Декоративная покраска стен и потолков

На протяжении нескольких веков декоративная покраска стен считается традиционной для европейского интерьера.

Благодаря живописным приемам, которых бесчисленное множество и которые можно бесконечно выдумывать и усовершенствовать, стены любого жилища способны обрести яркую индивидуальность.

Казалось бы, покрасить стену — дело нетрудное. Однако покраска требует особо тщательной подготовки стены к ремонтным работам, поскольку краска не скроет ни трещинок, ни неровностей, ни любых других дефектов. Поэтому перед началом покраски стену необходимо тщательно отшлифовать и загрунтовать, чтобы убрать максимальное количество дефектов.

Что касается непосредственно лакокрасочных декоративных покрытий, то к ним в настоящее время предъявляется ряд общих требований: они должны быть экологически чистыми, удобными для нанесения, легко поддаваться сухой или влажной уборке. Кроме того, ко многим видам покрытий предъявляется еще и ряд специальных требований, такие как повышенная износостойкость в помещениях с большой проходимостью, влагостойкость при использовании в санузлах, на кухнях и т. д.

При выборе лакокрасочных или декоративных покрытий наиболее важны: – декоративные свойства покрытия (структура, цвет, степень глянца); – эксплуатационные свойства покрытия (стойкость к мытью, цветостойкость, стойкость к механическим нагрузкам, стойкость к загрязняющим факторам, стойкость к агрессивным воздействиям, последующая ремонтопригодность, долговечность, экологическая безопасность).

Существует и ряд специальных требований к покрытиям для обеспечения особых функций. Одним из существенных, относящихся к их числу, является, например, характеристика покрытия по степени глянца. Лакокрасочные материалы делят на высокоглянцевые, глянцевые и т. д. — до матовых и глубокоматовых. В нлъ»олщее время наибольшей популярностью пользуются матовые покрытия. Однако нужно иметь в виду, что эксплуатационные свойства покрытий (стойкость к мытью и истиранию, легкость уборки, возможность применения моющих средств) выше у глянцевых красок.

Покрытия могут иметь различные специальные свойства, в соответствии с назначением помещения, где они будут применяться. Выпускаются покрытия следующих назначений: термостойкие и терморегулирующие, электроизоляционные, стойкие к рентгеновскому излучению, а также покрытия, о которых уже говорилось выше, стойкие к воздействию химикатов, с бактерицидными свойствами и другие.

Чрезвычайно важны для выполнения работ технологические свойства лакокрасочных материалов. К технологическим свойствам относятся: укрывистость, время высыхания, адгезия, удобство нанесения, тиксотропность окрасочного состава и пр.


Укрывистость определяет количество слоев лакокраски, необходимых для того, чтобы укрыть контрастную (черно-белую) подложку. По степени укрывистости краски лежат в широких пределах — от лессирующих (прозрачных) до кроющих. Существуют материалы, которые позволяют укрывать контрастную подложку за один слой. Их отличает более высокая цена, но меньший расход. Для укрытия контрастной картины дешёвыми красками необходимо нанести 4-5 слоев. Для создания качественного покрытия их требуется гораздо больше. Обычно материалы хорошего качества должны наноситься в два слоя.

Важнейшим технологическим параметром, определяющим скорость выполнения работ, является время высыхания.

Обычно этот параметр пишется на упаковке. Однако он указывается для вполне конкретных (нормируемых) условий, а на фактическое время высыхания влияет множество факторов, таких как температура воздуха и основания, влажность в помещении и т. д.

Высокая адгезия (прилипание краски к основанию) является условием образования высококачественного лакокрасочного покрытия. Большое значение для улучшения адгезии имеет правильная подготовка основания и соблюдение технологии нанесения.

Для того чтобы лакокраска, лакокрасочный материал хорошо наносились на поверхность, у него должна быть определенная консистенция, определяемая параметром вязкости. Слишком вязкий материал будет трудно нанести. В противном случае возможны подтеки, особенно на вертикальных поверхностях. Особое значение вязкость имеет при нанесении покрытия с помощью краскопульта.

Чтобы материал было удобно наносить, но в то же время избежать подтеков, в краски вводят специальные тиксотропные добавки. Тиксотропностью лакокраски называется её свойство увеличивать свою текучесть при перемешивании. Тиксотропная краска при нанесении валиком или кистью не течет и не капает с инструмента, но в то же время хорошо растекается по окрашиваемой поверхности, образуя ровную пленку.

Экологичность — это безвредность для здоровья и окружающей среды. Работая с лакокрасочными материалами, необходимо применять меры предосторожности, указанные на упаковке.

Сегодня рынок лакокрасочных материалов не ограничивается предложением простых красок, эмалей, лаков и т. д. Широко представлены материалы для создания декоративных покрытий. Как правило, это водорастворимые материалы, хотя иногда встречаются материалы на основе органических растворителей. И те и другие материалы позволяют добиваться самых различных эффектов. Так, например, они могут имитировать натуральный камень, дерево, ткани, создавать покрытия «под старину», покрытия, меняющие цвет в зависимости от угла зрения и уровня освещенности. Существуют специальные люминесцентные покрытия, способные накапливать энергию от искусственного или естественного источника, а потом светиться в темноте.

Что касается инструментария, то для получения высококачественных покрытий следует, разумеется, использовать только качественный инструмент.

Валики, например, могут быть изготовлены из овечьей шерсти, полиамида, полиакрила или поролона. Их рабочая поверхность должна быть плотной и бесшовной. Длина ворса 5-10 мм рассчитана на получение тонких слоев окрасочных покрытий интерьеров винилакриловыми красками эмалевого типа. Валики с ворсом более 10 мм создают мелкофактурную «суконную» поверхность и оптимальны для нанесения акриловых красок.

При выборе кистей рекомендуется использовать кисти из натуральной щетины с расщеплёнными кончиками. Такие кисти берут больше краски, к тому же они очень гибкие — это позволяет получить очень ровную однородную поверхность.

Губку для отделки лучше использовать натуральную. Нерегулярные грани натуральной губки позволят избежать монотонности рисунка, а мягкость придаст более глубокий цвет.

Относительно непосредственно техники покраски необходимо придерживаться ряда несложных правил. – Перед нанесением декоративной краски её необходи

мо тщательно перемешать. – Необходимо помнить, что на свойства декоративных красок влияют повышенная температура, пониженная влажность и высокая поглощающая способность основания. – Для получения идеальных интерьерных покрытий, во избежание визуального наложения слоев после высыхания, эффекта разных фактур, «полосатости» при касательном освещении — рекомендуется разбавление материала, в зависимости от вышеперечисленных условий и способа нанесения, но не более, чем указано в сопроводительной инструкции. Пропорция разбавления водой указывается в единицах объёма материала и составляет от 5% до 10%. – На сильно впитывающих поверхностях более качественное покрытие достигается при работе валиком в одном направлении (только вверх или только вниз).

Краску можно наносить всевозможными способами, в том числе и разработанными лично. Эффекты, которые можно получить, применяя ту или иную технику, поистине безграничны. Это и возможность создания текстур, имитирующих натуральный камень, старый пергамент, кожу или влажный шелк, тканую циновку или «мятую ткань», и воспроизведение рисунков, напоминающих внешне и на ощупь структуру дерева, создание эффекта интенсивного металлического блеска, нежной дымки или северного сияния, облачного неба или сюрреалистических картин, и т. д. Воспроизведенный рисунок может быть более или менее рельефным, текстурным, гладким — от матового до полированного.

Фактура может быть получена как за счет свойств самого материала, так и с помощью специальных инструментов и технологий нанесения. Одни и те же материалы, нанесенные разными способами, дают разные эффекты. Ниже приводятся наиболее распространённые техники создания различных декоративных покрытий с помощью красок. К слову сказать, аналогичные приемы в других источниках могут называться по-разному, поскольку устоявшейся терминологии на сегодняшний день не существует.

Метод размывки. Широкое разнообразие узоров этот метод дает, когда второй, свежий слой краски как бы «смывается» после нанесения при помощи кисти, губки, ткани или полиэтилена. Причем в зависимости от выбранного инструмента получаются абсолютно разные узоры. Лоскутом ткани можно создать рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде, шпателем или крупной кистью — узор в виде широких мазков. Можно добиться даже эффекта джинсовой ткани. Метод размывки, придающий стенам и потолку «воздушный» вид, годится даже для таких оснований, как стекловолокнистые обои.

Техника нанесения тампоном (или губкой). Разведенный или не разведенный водой (в зависимости от желаемого эффекта) состав наносится кистью или валиком равномерно на поверхность за один раз. Затем поверхность обрабатывается тампоном (или губкой) вращательными движениями. После высыхания возможно нанесение второго (и более) цвета с целью получения эффекта много-цветности и глубины рисунка (рис. 101-103).

Рис. 101. При помощи 40-50-миллиметрового флейца нанесите краску на хорошо просохший фоновый слой небольшими хаотическими мазками

Рис. 102. Как только подготовите часть поверхности, простой губкой промокните всю поверхность. Не надо ни вертеть, ни сильно нажимать. Движения легкие и быстрые

Рис. 103. Чтобы добиться хорошего результата, в самом начале работы и на всем ее протяжении слегка промажьте

губку и вытрите излишки краски тряпкой — это позволит не стирать краску со стены и не создавать слишком светлых зон на стене

Техника нанесения малярной перчаткой. На стену беспорядочно наносятся несколько пятен разных цветов. Для этого используется неразбавленная краска. С помощью перчатки пятна размазываются по поверхности для получения неоднородного цвета с более темными и светлыми отливами. Возможно также нанесение отдельного слоя валиком и затем использование перчатки для создания изящного рисунка. В зависимости от выбранных цветов наносимых вначале пятен, можно получить игру более или менее контрастных цветов.

Техника цветной накатки. Создается эффект мятой структуры поверхности. Глянцевый отделочный слой накатывается по матовой высохшей базе лоскутным или фигурным поролоновым валиком. В некоторых покрытиях слой наносится валиком, а затем валиком же и «структурируется».

Техника нанесения с разводами. На небольшую по пло-. щади рабочую поверхность вертикальными полосами при помощи кисти наносится красочный состав. Чередуются полосы разного цвета. Затем придается однородность цветам с помощью шпателя. Возможно шпательное нанесение «мокрое на мокрое», что позволяет достичь более мягкого, размытого рисунка, или «мокрое на сухое», позволяющее подчеркнуть геометричность, современность рисунка.

Эффект облака. Для этого эффекта потребуется варежка из бараньей шерсти, слегка смоченная в красителе. На краске, нанесенной шпателем (120 мм) или валиком, варежкой осуществляются круговые движения (направление движения можно по желанию варьировать). Нажимать сильно не нужно.

Эффект помятой поверхности. Этот декоративный эффект можно получить и с помощью пластикового пакета. Для этого на краску, нанесенную шпателем или валиком, наложите пластиковый пакет (можно взять пакет для мусора или пленку для парников), который слегка, без нажима, сминается (рис. 104).

Эффект следов кисти. С помощью валика или кисти на поверхность наносится густой слой неразбавленной краски.

Рис. 104.

Затем кистью выбранного размера проходятся по поверхности легкими движениями для получения на ней следов кисти. После высыхания можно нанести слой другого цвета с повторением этой процедуры для получения эффекта многоцветности.

Эффект гранита. Сходство с фактурой гранита дает мозаичная («гранитная», или полихромная) краска. На самом деле она не содержит никакой гранитной пыли, в состав входят лишь акриловые пузырьки из красок различных цветов на водной основе. При распылении специальным пистолетом капельки разбиваются о стену, и на поверхности образуется разноцветный точечный рисунок.

Перламутровый эффект. Для придания перламутрового эффекта стенам также существует специальная краска, которая может быть как прозрачной, так и иметь свой оттенок. Как правило, такая краска образует на поверхности стены полупрозрачную пленку, поскольку в ее состав входит натуральный перламутр. Варианты смешивания матовых красок с перламутровыми — безграничны.

Рис. 105

Эффект рогожки. В настоящее время существует множество инструментов для придания большей декоративности окрашенным стенам. Например, буазетт (подобие гребенки с частыми зубцами) позволяет добиться эффекта рогожки или узора в виде шахматной доски (рис. 105).

Эффект ракушки (или расчесывания). Достигается при помощи того же буазетта путем прорисовывания правильных узоров в виде дуг. Необходимо контролировать силу нажима, чтобы не повредить основание (рис. 106).

Рис. 106

Эффект деревянной поверхности. Создается путем изменения угла наклона резинового буазетта (рис. 107).

Рис. 107

Эффект шелковых складок. Можно придать с помощью специального инструмента — «бабочки» (рис. 108).

По материалам сайта: http://stroy-server.ru