С чего  начинался наш современный «навороченный» фотоаппарат и когда?

Прадедушкой  этого «цифрового недотроги»   был скромный темный ящик, названный камерой-обскурой. С латинского языка «camera» -  комната, а «obscurа» – тёмная, итак, все вместе - "тёмная комната".

Камера-обскура  - это самое простое оптическое устройство, с помощью которого можно  получить изображение объекта. Ее делали в виде светонепроницаемого ящика с  маленьким отверстием  (0,5-5 мм) в одной из стенок и экраном на противоположной стенке  (первоначально из тонкой  тонкой белой бумаги, а позднее из матового стекла).

Лучи света, проходя сквозь отверстие, создавали перевёрнутое изображение на экране.

Уже в 5 веке до н.э. один из китайских философов записал в своем труде о возникновении изображения на стене затемненной комнаты.

Упоминал о таком интересном наблюдении и Аристотель, живший около 350 г. до н.э. Древнегреческий философ отмечал, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном, а ведь именно это свойство темной комнаты и является принципом работы камеры-обскуры.


Итак, уже со о времен античности был известен способ построения изображения при помощи малого отверстия.

В 10 веке арабский ученый  Алгазен из Басры пользовался  специальными палатками для наблюдений за затмениями солнца. Зная, как  вредно смотреть на солнце невооруженным глазом, он  делал маленькое  отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Именно изучая эти явления, он сделал вывод о прямолинейности распространения света.

А вот первым предложил конструкцию и "фирменное" название "камера-обскура" для нового оптического прибора известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи.

Именно Леонардо да Винчи первым применил эту камеру для зарисовок пейзажей.

Вот как писал Леонардо да Винчи в 1470 году о принципе работы своего изобретения: "Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах; они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади".

Параллельно с  Леонардо да Винчи к аналогичному изобретению пришел и великий математик Тосканелли.

В 1544 году 24 января голландский физик и математик Рейнер Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры-обскуры. Благодаря Фризиусу появилось первое изображение камеры-обскуры в научных трудах.

Это была затемненная комната с отверстием в стене. Изображения предметов, находящихся вне комнаты, проецировались через отверстие на противоположную стену. Люди, находившиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и срисовывать их на бумагу.

Как всегда это бывает, новое устройство захватило умы всех ученых того времени. В разных странах камеры -обскуры испытывались, дополнялись нововведениями, усовершенствовались. Порой это происходило одновременно в разных странах. Теперь трудно с точностью сказать, кто первым предложил поставить линзы и увеличить четкость изображения.

Венецианец Д. Барбаро впервые дал описание камеры-обскуры с плосковыпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с его помощью.

Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501–1576) установил в нее линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластину.

Усовершенствованная и работающая камера-обскура была изготовлена и итальянцем Баттистой дел-ла Порта. А усовершенствованием была линза, вставленная в отверстие. Вот как Баттиста описывал в 1589 году свою камеру-обскуру: «Теперь сообщу Вам то, о чем доселе молчал и думал, что должен молчать. Если поместить у отверстия чечевицеобразное стекло, то все изображение будет отчетливее; увидишь и лица проходящих людей, платья, цвета, движение, все как будто было вблизи. Зрелище так приятно, что видевшие не могли вдоволь насмотреться».

Камеру - обскуру использовали художники эпохи Возрождния для обучения законам перспективы.

В средневековье, знакомые с наукой люди делали в стенах своих домов отверстия, чтобы, не выходя из дома, наблюдать на противоположной стене, как на экране, происходящее на улице.

10 июля 1600 года великий астроном и физик Иоганн Кеплер сделал  для наблюдения солнечного затмения  большую камеру-обскуру.

А в 1620 году Иоганн Кеплер поставил  в поле камеру –обскуру в виде темной  палатки ,  в прорезь палатки  вставил линзу  и наблюдал  изображения, появлявшееся  на белой бумаге на противоположной стенке.

Кеплер создал оптическую систему для камеры-обскуры, состоящую из вогнутой и выпуклой линз, что позволило увеличить угол поля зрения камеры.

В 1644 году была сооружена большая камера-обскура монахом-иезуитом из Кима Атанасиусом Кирхером. Это было передвижное помещение, которое легко переносилось с места на место. Человек забирался в эт комнату через люк. На гравюре он очерчивает, с обратной стороны, изображение на прозрачной бумаге, которая висит напротив одной из линз. Кирхер в своей книге "Великое искусство света и теней" описал, как с помощью камеры-обскуры  можно проецировать изображение с прозрачной пластинки на стену или экран.

В 1659 году голландский ученый Христиан Гюйгенс добавил к аппарату фокусирующие линзы для  увеличения четкости изображения.

смотри продолжение

По материалам сайта: http://class-fizika.narod.ru