Глава 3. Архитектурные ордера

6. Архитектурные детали и их названия

Ордера строят строго по определенным пропорциям. Именно эти пропорции и дают возможность придать изделию красивый вид. Кроме деталей в ордера входит и орнамент. Детали носят разные названия и используются не только в ордерах, но и просто в отделке зданий. Например, широко применяют капли, сухарики, ионики, модульоны, кронштейны и др. Напоминаем, что эти детали проектируют с применением всевозможных архитектурных обломов, которые выполняют не лепным способом, а вытягиванием шаблонами с последующей установкой на место. Только те детали, которые невозможно вытянуть (листья, плоды, маски, венки, гирлянды и т. д.), выполняют лепкой.

Тосканский ордер (14) состоит из 19 частей, из которых 3 части занимают антаблемент, 12 частей — колонна и 4 части — пьедестал. Ордер состоит полностью из архитектурных обломов различной высоты и выступа, которые даются в партах.

В процессе выполнения лепных или скульптурных работ встречаются следующие детали.

Абак, или плита — верхняя часть капители колонны.

Абрис — чертеж или рисунок в общих чертах. У художников абрисом называется обрисовывание главных частей фигуры. Лепщики и скульпторы обрисовывают основные части будущего орнамента или фигуры на глине или другом пластичном материале.

Акант-акантовые листья (14.1) применяют в архитектуре в коринфской капители, в основном состоящей из акантовых листьев. Форма акантовых листьев, или медвежьей лапы, взята древними греческими архитекторами с растения, стройные кусты которого имеют красивые листья с изящными черенками, выгнутыми в наружную сторону и образующими как бы розетку. Кроме капителей акантовые листья используют для украшения орнаментованных изделий с возможным изменением формы листьев.


Акротеры (14.2) — вертикальные украшения по углам и наверху фронтона. Бывают разной формы и размера.

Архитрав — балка в виде пояса, опирающаяся на колонну.

Атланты (14.3) — колонны в виде мужских фигур, поддерживающие архитектурные части здания, например балконы.

Аркада — сооружение, состоящее из ряда повторяющихся арок.

Астрагал — ошейник, валик с полочкой под шейкой капители. Валик может украшаться бусинками, оливками и т. д. но может быть и гладким.

База — основание под сооружением колонны, которое находится в ее нижней части. Обычно состоит из выкружки, полочки и плиты.

Балясина (14.4) — точеный столбик (вытянутый), гладкий или орнаментованный. Бывает круглым, квадратным или другого сечения.

Балюстрада (14.5) — перила или ограждения из балясин в различных оградах, в частности на лестничных клетках, балконах, лоджиях и др.

Барельеф — часть объемного изображения, доходящего до половины толщины изделия, например до половины цилиндра (см. горельеф).

Бусы (14.6)— мелкие украшения разной формы и размера, состоящие из шариков, цилиндриков, тарелочек, чечевицы и т. п. Часто бусы ставят внизу иоников, набирая из них так называемые линейки длиной не более 20 см. Бусы вытягивают, вытачивают, вырезают из гипса или лепят из пластичных материалов.

Буквы, или письменные знаки (14.7), — графическое изображение звука. Имеют различные размеры, форму и орнаментовку. Буквы изготовляют из вытянутых деталей или вытянутых и лепных, нарезанных по размеру и склеенных. Существуют целые таблицы художественно выполненных букв.

Вазы (14.8) — изящные сосуды различной высоты и формы, чаще вытянутой, и стоящие на ножках. Бывают гладкие и орнаментованные. Изготовляют путем вытягивания или вытягивания и лепной орнаментовки. Для внутреннего украшения вазы делают из гипса или мрамора^ для наружного — из цемента или гранита (реже из мрамора).

Венки (14.9) — украшения в виде сплетенных в круг листьев, цветов и т. д. Венки называют по имени цветов и деревьев, из которых они сплетены: васильковые, лавровые, кленовые, дубовые и др. Они бывают большие и малые. Применяют для украшения помещений, садов, парков, фасадов зданий.

Вороба — линейка требуемой длины, на которой крепится с одного конца шаблон, а на другом имеется отверстие, которым вороба надевается на вбитый центр (гвоздь, штырь).

Волюта — спиралеобразный завиток, представляющий собой лепное украшение из двух спиралевидных завитков на капители колонны. Сначала волюта применялась только в ионической капители, а затем перешла в коринфскую и сложную.

Выступ — расположение детали капители или другой части ордера от колонны, стены и т. д.

Гербы — особые отличительные знаки, присвоенные государствам, частям их территорий или республикам. За границей гербы присваиваются отдельным лицам, родам и др. Гербы изображают на флагах, печатях, монетах, банкнотах и т. д.

Гирлянды (14.10) — украшение из цветов, зелени, веток с листьями и фруктами, сплетенными в виде извивающейся ленты. Изготовляют лепным способом.

Горох — круглые шарики нужного диаметра, применяемые в лепных работах, например бусах, состоящих из одного гороха или в наборе с другими элементами.

Горельеф — часть объемного изображения, доходящего более чем половины ее толщины (более половины цилиндра, шара и др. — см. барельеф).

Грифоны (14.11) — фигуры фантастических крылатых животных с головой человека и телом льва, или телом льва, но головой орла, или телом лошади и головой человека и т. д. Грифонов применяют для украшения зданий, и служат они как бы изваяниями. Устанавливают грифоны на парапетах крыш, над воротами, по бокам лестничных клеток при входе в здание и т. д. Грифоны бывают объемные, барельефные или горельефные.

Декор — украшение из совокупности всевозможных художественных средств, например штукатурных тяг, лепки, малярной отделки и живописи.

Замки (14.12) — применяют над арками, воротами, окнами, дверями, наличниками. Они как бы замыкают арку или проем. Замки бывают геометрической прямо- и криволинейной формы, а также в виде масок людей, животных и т. д.

Ионики (14.13) по своей композиции напоминают яйцо, помещенное в глубокую выемку и выглядывающее из нее на половину или немного больше своей толщины. Форма и профиль иоников имеют много разновидностей и различаются по стилю. Они бывают гладкими, в виде шишки или орнаментованными. Разделяются между собой стрелками. Низ ионика может быть гладким с горохом или с бусами. Применяются для оформления помещений и фасадов. Располагаются над наличниками и под ними, под карнизами и т. д.

Капители (14.14) — верхняя часть колонны. Капители бывают различной формы, размеров и орнаментовки, а также простые, средней сложности и сложные, в основном тосканские, дорические, ионические, коринфские. Основная форма круглая, но бывает квадратная и прямоугольная.

Капли (14.15) напоминают собой усеченные пирамиды. Бывают различной формы и размера — квадратными, прямоугольными и круглыми. Применяются под карнизами, оконными проемами, в модульонах дорического ордера и т. д.

Карнизы бывают внутренние и наружные — венчающие здание — и находятся под свесом кровли. Состоят из архитектурных обломов, но могут быть и лепными деталями. Имеют различные размеры по развернутым профилям.

Кариатиды — карийские девы (14.16) представляют собой статуи, поддерживающие балконы, выступы, карниз, крышу и т. п. Иногда их ставят открыто или в нишах для декоративных целей. Размеры и изображения кариатид различные.

Картуши (14.17) — архитектурные детали в форме полузавитого свитка, украшенные гербом, планом или каким-либо рисунком. В эпоху барокко края картуша делали свернутыми, гладкими или с резьбой.

Колонна — сооружение в виде высокого столба, подпирающего верхнюю часть ордера антаблемента или пяту арки. Тело колонны бывает гладким или с каннелюрами (выемками, ложками), а также ровным или с энтазисом, т. е. с утонением по особой кривой форме, начиная с У3 высоты колонны. По типу колонны определяется архитектурный ордер.

Консоль представляет собой лепное украшение, создающее впечатление поддерживающей детали. Консоли всегда выступают из стены и, как правило, располагаются наверху стен под карнизами, под потолком и т. д. Иногда консоли заменяются различными фигурами или на их концах имеются волюты и др. Кроме того, консолью называют орнаментованные подставки, укрепленные на внутренних стенах и служащие для установки на них ваз, статуй, осветительных приборов и др.

Кронштейны (14.18) — это опоры в виде полки, прикрепленные к стене. Часто кронштейны устраивают на стенах под карнизом, где они являются декоративными, но иногда и поддерживающими частями. Кронштейны бывают простые и сложные, гладкие и орнаментованные.

Листья (14.19) — боковые органы стеблей различных растений. Формы и размеры листьев самые разнообразные, что зависит от видов травы или дерева.

Линейки — полоски, вытянутые из известково-гипсового раствора, гипса, цементного раствора. Бывают различной ширины, высоты и длины. Составляют их из архитектурных обломов. Из вытянутых линеек собирают всевозможные украшения различной формы и размера. Линейки бывают прямо- и криволинейные. Их применяют для украшения стен и потолков в помещениях и на фасадах домов. Узоры из линеек предварительно собирают на верстаке, а затем устанавливают в необходимых местах.

Маски (14.20) — изображения человеческого лица или головы (морды) животных, птиц, рыб и т. д. Часто маски являются замками в арках, окнах, дверях и др.

Меандр (14.21) — плоская орнаментованная деталь из прямо- или криволинейных линий.

Модульоны (14.22) бывают простой и сложной формы, разных размеров и орнаментовки. Крепятся в основном под карнизами в горизонтальном положении (кронштейны — в вертикальном). Некоторые модульоны, например в дорическом ордере, представляют собой коробку необходимого размера и высоты с кнопками или каплями.

Ордера — виды архитектурной композиции, главными элементами которой являются колонны.

Пальметты — лепной или скульптурный орнамент, напоминающий пальмовые листья (см. акротеры).

Перила — ограда на лестнице, балконе, лоджии и пр. состоящая из поручня, опирающегося на стойки или балясины, а последние — на нижележащую балку (см. балясины).

Пилястры — четырехгранные выступы (полуколонны), одна из граней полностью примыкает (пристроена) к стене. Пилястры устраивают для усиления стен и одновременно для их украшения. Бывают пилястры, устраиваемые только для декоративной цели, они не входят в конструкцию стены, а чаще всего примыкают к ней.

Плафоны — это колодцы круглой, квадратной, прямоугольной и другой формы различных размеров. В архитектуре плафоны применяют для украшения потолков. Самые простые плафоны — это нескрытые потолочные балки. Плафоны устраивают и на гладких потолках путем установки на них лепнины. Плафоны бывают простые и сложные. На потолках внутри плафона устраивают лепные украшения, иногда вместо лепки художники выполняют роспись.

Порезка (14.23) — это набор орнамента, например иоников или иоников с бусами, шириной до 10 и длиной до 30 см. Детали больших размеров используют редко, так как часто они сильно коробятся и поэтому требуют исправления, а это может привести к нарушению орнамента.

Портал — богато отделанный вход в здание.

Раковины (14.24) — твердые защитные образования, покрывающие тело многих беспозвоночных животных. В лепных работах применяют раковины разной формы, размера, выпуклости и орнаментовки.

Раппорт — повторяющаяся часть или деталь какого-либо изделия, например розетки.

Розетки (14.25) — детали различной формы и размера: круглые, эллиптические (овальные), квадратные, прямоугольные, ромбовидные и т. д. Внутри розетки заключено четное или нечетное число листьев, лепестков, цветков, одинаковых или разных по форме. Все они как бы исходят из центра (пуговки), который иногда делают с отверстием для прохода электропроводки или для крепления лампы, люстры, светильника. Розетки имеют плоский, выпуклый геометрический, растительный или какой-либо другой орнамент. Крепят розетки в середине потолка или плафона. Розетки в основном применяют внутри зданий, иногда на фасадах.

Решетки вентиляционные — устройства с отверстиями различных форм и размеров, изготовляют из гипса или цемента. Вставляют в вентиляционные каналы.

Стул — нижняя часть полного ордера, входящая в состав пьедестала.

Сухари (14.26) — изделия в виде коробочек квадратной или прямоугольной формы. Применяют в ионическом и коринфском ордерах. Устанавливают сухари под карнизами.

Триглифы — детали фриза в дорическом ордере, представляющие собой выступающие прямоугольники, разделенные вертикальными бороздами ни три полосы. Триглифы ставят на некотором расстоянии один от другого. Промежутки между ними называют метопами, которые бывают гладкие или орнаментованные.

Тяги — это полосы раствора или гипса, вытянутые поступательным или вращательным движением шаблона и представляющие собой рельефы, состоящие из набора архитектурных обломов разной формы и высоты (см. линейки). В практике под словом «тяги» понимают вытягивание поясков, карнизов, наличников и т. д.

Угловые украшения — бывают как внутри, а так и снаружи здания. Форма и размеры различные.

Урны (гипсовые, бетонные металлические, из керамики, чугуна, стекла, пластмассы и др.) — это сосуды круглой формы с небольшим основанием и очень вздутыми боками. К горлышку они сильно сужаются. Урны чаще всего применяют в скульптурных фигурах (женских) как сосуды для переноса жидкостей. Применяют урны садов, террас, различных частей зданий

Фриз — это лентообразная средняя часть антаблемента в античном архитектурном ордере. В греческой архитектуре фриз занимал особо важное место, так как украшался рельефными изображениями. В дорическом ордере фриз состоит из триглифов — вертикальных плит с желобками, которые выступают несколько вперед, а места между триглифами заполняются всевозможными архитектурными деталями (см. ордера).

Цифры — знаки для обозначения чисел. Раньше пользовались римскими цифрами, затем перешли на арабские — более простые и понятные.

Цоколь-плинт — нижняя часть ордера, здания или другого сооружения (см. ордер).

Шишки -— особый вид цветков или соцветий или плод хвойных растений округлой или овальной формы. Могут иметь натуральный орнамент или более сложный, рекомендованный архитектором или художником.

Эмблема — условное выпуклое изображение какого-либо понятия или идеи, например голубь — эмблема мира, якорь — эмблема надежды и т. д.

Энтазис — применяется при изготовлении колонн, которые имеют утонение по особой кривой линии, которая начинается от одной трети низа колонны и продолжается до шейки капители. Эту кривую линию строят особым приемом. Позже мы предложим простейший способ построения, дающий отличную кривую.

Имеются еще и орнаментованные вставки, которые применяются как лепные украшения внутри, а также снаружи здания.

Все рассмотренные детали выполняют архитекторы или художники в натуральном или уменьшенном виде. В первом случае на глину или гипс переводится только рисунок, во втором — сначала вычерчивают или выполняют рисунок детали в натуральную величину. Поэтому лепщик обязательно должен знать черчение и рисование.

Необходимо отметить, что лепщики не всегда работают в строго определенной лоследовательности, так как каждый мастер имеет свой порядок выполнения работ. Но как бы лепщик ни работал, изделие должно точно отвечать прилагаемому чертежу или рисунку. Поэтому прежде всего изготовленная модель должна быть осмотрена и завизирована автором проекта оформления и только потом протиражирована (изготовлена) в нужном количестве.

По материалам сайта: http://www.bibliotekar.ru