Декоративная отделка алюминия, жести, металла

Запись создана: 01.01.2011 11:19:29

Обработка алюминиевых изделий и проще, и сложнее, чем медных и латунных. Дело в том, что алюминий отлично принимает различные цветовые оттенки при электрохимическом оксидировании, так называемом анодировании. Образуется декоративная пленка, которая защищает металл от коррозии и придает ему более эстетичный вид.

Алюминиевые изделия весьма удачно чернятся и обычными красителями: тушью, черным спиртовым лаком, мелкой графитной пудрой, копотью березовой коры и другими тонирующими элементами, после чего их протирают керосином, полировочной пастой или денатурированным спиртом.

Хорошие результаты по тонированию алюминия могут быть получены и другим, «нехимическим» способом.

Готовую алюминиевую чеканку протирают тряпочкой, смоченной ацетоном, удаляя остатки смазки и жировые пятна от рук. Затем просохшую чеканку смачивают растворителем (это может быть пинен, очищенный керосин, уайт-спирит или любой другой стандартный растворитель, употребляемый в живописи) и обжигают паяльной лампой.

Надо иметь в виду: чем больше растворителя на чеканке, тем чернее будет патина (от въевшихся в металл продуктов сгорания). Если нужно получить слегка затемненный рельеф, чеканку равномерно протирают щетинной кистью, смоченной в растворителе. Чтобы получить совсем черный налет, чеканку не протирают, а обильно смачивают растворителем. При этом с выступающих частей рельефа снимают лишний растворитель сухой тряпицей. Лишь в углубленных местах оставляют неглубокие лужицы. Чеканку в этом случае располагают горизонтально (чтобы не стек растворитель) и обжигают 4—5 минут паяльной лампой. Пламя нужно постоянно перемещать по всей плоскости, так как от сильного нагревания алюминий разрушается.

Когда чеканка остынет, высветляют выпуклые места. Их протирают тряпочкой, смоченной швейным или другим жидким маслом, смешанным с мелким абразивным порошком. Вместо абразивного порошка можно использовать абразивную пыль, скапливающуюся в корытце под наждачным кругом. После этого чеканку нужно тщательно протереть сухой тряпочкой, удалив следы порошка. По внешнему виду и прочности патина не отличается от химической. Этот способ значительно безопаснее, так как не приходится обращаться с концентрированными кислотами.


Что же касается химического метода чернения алюминия, здесь еще нет стабильных, общепризнанных рецептов. Наиболее простым и надежным является тонирование по рецепту, разработанному сотрудниками кафедры художественной обработки металла Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).

В одном литре концентрированной соляной кислоты при постоянном помешивании разводят 200 г электролита медной кислой ванны. В этом растворе патинируют алюминий. При погружении в раствор алюминиевой чеканки жидкость сильно нагревается, бурлит, кипит. Выделяются пузырьки водорода. Чеканка быстро покрывается густым черно-бархатным налетом. В процессе работы раствор слабеет. Его необходимо периодически обновлять. Чернение происходит быстро, бурно, активно, в считанные секунды. Изделие вынимают, хорошо прополаскивают в теплой, проточной воде, протирают мокрой поролоновой губкой с кварцевым песком или пемзовым порошком, снимая лишнюю чернь с выступающих рельефов. Выпуклости становятся плотно-серыми, а пониженные участки темнеют матово-черной глубиной. Чеканка становится похожей на старинное почерневшее серебро.

Для того чтобы выявить благородную, черно-серую поверхность тонированного рельефа, начисто отшлифовывают и отполировывают кромки. Сверкание полированного торца и матовая плоскость создают выразительный эффект. Изделие, высушенное и протертое машинным маслом, можно считать законченным.

Во многих случаях более удобными считаются «нехимические» способы тонирования, тем более что химическим путем, например, запатинировать алюминий или белую жесть очень сложно. У алюминия окисная плёнка весьма прочно защищает металл, а слой олова, покрывающий жесть, для того и нанесен, чтобы металл не воспринимал никаких окислений. Но нехимическим путем можно справиться и с алюминием, и с белой жестью. С жестью поступают так: готовую чеканку отжигают в муфельной печи. При этом сгорает слой олова, обнажая поверхность стального листа. Затем вся поверхность покрывается тонким слоем битумного лака или черного нитролака. Лаку дают хорошо просохнуть и прошлифовывают чеканный рельеф мелкой наждачной бумагой. На выпуклых местах лак весь сойдет, обнажив светлый металл, на наклонных поверхностях сквозь нарушенный слой лака металл будет просвечивать. Эти участки будут иметь серовато-коричневые оттенки. В глубинах, куда наждачная бумага не достанет, останутся темные лаковые места. Если после этого удалить пыль и закрепить очищенные места тонким слоем прозрачного лака, чеканка приобретает достаточно выразительный вид.

Еще можно делать так: отжечь чеканку. Она потемнеет. Остудить ее и отполировать на войлочном круге с пастой ГОИ. Насухо протереть суконкой или любой тряпочкой, очистив чеканку от следов пасты. Затем поместить над Огнем. Причем прогревать нужно не с лицевой, а с оборотной стороны. При этом следует очень внимательно следить за лицевой полированной стороной. На ней от нагрева начнут появляться цвета побежалости в результате образования на поверхности тончайшей окисной пленки. Цвета сменяют один другой: соломенный, коричневый, пурпурный, синий, светло-серый. Когда нужный цвет будет достигнут, следует прекратить нагрев.

Если научиться управлять течением, сменой расцветки цветов побежалости, можно добиться интереснейших цветовых находок.

С чеканками из жести и кровельной стали можно поступить и так: лицевую поверхность покрывают натуральной олифой и помещают в муфельную печь, нагревая до 400°. Чеканный рельеф покрывается равномерной прочной пленкой красивого темно-коричневого цвета.

Чеканки из жести и стали можно просто прокалить, дать им остыть и затем отполировать, выпуклые места. Чеканка приобретает голубовато-серый, несколько суровый вид.

Если изделие выполнено из синеватого листа кровельной стали, оно вообще не нуждается в патинировании. Достаточно лишь отполировать выпуклые места рельефа.

Если чеканка выполняется из белой жести и задумана в декоративных целях сохранить сверкающий слой поверхностного олова или золотистый слой защитного лакового покрытия, пластинку отжигать не следует.

Медь, латунь и алюминий надежно тонируются с помощью солярки (или керосина) и битума. Работа выполняется так: тряпочку смачивают в солярке (или керосине) и проводят ею по поверхности битума. Тряпочка слегка чернеет, так как битум несколько растворяется. Ею смазывают всю поверхность чеканки, особенно тщательно проникая в углубления фона. Выпуклые места можно потом слегка протереть, сняв с них красящий слой. В таком виде чеканку прогревают. Летучие вещества выгорают, а темные пигменты накрепко въедаются в разогретый металл. Патина по прочности и глубине тона не уступает химическим покрытиям. После остывания изделия выпуклые места высветляют обычным путем.

Хорошие декоративные результаты получаются при тонировании металлов копотью. Перед отделкой изделие необходимо отбелить и отполировать. После полирования чеканную поверхность обезжиривают, протирая бензином. Подготовленную таким образом чеканку помещают на проволочном кронштейне над коптящим пламенем (рис. 1).

Рис. 1 Приспособление для обработки чеканки копотью: 1 — проволочный кронштейн; 2 — патинируемая чеканка; 3 — коптящее пламя; 4 — подставка из негорящего материала (асбеста)

Активную копоть дает горящая береста; можно просто смочить тряпочку в керосине или солярке и, положив ее на негорючую поверхность или в консервную банку, поджечь. Можно в консервную банку насыпать немного (на 1/4 часть) древесных опилок и смочить их бензином. Все эти материалы при горении дают обильную копоть.

Над коптящим пламенем держат чеканку, перевернутую лицевой стороной вниз. Чтобы копоть прочнее пристала к металлу, поверхность чеканки следует обезжирить и предварительно нагреть до 100—120°.

После копчения чеканке дают остыть и затем тряпочкой удаляют налет копоти. Если требуется, выпуклые участки рельефа высветляются обычным образом.

Эти способы тонирования значительно безопаснее, чем те, где используются кислоты. А материалы (керосин, солярка, битум, олифа, береста) везде доступны.

По материалам сайта: http://delajsam.sam-stroy.info