Рабочая программа по литературе для 8 класса по Образовательной системе"Школа-2100"

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. №1089).

Примерная программа по литературе основного общего образования (базовый уровень) с учетом программы по литературе для 8 класса Образовательной системы «Школа 2100» (авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.

Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, 70 часов в год.


Цели и задачи учебного курса:

- формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями аналитического характера и темами, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

«Дом без стен» - очередное звено в системе учебников Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой по литературе.

Планирование учитывает возрастные психологические особенности восьмиклассников, уровень их знаний и умений, своеобразие программы 8 класса.

Сквозная и ведущая задача литературного развития в VIII классе определена вводным уроком: учиться понимать человека во всей его многоликости, во всем многообразии его чувств, мыслей, сомнений и действии; размышлять о человеке, о его месте в мире, о его непохожести на других людей. Также важной задачей является знакомство учащихся с широким кругом прозаиков и поэтов XVI - XXI веков, что дает им возможность расширить свой литературный кругозор.

Учебник предполагает первичное знакомство с литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом.

Основная задача литературного развития в VIII классе остается прежней, и она определена в программе: «…развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе, совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, сформировать первоначальные умения анализа…» Поэтому и на уроках. и в системе домашних заданий большое место занимает обучение выразительному чтению художественных произведений.

Учебник построен как некое театральное действо: он состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога. Характерны названия разделов: «Человек размышляющий», «Человек чувствующий», «Человек действующий». Логика построения учебника подсказывает, что одной из основных форм ведения урока может стать урок-диспут.

Обучение первоначальным умениям анализа художественного произведения сочетаются с умением синтезировать, обобщать сказанное, услышанное, строить связные высказывания по морально-этическим вопросам, выражающим личностное отношение к прочитанному.

В работе по развитию речи учитываются принципы преемственности в овладении речевыми умениями. Различные виды творческих пересказов, письменная сравнительная характеристика героев, рассказ о писателе с использованием дополнительной литературы, формулирование вопросов к изучаемому произведению – главные речевые умения, которые формируются в процессе работы.

Особое значение имеет иллюстративный материал – репродукции с картин известных художников, фотографии и т.д. В большинстве случаев между иллюстрацией и художественным текстом существует лишь определенные ассоциативные связи, что дает возможность ученикам размышлять, чувствовать, постигать внутреннее глубинное родство разных видов искусства.

В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

В планировании используются работы ученых Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методические разработки уроков литературы в 8 классе Е.С.Баровой.

Предлагаемое планирование - примерное, и поэтому, пользуясь им, каждый словесник учитывает конкретные особенности своего творческого почерка и уровень подготовленности учащихся.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю: в 1 четверти – 18 уроков (2 часа на классное сочинение); во 2 четверти – 14 уроков (1 час на подготовку к домашнему сочинению); в 3 четверти – 20 уроков (2 часа на классное сочинение); в 4 четверти – 16 часов (2 часа на классное сочинение).

Особенности класса

8Б класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100». В классе отношение к учебе в целом положительное. У большинства учащихся сформированы мотивы обучения: детям интересно учиться, они хотят больше знать, некоторые считают, что образованным людям легче устроиться на работу. Учащиеся умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь, задают вопросы, если что-то непонятно. Общая интеллектуальная атмосфера выше среднего. Сильные учащиеся стимулировать активность всего класса, в результате чего появляются заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками, стремление к овладению новыми навыками и умениями, контролю и оценке своих действий. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учащихся при выполнении учебных работ.

В 8Б – 24 учащихся, которые имеют следующие оценки по литературе: «5» - 6; «4» - 17 и «3» -1. Качество обучения – 96 %.

Содержание программы

(70 часов)

Содержание программы определяется кругом интересов учащихся,

общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.

цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

8 класс (68 ч)

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

Человек перед зеркалом. Человек в зеркале. (12 ч)

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные

отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Для текстуального изучения.

Н.В.Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.

«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

М.А.Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственности сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.

Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.

Человек размышляющий… ( 11ч)

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действитель

ность в литературе.

Для текстуального изучения.

В.Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение. Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

А.П.Чехов «Крыжовник». «О любви». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Для обзорного изучения.

Т.Н.Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.

Мишель Монтень «Опыты». Проблемы отцов и детей.

Наставления поэтов. Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…», А.А.Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту…», Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.

Человек чувствующий… ( 12ч)

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их

выражения в литературе.

Для текстуального изучения.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

Стихи о родине: Ф.Тютчев «Умом Россию не понять…», А.Блок «Россия», Е.Евтушенко «Идут белые снеги…», А.Галич «Когда я вернусь…». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.

Для обзорного изучения.

Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.

М.Ю.Лермонтов «Пророк», А.П.Чехов «Палата № 6». Горькие разочарования пророков.

С.Д.Довлатов «Наши» (в сокращении). Ю.Бондарев «Выбор». Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героев. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.

Человек действующий… ( 27 ч)

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический

характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.

Для текстуального изучения.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне…», Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Э.Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.

М.Шолохов «Родинка». Затмение человеческого разума и его последствия.

Н.А.Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.

Для обзорного изучения.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер. Героическое начало в думе.

Б.Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.

Д.Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Теория литературы. Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.

Финал. Маленький Большой человек (3ч)

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический харак

тер художественной литературы.

По материалам сайта: http://doc4web.ru