Чем лучше выполнять покраску вагонки

Вагонкой принято называть отделочные панели, которыми выполняют отделку стен и потолка как внутри, так и снаружи дома. Промышленность выпускает деревянные и пластмассовые панели, хотя последние для отделки частных домов используют нечасто. Деревянная вагонка легко монтируется, имеет красивый внешний вид, скрывает все неровности поверхностей, имеет хорошие звуко- и теплоизоляционные свойства. Поэтому покраска вагонки едва ли не самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться во время отделки ею помещений.

Окраска вагонки может производится акриловыми, масляными, алкидными красками.

Зачем нужна покраска

Для отделки интерьера помещений применяются в основном панели из сосны. Этот материал имеет ярко выраженную природную текстуру и красивый золотистый оттенок цвета. Теоретически при идеальных условиях эксплуатации вагонка способна сохранять свой внешний вид продолжительное время – от 30 до 40 лет.

Краска защищает вагонку от воздействия солнечных лучей, появления плесени.

Но чтобы обеспечить идеальные условия эксплуатации, нужно исключить контакт отделки с солнечными лучами, поскольку под их воздействием панели уже в первые 5-7 лет неизбежно тускнеют. Чтобы предохранить материал от солнца, его нужно защищать. И проще всего обеспечить такую защиту, нанеся на дерево слой краски.

Кроме этой причины, вагонка, как и любой материал из дерева, подвержена воздействию грибка и появлению плесени. Боится она также огня, влаги и насекомых. Обеспечить достаточно надежную ее защиту можно, правильно подобрав краску и выполнив с соблюдением всех требований технологии покраску.


Покраска вагонки внутри дома может быть вызвана и вполне прозаической причиной – желанием изменить ее цвет или придать интерьеру дома нужную цветовую гамму. Это более чем оправдано, поскольку технику покраски может освоить любой желающий, следовательно отпадает необходимость привлекать к обустройству интерьера профессионального дизайнера и появляется возможность все сделать своими руками и по своему вкусу.

Выбор краски для вагонки

Для покраски вагонки можно применять краски на масляной и акрилатной основе, а также акриловые аквалаки и алкидные лаки. Принимая решение, чем покрасить вагонку, нужно правильно ориентироваться среди этого разнообразия.

Для того, чтобы вагонка блестела и цвет ее был равномерным, необходимо перед началом работ тщательно размешать краску.

Масляные и акрилатные краски обычно используют для наружных работ, хотя такое использование и не является догмой. Обе эти краски отличаются повышенной стойкостью к атмосферным осадкам, отлично впитываются в древесину. Но все же краски на акрилатной основе предпочтительней, поскольку они дольше в сравнении с масляными сохраняют первоначальный цвет и матовость покрашенной вагонки.

Панели, покрашенные акрилатной краской, будут смотреться, как новые, в то время как покрашенные масляной краской быстро потеряют свой первоначальный привлекательный внешний вид. Вдобавок у покрашенных акрилатной краской панелей появляется хороший пароизоляционный слой, но в то же время сохраняется для древесины возможность дышать, что надежно предохраняет вагонку от растрескивания. Единственное, что говорит не в пользу акрилатных красок – это их высокая цена.

Масляная краска для вагонки хорошо впитывается в древесину и не пропускает влагу, однако со временем может потерять цвет.

Красить вагонку внутри помещения лучше всего экологически чистыми акриловыми аквалаками, чтобы избежать в будущем у находящихся в помещении людей разнообразных аллергических реакций. Можно для работ внутри помещения использовать и обладающие повышенной твердостью алкидные лаки, но нужно иметь в виду, что срок их службы ограничен в лучшем случае 10 годами, а затем придется все перекрашивать.

Часто для покраски вагонки используют краски на водной основе. В основном это происходит из-за того, что они значительно дешевле остальных красок. Но в итоге такая покраска стоит дороже, поскольку срок службы таких красок небольшой, и панели придется каждые 3-5 лет перекрашивать.

Чтобы не ошибиться в выборе, перед покупкой нужно внимательно изучить инструкцию по ее применению. В такой инструкции обязательно должны быть сведения, где и как можно применять данную краску. Выбирая, чем покрасить вагонку внутри помещения, не стесняйтесь при покупке открыть банку с краской и понюхать ее.

Если банка будет источать резкий и неприятный запах, то ее лучше не брать. Ведь сосновые панели имеют свойство впитывать в себя запахи, а впоследствии выделять их обратно. Поэтому есть большая вероятность того, что, покрасив вагонку такой краской, придется думать уже не о перекрашивании, а о замене панелей.

Подготовка поверхности для покраски

Но независимо от выбора краски, качественно покрасить вагонку невозможно без правильной предварительной подготовки панелей. Для подготовки панелей и дальнейшей их покраски понадобятся инструменты и приспособления:

  • ведро;
  • малярный лоток;
  • кисть, валик или краскопульт (выбор зависит от состава краски и площади окраски);
  • лестница;
  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • пемза.

Инструменты для покраски вагонки: валик, кисти, защитные очки, скотч, краска.

Сначала поверхность панелей обязательно нужно очистить от пыли, грязи, а при вторичной покраске и от слоя старой краски, иначе нанесенный слой краски отслоится, и вся выполненная работа пойдет насмарку. Обычно для этого достаточно протереть вагонку войлочной тряпкой, смоченной в горячей воде.

Но если панели сильно загрязнены или старая краска местами прочно держится, то чистая вода не поможет. Для очистки таких мест можно воспользоваться собственноручно приготовленным содовым раствором, растворив 300 г соды в 10 л горячей воды.

После очистки для лучшего сцепления краски с поверхностью панелей их следует обезжирить, обработав любым моющим щелочным раствором. После обезжиривания поверхность вагонки шлифуется. Но для этой операции используются не шлифовальная машинка или наждачная бумага, шлифовка панелей выполняется обыкновенной пемзой.

Перед покраской вагонки , ее необходимо почистить наждачной бумагой от грязи и пыли.

После шлифовки поверхность панелей обрабатывают олифой, а еще лучше – смесью олифы и скипидара (50 г скипидара на 1 л олифы). После высыхания олифы поверхность лучше обработать антисептической грунтовкой. Можно рискнуть и обойтись без грунтовки, но сосновые панели все время эксплуатации будут выделять смолу, которая, вступая во взаимодействие с нанесенным слоем краски, постепенно будет снижать его защитные свойства.

Нанесенный слой грунтовки предназначен не допускать такого взаимодействия, тем самым усиливая защиту и продлевая срок службы. В случае обнаружения на поверхности вагонки грибка или плесени, очаг нужно очистить при помощи специальных отбеливателей для древесины, а затем обработать вагонку морилкой.

Покраска вагонки

Покраску вагонки можно выполнять прозрачным лаком, если ставится цель сохранить природную красоту и текстуру дерева, или же краской, чтобы изменить цвет панелей. Для покраски можно использовать поролоновый валик или краскопульт, но лучше выполнять эту работу малярной кистью.

Лак сохраняет природный цвет вагонки и имеет долгий срок службы.

Чтобы добиться равномерно насыщенного цвета и блеска окрашиваемых панелей, краску сначала необходимо тщательно перемешать, и только после этого приступать к покраске. Чтобы убедиться, что цвет выбранной краски именно тот, что вы хотели, лучше сначала сделать небольшой штрих и посмотреть, как он будет смотреться на панели вагонки.

Выполняя работы по покраске вагонки, нельзя забывать и о торцах панелей. Поскольку торцы соприкасаются друг с другом, каждый из них нужно обработать в 2-3 слоя грунтовкой, а сверху 2-3 слоями лака или краски. При покраске вагонки нужно учитывать, что при нанесении краски гораздо эффективнее наносить ее в несколько тонких слоев, чем одним толстым, хотя это и значительно увеличивает время покраски.

Но зато нанесенный в несколько тонких слоев шар краски или лака будет гораздо дольше держаться на поверхности и обеспечит лучшую защиту.

Сначала на вагонку наносится тонкий слой лака или краски. Затем нужно дождаться его полного высыхания и нанести еще один слой. Если есть необходимость или присутствует желание получше защитить деревянные панели, то после высыхания второго слоя вагонку красят еще раз.

Нижние слои краски или лака наносят, непрерывно двигая кистью вдоль направления укладки вагонки. Последний, финишный слой нужно постараться сделать как можно тоньше. Еще чтобы при покраске достичь максимального эффекта и избавится от видимых следов кисти, его красить нужно не по направлению укладки панелей, а двигаясь сверху вниз, от потолка к полу.

Нанося слой краски, лучше не давить сильно на кисть, чтобы ускорить работу. Гораздо лучший результат вы получите, если будете наносить слой покрытия, используя только кончики кисти, а не всю ее площадь до основания включительно. Чтобы удобнее было работать в труднодоступных местах или в местах соприкосновения вагонки с плинтусами или наличниками, лучше использовать не широкую кисть, а тонкую – максимум 5 см шириной.

При таком богатстве средств для покраски сделать выбор, чем покрасить вагонку, очень непросто. Многое в таком выборе зависит от личных предпочтений хозяев, их представлений о красоте и уюте в доме, а также от их финансовых возможностей и нацеленности на конечный результат. Но независимо от выбора, правильно выполненная покраска панелей вагонки на долгие годы обеспечит красоту и уют вашему дому.

По материалам сайта: http://1poderevu.ru