ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА

В последнее время значительно повысился интерес к народ­ному и декоративно-прикладному искусству. Это проявляется в проектировании мебели с элементами стилистических реми­нисценций прошедших эпох и этнографическими мотивами, в вос­создании и оборудовании общественных интерьеров (рестора­нов, кафе и др.) в характерном народном духе, с использова­нием конструктивных схем, материалов и декора народного и прикладного искусства предшествующих эпох, обработанных с учетом современных эстетических требований, техники и тех­нологии. В отделку мебели вводится рельефный (резьба), ор­наментальный (роспись), и накладной декор, имитирующий ра-мочно-филенчатую конструкцию.

Рельефный декор выполняют обработкой древесины или других материалов резанием (различные виды резьбы, гравирование) или давлением (тиснение).

По характеру и манере выполнения различают плосковыем­чатую, контурную, рельефную, ажурную или прорезную, скульп­турную и комбинированную резьбу, а в зависимости от сю­жета— геометрическую, резьбу с животным или растительным стилизованным орнаментом и комбинированную.

Материалом для резьбы служит древесина мягких или твер­дых лиственных пород. Легче поддается обработке древесина липы, ольхи, клена, груши, несколько труднее — древесина бе­резы, ореха и дуба. Резьбу выполняют вручную или механизи­рованным способом. Первый способ предпочтительнее с точки зрения художественной ценности изделий при условии высокой квалификации исполнителя. Мелкий рельефный рисунок может быть получен путем обработки поверхности древесины давле­нием с помощью гравированного металлического штампа с "не­гативным изображением (тиснение). Для повышения пластич­ности поверхностный слой увлажняют или химически обраба­тывают растворами кислот или щелочей.

Орнаментальный декор заключается в отделке по­верхности мебели выжиганием или росписью клеевыми, темпер­ными, масляными и другими красками.

Обработка поверхности мебели выжиганием может выпол­няться тремя способами: пиротипией (горячее печатание), пиро-графией (горячее рисование) и обработкой кислотами.

В первом случае рисунок наносят на отделываемую поверх­ность механизированным способом путем оттиска или проката нагретыми гравированными плитами или валиками. Характер цветного тона рисунка и фона определяется давлением и про должительностью контакта. Обработанную поверхность в даль­нейшем отделывают прозрачными лакокрасочными материалами.


Во втором случае рисунок наносят вручную электротермо-каустерами (приборами с нагреваемой электрическим током иглой) или открытым пламенем газовой или жидкостной го­релки.

Выжигание кислотами связано с нанесением на обрабаты­ваемую поверхность парафина, выскабливанием рисунка, трав­лением, промывкой и нейтрализацией — операциями, выполня­емыми в основном вручную. В связи с этим способ выжигания нашел ограниченное применение в производстве сувенирных из­делий.

Отделка орнаментальной росписью характерна для народ­ных промыслов и является одним из наиболее распространен­ных и самобытных способов декоративно-художественной от­делки изделий из древесины. В Центральной России давно возникли загорская, хохломская и городецкая росписи; на Ук­раине— петраковская роспись; в Средней Азии — узбекская и казахская росписи. Значительный интерес представляют рос­писи в Прибалтике и на Севере. Наибольшими художествен­ными и техническими достоинствами обладает хохломской спо­соб, применяемый мастерами Горьковской области (г. Семенов, фабрика художественных изделий «Хохломская роспись») для отделки токарных декоративных изделий и мебели.

Процесс отделки состоит в порозаполнении и грунтовании изделий, шлифовании, покрытии натуральной олифой в смеси с масляным лаком 4С и подсушке покрытия "до отлипа", по ко­торому наносится слой алюминиевого порошка (лужение) с по­следующей росписью масляными красками. Характер росписи определяется размерами и формой изделия. Для хохломского способа характерны несколько видов росписи: «по фону», «травка», «Кудрина», отличающиеся большим разнообразием орнаментальных мотивов.

После высыхания роспись лакируют и подвергают термооб­работке при высокой температуре (60—80°), придающей покры­тию стойкость к температурно-влажностным воздействиям и истиранию и характерный цветовой оттенок, получивший поэти­ческое название "золотой хохломы".

Наборный декор (мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри) — наиболее распространенный в прошлом вид де­коративно-художественной отделки предметов быта. Под ним подразумеваются особые способы художественной отделки ме­бели, заключающиеся в соединении между собой отдельных пластинок ценных пород древесины, металлов, слоновой кости, перламутра и других материалов в сложные орнаментальные или сюжетные рисунки. Отличительными признаками различных видов набора являются: ассортимент материалов, входящих в набор (древесина, металлы, стекло, черепаха, перламутр и т. д.), характер рисунка (геометрический, орнаментальный, сюжетный) и способ связи с основным фоном обрабатываемой по­верхности.

Интарсия (лат. врезка)—контурный набор из пластинок древесины, металла, слоновой кости, перламутра которые вре­зают в основной фон, располагая в одной плоскости с основной. Разновидность ее — индийская интарсия, представляющая со­бой контурный орнамент из металла, впрессованный в древе­сину заподлицо с поверхностью.

Мозаика — орнаментальный набор из разноцветных кус­ков однородных материалов (дерева, смальты, металла, мине­ралов), соединенных между собой связующими составами. Раз­новидностями является блочная и чертозианская мозаика, пред­ставляющие собой склеенные блоки из древесины различных пород или других материалов, распиливаемых впоследствии на пластинки с повторяющимся орнаментом.

Инкрустация —орнаментальный или сюжетный набор из различных материалов (металла, черепахи, слоновой кости, перламутра), полностью скрывающий основу.

Маркетри — орнаментальный или сюжетный набор тон­ких пластин древесины (строганого или лущеного шпона раз­личных пород), скрывающий отделываемую поверхность.

Наборный декор как метод декоративно-художественной от­делки используется при изготовлении уникальных произведений: юбилейных изделий (столов, бюваров, шкатулок), декоративных панно в общественных зданиях и других произведений декора­тивно-прикладного искусства.

Накладной декор в современной мебели ограничивался до последнего времени функциональными задачами — примене­нием различных типов лицевой фурнитуры с ее эргономической и художественной проработкой. Необходимость расширения ас­сортимента изделий при сохранении конструктивной преемствен­ности, отвечающей требованиям массового индустриального производства, стремление к индивидуализации жилища внесли в практику проектирования мебели использование накладного декора в оформлении фасадных поверхностей корпусной мебели. Это стимулировало развитие способов декорирования примени­тельно к задачам мебельной промышленности. Разработаны способы декорирования фасадных поверхностей корпусной ме­бели с использованием декоративных элементов из пластмасс (жесткий пенополиуретан), имитирующих резьбу по дереву и гравировку; разработан способ термотиснения рельефного ри­сунка на мебельных щитах, древесностружечных и древесново­локнистых плитах; вводятся металлические накладки, рамки и вставки из анодированного алюминия или алюминиевых пла­стин, обработанных методом плоской печати; используются де­коративные раскладки из переклеенного шпона, вставки из тисненых искусственных кож, накладки из произведений народ­ного искусства — расписные и инкрустированные тарелки, жо­стовские подносы, чеканные вставки из меди и латуни.

В применении накладного декора в изделиях мебели худож­ник-конструктор должен проявлять крайнюю осторожность. Фор­мальное украшение фасадов без стилистической проработки изде­лий и предметно-пространственной среды в интерьере в целом может привести к утрате художественных достоинств мебели.

Лицевая мебельная фурнитура. Предназначена для обеспе­чения удобства пользования элементами конструкции мебели — открывания, откидывания или передвижения дверок, выдвиже­ния ящиков, полок (мебельные ручки); для маскировки элемен­тов крепежных конструкций и оформления отверстий (ключе­вины, футорки, мебельные кнопки! и заглушки).

Форма и конструкция мебельных ручек определяются функ­циональными и эстетическими требованиями: форма должна наиболее полно отвечать своему назначению; проектировать ее надо с учетом характера захвата и биомеханики движения кисти и предплечья руки; рабочая поверхность должна иметь такую форму, размеры и чистоту обработки, которые бы обес­печивали максимальный контакт с пальцами руки и предохра­няли их от повреждений; материал для изготовления фурнитуры должен быть долговечным и гигиеничным. Форма, конструкция, материал и цвет должны быть увязаны с общим композицион­ным решением изделия. Мебельная фурнитура решается в про­стых геометрических формах, согласованных с художествен­ными и техническими свойствами применяемых материалов и способами изготовления. Лицевая фурнитура обычно проекти­руется комплектами, в состав которых наряду с несколькими типоразмерами ручек входят ключевины, футорки, заглушки и др.

Технические требования к фурнитуре регламентируются от­раслевым стандартом ОСТ 13-40—75 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Все многообразие форм и конструкций мебельных ручек мо­жет быть представлено следующими основными типами: ручки-скобки, ручки-тяги, ручки-раковины выступающие и углублен­ные; ручки-кнопки, ручки-кольца и ручки-подвески. Наиболее часто используют первые пять типов ручек. Для их изготовле­ния пригодны металлы (нержавеющая сталь, латунь, бронза), пластмассы (волокниты, стекловолокниты, полиамиды, ударо­прочный полистирол и др.),-древесина, керамика, а также со­четания этих материалов. Крепят их винтами, клеем и шуру­пами.

Для оформления отверстий «под ключ», образующихся при врезке мебельных замков в дверки и ящики мебели, приме­няют ключевины. Ключевины обычно устанавливают отдельно, но они могут быть объединены с ручками. Проектируют их врезными и накладными, крепят на плоскости изделий шуру­пами, шпильками или клеем.

Современные формы массовой мебели и способы ее отделки требуют весьма ограниченного использования накладных эле ментов, в частности лицевой фурнитуры, поэтому имеется тен­денция маскировки фурнитуры путем придания ей формы эле­ментов конструкции, маскировки методов ее крепления, умень­шения конструкции до целесообразного минимума, цветовой маскировки и др. В связи с этим накладные ключевины вытес­няются врезными футорками, штампованными или литыми из металла или пластмасс. Футорка впрессовывается или вклеи­вается в отверстие заподлицо с плоскостью или с небольшим наплавом.

Цвет и отделка лицевой фурнитуры определяется общим композиционным замыслом конструкции, материалом и техно­логией изготовления. Металлическую фурнитуру отделывают гальваническим, химическим или анодизационным методом или лакокрасочными материалами. Фурнитура из пластмасс имеет цвет и фактуру соответствующего полимерного материала. Фур­нитуру из древесины, выполненную столярным способом или точением, отделывают прозрачными лаками, сохраняя цвет на­туральной древесины.

Основной ассортимент лицевой фурнитуры (ручки, декора­тивные элементы, раскладки) приведен в каталогах, изданных ВКПТИМом [10, 11, 42, 43];. Общие технические условия на фурнитуру мебельную регламентируются ОСТ 13-40—75.

Мебельные ткани. В отделке интерьера и оборудования зна­чительное место занимают декоративные и мебельные ткани. В зависимости от назначения их можно разделить на следую­щие группы:

1) ткани мебельные покровные, предназначенные для об­тяжки внутренних элементов мебели (пружин, оснований, бор­тов и т. д.);

2) ткани мебельные облицовочные для наружной обивки мягкой мебели и тканые и нетканые облицовочные покрытия на основе синтетических материалов;

3) ткани декоративные и текстильные изделия, предназна­ченные для убранства интерьера (портьеры, гардины и зана­веси, ковры, дорожки и гобелены, скатерти, покрывала).

Мебельные ткани выбираются художником-конструктором с учетом функциональных, декоративно-художественных и тех­нико-экономических требований.

Функциональные качества тканей определяются назначе­нием, и характером эксплуатации. Так, покровные и облицовоч­ные ткани должны обладать высокой прочностью на растяже­ние, стойкостью к истиранию, незначительным удлинением при растяжении, что обеспечивается выбором соответствующего ка­чества пряжи и структуры переплетения.

Декоративно-художественные качества тканей определяются цветом, рисунком и фактурой. Эти качества оцениваются в ос­новном при выборе облицовочных тканей. Различают одноцвет­ные, равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные ткани. Тоновые и многоцветные ткани характеризуются фактурным или орнаментальным рисунком (набивные, узорчатые тоновые, узорчатые пестротканые).

Фактура поверхности тканей определяется характером пере­плетения пряжи и технологическими особенностями произ­водства.,

Основные и наиболее простые ткацкие переплетения — по­лотняное, саржевое и атласно-сатиновое — называются глад­кими. Более сложные переплетения образуются комбинациями основных (комбинированные и мелкоузорчатые переплетения) или введением дополнительных лицевых, подкладочных, ворсо­вых и других нитей — сложные (жаккардовые) переплетения.

Полотняное переплетение характеризуется последователь­ным чередованием основных и уточных нитей, обеспечивающих высокую прочность ткани на растяжение. Полотняное перепле­тение характерно для покровных тканей (мешковина, -миткаль и др.).

Саржевое переплетение отличается от полотняного сдвигом основы и утка на одну нить с образованием диагональных по­лосок. Саржевым переплетением изготовляют хлопчатобумаж­ные технические ткани (матрацные тики и Др.).

Атласно-сатиновое переплетение имеет минимальное число перекрытий нитей на единице поверхности ткани и характери­зуется различием в структуре лицевой и изнаночной сторон ткани.

Комбинированные и мелкоузорчатые переплетения полу­чают чередованием простых переплетений (полотняного, сап жевого и др.). Эти переплетения характерны для мелкоузор^й-тых мебельных и декоративных тканей.

Сложные (жаккардовые) переплетения образуются несколь­кими системами нитей основы и утка с введением дополни­тельных лицевых, подкладочных, ворсовых и других нитей. Эти переплетения крупноузорчатые, орнаментальные. К жаккардо­вым орнаментальным мебельным тканям относятся: гобелено­вые ткани, репс мебельный, шагрень, различные рельефные и ворсовые ткани.

Фактуру ткани помимо метода переплетения определяют вид и состав волокна пряжи. По составу волокна ткани под­разделяются на хлопчатобумажные, льняные и полульняные, штапельные, шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные.

Синтетические тканые облицовочные материалы изготавли­вают с использованием синтетических волокон (капрон, лавсан и др.). Они отличаются высокой прочностью при растяжении, эластичностью и износоустойчивостью; обладают высокими де­коративными свойствами, различным светоотражением в зави­симости от расположения источника света, что создает допол­нительный декоративный эффект, особенно при введении в ткань металлических нитей (люрекса). Этим же свойством обладают шелковые и частично штапельные ткани.

Научно-исследовательским институтом синтетических воло­кон разработаны гуммированные ткани с подслоем из синтети­ческого латекса и дублированные с подслоем из пенополиуре­тана. При обивке эти ткани создают четкие, несминаемые формы, сохраняющиеся в процессе. эксплуатации.

Для обивки мебели для административно-общественных зданий и мебели для оборудования транспорта широко приме­няют искусственные кожи с нитроцеллюлозным (нитроискожа) и поливинилхлоридным (винилискожа) покрытием по тканевой основе. Их выпускают гладкими, тиснеными и с рельефным рисунком. Более высокими техническими и декоративно-худо­жественными достоинствами обладают искусственные кожи с поливинилхлоридным покрытием на трикотажной основе. Ма­териалы этой группы хорошо драпируются, обладают высокой эластичностью, сохраняют форму в процессе эксплуатации.

При выборе цвета, рисунка и фактуры тканей, предназна­ченных для обивки мягкой мебели, художник-конструктор дол­жен учитывать форму и конструкцию изделия, его роль в общем решении комплекта или набора мебели, назначения интерьера и его цветовой характеристики, взаимосвязь с элементами де­коративно-художественного оборудования интерьера (драпиро­вочные ткани, гобелены и др.).

В обивке мягкой мебели для оборудования жилых помеще­ний используют одноцветные равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные, гладкие, фактурные и ворсовые ткани. Чаще всего для обивки мебели применяют одноцветные гладкие, фак­турные или ворсовые ткани. При этом характер ткани, ее цвет и рисунок повторяются во всех изделиях набора и достигается гармоническое единство в колористическом решении всего обо­рудования набора и интерьера в целом. Для обивки использу­ются мебельные декоративные хлопчатобумажные, штапельные, льняные, шелковые, шерстяные, синтетические и смешанные ткани.)

Применение многоцветных рисунчатых тканей, особенно орнаментированных, требует более глубокой художественной проработки композиционного соотношения фона и рисунка обивки, соблюдения масштабности, ритма, направления распо­ложения орнамента рисунка по отношению к изделию, соблю­дения единства в цвете основного фона ткани, древесины и дру­гих элементов интерьера.

В настоящее время применяют ткани с простым геометриче­ским рисунком, близким по цвету к основному фону. Примене­ние крупноузорчатых тканей с крупным орнаментальным ри­сунком в небольших по площади помещениях затрудняет соз­дание гармонического композиционного единства оборудования интерьера и может внести раздробленность и пестроту.

Одним из направлений в формообразовании современной мягкой мебели является создание все более ярко выраженных скульптурных форм, создающих зрительный и функциональный комфорт. Мягкие элементы сложной формы затягиваются чаще всего чехлом-наволочкой на застежке-молнии, что удобно и в производственных условиях и в условиях эксплуатации.

При разнообразии тканей композиция рисунка не должна терять своих орнаментальных свойств при раскрое. Сопряже­ния отдельных кусков кроя должны выявлять и подчеркивать форму изделий.

В последнее время в оформлении тканей заметно тяготение к разработке природно-растительных мотивов, сочетанию гео­метрических и растительных форм. Интересны ткани с эффек­том репса, меланжированные и буклированные «под домо-ткань» с узелковой фактурой. Различные переплетения, вид волокна и характер пряжи обогащают структурную поверхность ткани, а широкий диапазон колористических и отражательных свойств создает предпосылки расширения палитры художника в декоративно-художественном решении интерьеров.

Применение гладких или фактурных одноцветных тканей, а также кожзаменителей предпочительно в транспорте, в адми­нистративно-общественных интерьерах. Цвет тканей выбирают контрастный или нюансный с общим цветовым решением ин­терьера. При этом характер цветовых сочетаний выбирается в зависимости от функциональных требований к интерьеру, его эксплуатационных особенностей. Контрастное сочетание может подчеркнуть основной цветовой колорит, а нюансное — осла­бить. Возможно применение близких по цвету сочетаний, соз­дающих нюансные отношения в отдельных изделиях между группами оборудования интерьера, имеющими различное функциональное назначение. Этим приемом создается цветовое зо­нирование интерьера по назначению, например рабочая зона, зона отдыха и т. д.

В зрелищных учреждениях (кинозалы и театральные залы) цвет обивки мебели для сидения (обычно контрастный) четко выделяет зону посадочных мест, облегчая ориентацию зрителя при выборе места.

В интерьерах предприятий общественного питания (кафе, ресторанах и др.) целесообразно применение кожзаменителей, гладких или фактурных тканей. Причем цвет обивки, характер и масштаб орнамента согласуются с формой и цветовым реше­нием оборудования и интерьера в целом, с системой освещения в зависимости от поставленной задачи — создания интимной или деловой обстановки, национального колорита и т. д.

По материалам сайта: http://life-prog.ru