькулятор, либо такие вот таблицы. Для пытливых есть специальный проекторный ресурс, там среди прочего можно найти калькулятор почти на любые проекторы, в том числе снятые с производства: http://www.projectorcentral.com/projection-calculator.cfm .

Расположение проектора. Есть еще один вопрос, с которым счастливый обладатель столкнется вплотную уже после покупки, когда пройдет первая эйфория: "Куда бы мне его поставить?" Поставить на столик - могут задеть, уронить, к тому же каждый раз подстраивать его под экран - тоже не дело. Повесить на стену полочку и поставить на нее? Тогда изображение почему-то получается кривое, со скошенными краями. Везде продаются какие-то потолочные подвесы, но полочки на них нет, как его там ставить? Переворачивать мой любимый проектор вверх ногами.

Да, вопрос обычно решается именно так, не удивляйтесь. Если у вас нет каких-то особых соображений (например, в проекторе встроен DVD-плеер и менять диски на потолке неудобно или нельзя даже касаться многомиллионного дизайна потолка), то проектор вешается именно на крепление.

Проектор при этом переворачивается вверх ногами, а потом где-то в меню проектора надо будет перевернуть изображение. Называться это будет как-нибудь вроде "Потолочное фронтальное положение" или даже просто "Потолок". Не надо волноваться за сам проектор - это его совершенно нормальное рабочее положение, он так может проработать долгие годы.

Если у вас не очень высокие потолки, то надо выбирать крепление с минимальной длиной штанги или вообще без нее. Минимальное расстояние от потолка до проектора, с которым мне приходилось сталкиваться, - порядка 15 см (плюс толщина самого проектора), это даже для очень низких потолков вполне приемлемо. Слишком высоко вешать проектор тоже не рекомендуется - может возникнуть "эффект трапеции". Но опасность такого рода грозит только при достаточно большом перепаде высот проектор - экран (угле проецирования больше 40 градусов), что в обычных условиях бывает редко.

Итак, о некоторых распространенных ошибках при выборе проектора для домашнего кинотеатра (о яркости, контрастности, проекционном расстоянии и выборе расположения проектора) я вас предупредил. О формате и размере экрана, "трапеции" и некоторых других моментах мы поговорим в следующей статье .

По материалам сайта: http://podberi-proektor.ru