Новые санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям

15 мая 2013 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены новые СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Содержащиеся в них гигиенические нормативы представляют собой не что иное, как установленные в результате научных исследований допустимые максимальные или минимальные количественные и качественные значения показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности для человека. С этой точки зрения рассмотрим основные изменения, введенные СанПиН 2.4.1.3049-13.

С вступлением в силу нового документа прекратили действие СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» [1] и СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”» [2]. В новый нормативный правовой акт вошли изменения, ранее зафиксированные Письмом Роспотребнадзора от 10.01.2013 № 01/25-13-32 «О разъяснениях по применению отдельных норм СанПиН 2.4.1.2660-10».

Причины интенсивного обновления

СанПиН 2.4.1.3049-13 стали, по сути, третьим документом, регламентирующим работу дошкольных учреждений, вышедшим за последние 3,5 года. Такое интенсивное обновление санитарного законодательства можно объяснить рядом причин. Среди них подготовка и вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2013), разработка проектов новых государственных стандартов дошкольного образования. Однако основным, на наш взгляд, стимулом к пересмотру действовавших СанПиН послужила острая нехватка мест в детских садах. которая наблюдается в последние годы в большинстве регионов России. В качестве одной из причин, препятствующей решению проблемы, называются «завышенные требования» санитарных правил, прежде всего касающиеся участка, здания дошкольного учреждения, его планировки и оборудования, выполнение которых требует весьма существенных материальных затрат.

Изменения начались с общих положений и области применения документа. Во-первых, наряду с жесткими требованиями, обязательными для выполнения, в СанПиН 2.4.1.3049-13 содержатся рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Как подчеркивается в документе, они «добровольного исполнения, не носят обязательный характер». Во-вторых, новые санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах). В-третьих, согласно п. 1.9 расчет площади групповой (игровой) комнаты в общеразвивающих группах на одного ребенка производят не с учетом списочного состава, а по числу детей, фактически находящихся в группе.

Размещение дошкольных образовательных организаций

Существенно упростились требования к размещению зданий детских садов. Сохранены основные требования безопасности: размещение на внутриквартальных жилых территориях, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха и нормативные уровни инсоляции, естественного освещения помещений и игровых площадок. Требования п. 2.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 оказались неправомерными, поскольку выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии участков для строительства санитарным правилам отменена ст. 31 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона “О техническом регулировании”» [3]. Это, в свою очередь, повлекло за собой отмену регламента радиуса пешеходной доступности дошкольных учреждений, потому как обеспечить полноценное соблюдение этого требования можно лишь на стадии выбора участка для строительства детского сада.

Оборудование и содержание территорий детских садов

Устранен запрет на размещение игровых площадок на крыше здания дошкольного учреждения. Современные технические и архитектурные возможности позволяют организовать безопасную для здоровья прогулку и на крыше, однако тем самым мы формируем у ребенка представление о крыше как о подходящем месте для игры на воздухе. И не исключено, что со временем ребенок будет предпринимать попытки без присмотра взрослых поиграть в столь опасном месте, совершенно не предназначенном для такой цели. Примеров, в т. ч. и с трагическим концом, предостаточно. Остается только сожалеть, что в стране с поистине бескрайными просторами, пригодными для прогулок с детьми, обсуждается эта проблема. Вместе с тем необходимо заметить, что ни в технических регламентах, ни в каких-либо строительных нормах и правилах нет никакой информации по этому вопросу.

В п. 3.1 уточняется, что площадь озеленения территории детского сада в районах Крайнего Севера, а также в городах в условиях плотной городской застройки может быть снижена до 20 % площади, свободной от застройки. К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья. Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.


В СанПиН 2.4.1.3049-13 жесткие требования относительно размеров групповой площадки превращены в рекомендательные. В условиях плотной городской застройки с учетом режима организации прогулок разрешено использование совмещенных групповых площадок, а в детских садах с присмотром и уходом за детьми, продолжительность работы которых составляет более 5 часов в день, необходимо предусматривать оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой.

В 2 раза сокращен нормируемый размер теневого навеса на групповой площадке. Теперь его определяют из расчета не менее 1 м? на одного ребенка, а для групп численностью до 15 человек площадь теневого навеса должна составлять не менее 20 м? вместо прежних 30 м?.

Здание, помещение, оборудование детского сада и их содержание

Достаточно много изменений внесено в требования к зданию, помещениям, оборудованию. В частности, не регламентируется вместимость детского сада в зависимости от типа здания, в котором он размещен. Допускается возводить и трехэтажные объекты для дошкольных образовательных организаций, при этом место строительства значения не имеет.

Сохранено требование к объемно-планировочным решениям, которые должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Вместе с тем при размещении детского сада в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

СанПиН 2.4.1.3049-13 указывают, что высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена, а не регламентируют их конкретными нормами. Теперь это требование выглядит более корректным, ведь высота помещения — важный, но не единственный способ обеспечения в нем благоприятной воздушной среды.

Одна из «революционных» новаций — разрешение использовать групповую для организации сна с использованием раскладных с жестким ложем или выдвижных кроватей, а спальни в период бодрствования детей — для организации игровой и образовательной деятельности. При этом нужно строго соблюдать режим проветривания и проведения влажной уборки, которая должна быть проведена в спальне не менее, чем за 30 минут до сна детей, при проветривании в течение 30 минут. Такие изменения, несомненно, продиктованы переполненностью большинства детских садов.

Требования к размерам площадей групповой ячейки и помещений медицинского назначения, наличие постирочной перешли в разряд рекомендуемых. Для вновь строящихся зданий площадь групповых и спален необходимо принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена. Унифицированы требования к размещению групп кратковременного пребывания детей вне зависимости от длительности их работы.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствуют требования по уходу за живым уголком, а также запрет на организацию проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.

Внутренняя отделка и оборудование помещений детских садов

Менее детализированными стали требования, относящиеся к внутренней отделке помещений детских садов. В частности, это касается цветового исполнения материалов для отделки стен в зависимости от того, на какие румбы горизонта ориентированы помещения. Другой пример — отделка полов. СанПиН 2.4.1.3049-13 не предъявляют к ней требования, связанные с профилактикой травматизма, поскольку этот вопрос не является предметом регулирования данного нормативного акта. Еще одно новшество — разрешение использовать для внутренней отделки помещений обои, допускающие проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, а п. 5.1 дополнен весьма актуальным требованием: «стены помещений должны быть <…> без признаков поражений грибком». Кроме того, все отделочные и строительные материалы должны быть не только безвредными для здоровья человека, но также иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

В определенной мере упрощены, а следовательно, стали более выполнимы требования к оборудованию помещений и его размещению. Теперь в дошкольных учреждениях необязательно предусматривать отдельное помещение для грудного кормления детей, достаточно оборудовать столом и стулом место в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста. Исключены требования к расстановке детских столов в групповой, организации живых уголков и комнат природы. Новый документ не определяет условия показа диафильмов, поскольку сегодня в практике работы детских садов они почти не используются.

Претерпели изменения и правила расстановки кроватей в спальных помещениях. Количественные показатели заменены требованием, согласно которому расположение спальных мест должно обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами. А вместо конкретных размеров стационарных кроватей указано, что независимо от их типа они должны соответствовать росту детей. Пункт 6.1 восстанавливает утраченное в СанПиН 2.4.1.2660-10 важное требование о том, что «детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность». Более корректным с гигиенической точки зрения стало требование к хранению игрушек, используемых на участке. СанПиН 2.4.1.2660-10 разрешали хранить игрушки на стеллажах, установленных в раздевальных помещениях, что, конечно же, создавало определенный риск их загрязнения. В новом документе предложено устанавливать стеллажи для игрушек, используемых на прогулке, в тамбурах. Речь, правда, идет только о вновь строящихся объектах дошкольных образовательных организаций.

Обратите внимание!

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствует пункт, определяющий, в каких помещениях обязательно наличие естественного освещения, а какие могут эксплуатироваться при его отсутствии. Однако изъятие этого весьма важного для организации безопасной и рациональной световой среды требования вовсе не означает, что теперь им можно пренебречь. Оно содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» [4]. которые и для руководителей дошкольных учреждений являются непреложными.

Отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация в детских садах

Произошли изменения и в разделе, посвященном вопросам организации воздушно-теплового режима в детских садах. Например, если в прежней редакции температурные нормы для основных помещений были представлены диапазоном значений, в новом документе указана только нижняя граница. Поддержание необходимой температуры воздуха в детских садах разных климатических зон нашей страны — задача непростая. Однако регламентация только минимальных значений создает риск перегрева помещений, что неблагоприятно влияет на здоровье и самочувствие детей. Полагаем, что диапазон оптимальных значений температуры воздуха в помещениях детских садов следовало бы оставить хотя бы в качестве рекомендуемого.

Одно из новых требований СанПиН 2.4.1.3049-13 касается функционирования вентиляционных систем. Теперь не реже 1 раза в год, кроме ревизии и очистки, нужно осуществлять контроль за эффективностью их работы.

Примечателен тот факт, что из текста санитарных правил исчезло упоминание о печном отоплении в дошкольных учреждениях. И хотя прямого запрета на его использование документ не содержит, возможно, отсутствие упоминания послужит стимулом к тому, чтобы российские детские сады в скором времени полностью отказались от печного отопления.

В числе требований к водоснабжению и канализации зданий дошкольных учреждений появился запрет на использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячей воды из системы отопления. Не требуется обязательное наличие централизованного водоснабжения и канализации в здании детских садов. Скорее всего, это обусловлено тем, что в тексте раздела обсуждаются вопросы организации водоснабжения и канализации в учреждениях, размещенных в неканализованных районах и районах, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. То есть в данном случае описываются необходимые условия, а не способы их достижения. СанПин 2.4.1.3049-13 не регламентируют показатели температуры воды, подаваемой к умывальникам и душам в случае отсутствия централизованного водоснабжения, не требуют обязательного наличия резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения и туалетных на период проведения профилактических работ в котельных и инженерных сетях горячего водоснабжения.

Прием детей, режим дня и организация учебно-воспитательного процесса

СанПиН 2.4.1.3049-13 упрощают требования к приему детей в дошкольные организации. Согласно прежней редакции ежедневный утренний прием проводят воспитатели, во время которого опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, медицинский работник осуществляет прием в ясельных группах, при подозрении на заболевание — и в дошкольных. Новый документ предлагает иной вариант проведения этой процедуры. Прием осуществляют воспитатели и (или) медицинские работники, опрашивают родителей о состоянии здоровья детей и при наличии показаний (катаральные явления, явления интоксикации) проводят ребенку термометрию. Дети, заболевшие в течение дня, до прихода родителей или госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей находятся в помещениях медицинского блока. СанПиН 2.4.1.2660-10 требовали размещения заболевших в изоляторе. Нововведение обусловлено тем, что далеко не во всех дошкольных учреждениях в составе медицинского блока есть изолятор.

Это важно! Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 после перенесенного заболевания или отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а не 3, как было ранее, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 практически в два раза сокращен объем правил и норм, касающихся организации режима дня детей. Требования к продолжительности прогулки приобрели рекомендательный характер. Теперь она определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий, которые в нашей стране характеризуются необычайным разнообразием. И для северных регионов жесткие требования СанПиН 2.4.1.2660-10 оказывались практически невыполнимыми. Вместе с тем не стоит забывать, что ежедневная и достаточная по продолжительности прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. В правильно организованной, достаточной по длительности прогулке дети реализуют до 50 % суточной биологической потребности в активных движениях. Однако фактически дети проводят на свежем воздухе гораздо меньше времени, чем советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими рекомендациями и «забывают» погулять с детьми. Известный педиатр прошлого А.А. Кисель очень точно подметил, что «день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

В СанПиН 2.4.1.3049-13 требования к режиму дня в группах кратковременного пребывания детей включены в пункт, регламентирующий организацию и продолжительность сна. При режиме пребывания детей в дошкольных организациях до 5 часов организуется однократный прием пищи. Если продолжительность работы группы превышает 5 часов, необходима организация приема пищи с интервалом 3–4 часа и дневной сон.

СанПиН 2.4.1.3049-13 не регламентируют организацию занятий в разновозрастных группах, просмотр телепередач, использование компьютерной техники, организацию каникул и проведение занятий по дополнительному образованию.

Дошкольные образовательные организации и группы для детей с ограниченными возможностями

Требования, определяющие состав и площадь помещений для детей с ограниченными возможностями, переведены в разряд рекомендуемых, округлены значения ряда показателей [5]. Площадь туалетной приведена не в расчете на одного ребенка, а указана конкретная величина — 12 м? в группах для детей младенческого и раннего возраста и 16 м? для дошкольных групп.

Изменения коснулись требований к помещениям медицинского назначения в дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.1.2660-10 настаивали на расширенном составе таких помещений, поскольку они необходимы для проведения оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Причем это требование никак не конкретизировалось. Новая формулировка, на наш взгляд, более точна и выполнима: согласно п. 10.16 в помещениях медицинского блока дошкольных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

Аналогичной коррекции подверглись и требования к устройству бассейна для слепых и слабовидящих детей. Достаточно подробное описание устройства бассейна в СанПиН 2.4.1.2660-10 лишь с большой натяжкой можно отнести к разряду санитарно-эпидемиологических требований.

Сокращены и упрощены гигиенические требования к организации световой среды для детей с нарушениями зрения. Помещения для слепых и слабовидящих детей по-прежнему должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта, однако уровень естественной освещенности в предназначенных для занятий помещениях в новом документе не регламентируется. Сохранены требования к уровню искусственной освещенности в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах для слепых и слабовидящих детей. Он должен быть не менее 600–800 лк. В игровых и учебных комнатах для детей, страдающих светобоязнью, вместо прежних не более 500 лк определен уровень искусственной освещенности не более 300 лк. Из п. 10.14 изъяты положение, требующее, чтобы каждое рабочее место для слепых и слабовидящих детей было оборудовано светильниками местного освещения, а также требования к самим светильникам (наличие жесткого крепления к поверхности стола и гибкого кронштейна, позволяющего менять угол наклона и высоту источника света). Эти регламенты можно рассматривать как избыточные, поскольку выполнение норматива освещенности может быть обеспечено различными способами.

В заключение — о требованиях к соблюдению санитарных правил. В СанПиН 2.4.1.3049-13 из сферы ответственности руководителя дошкольной организации исключены следующие позиции:

  • организация производственного и лабораторного контроля;
  • обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и нормативами;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Внесение таких изменений, на наш взгляд, продиктовано следующим. Порядок проведения производственного контроля в настоящее время уточняется и, скорее всего, будет определяться отдельным документом. Обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим санитарным законодательством не является предметом нормирования рассматриваемого СанПиН. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи — вопрос, находящийся в компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).

[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164.

По материалам сайта: http://www.profiz.ru