Краска для вагонки. Особенности выбора

Вагонкой принято называть обшивочные доски, толщина которых не превышает 2 см. Применяют такой материал как для внутренний отделки, так и для внешней. Современный рынок строительных материалов предлагает две основные разновидности продукции – это вагонка от российских производителей и «евровагонка» (или «вагонка-экстра»), то есть зарубежные аналоги. Но, независимо от того, какого качества вагонка, натуральная древесина без обработки со временем теряет свою первоначальную красоту. В статье пойдет речь о том, какую выбрать краску для вагонки.

Как выбрать вагонку

  • Отличия между вагонкой российских производителей и европейских имеются и внешние, и по качественным характеристикам. Как правило, доски, изготовленные на заводах Европы, соответствуют европейским стандартам качества и являются более стойкими и долговечными, также практически вся подобная продукция имеет стандартные размеры, четко соответствующие заявленной геометрии.
  • Приобретая товар, необходимо обязательно обращать внимание на принцип соединения. Так, евровагонка обладает шипом большего размера, чем доски, произведенные в России, поэтому при монтаже смотрится она более привлекательно. Кроме того, именно данный вид соединения позволяет создавать облицовку с красивым профилем.
  • Свое название материал получил довольно давно, еще во времена освоения Сибирских просторов. Тогда и было принято обшивать железнодорожные вагоны тонкими досочками, одинаковой ширины, соединяющиеся посредством паза и шипа. Так и повелось называть подобного рода изделия «вагонкой».
  • Сегодня довольно большое количество объектов отделывают данным материалом – лоджии, балконы, чердаки, прихожие, загородные дома, сауны и бани. Плашки могут быть из разных пород дерева. Например, вагонку из ели или сосны принято использовать для облицовки внутреннего пространства дома, где не предполагается повышенная влажность и резкие колебания температуры (средний температурный режим от -5 и до +30 градусов). А вот вагонкой из лиственницы, рекомендуется отделывать внешнюю часть строения, так как она способна выдерживать температуру от -50 и до +50 градусов, а также не боится любых атмосферных явления, в том числе обильных дождей или снегопадов. Для помещений с повышенной влажностью (100%) или высокими температурами (до +120) самым лучшим вариантом станет продукция из ольхи или липы.

Основные характеристики вагонки

  • Наиболее часто можно встретить в продаже вагонку, изготовленную из хвойных пород древесины, таких как сосна, ель, лиственница и кедр, а также и из лиственных деревьев – осина, дуб, ольха, абачи или липа. Для производства качественного изделия, заготовки тщательно просушивают, добиваясь уровня влажности не выше 15%. Далее, начинается основной процесс, для которого требуется специальный станок для производства вагонки.
  • Вся продукция делится на 4 класса, которые обозначаются латинскими буквами – «А», «В» и «С», а также приставкой «Экстра».
  • Для изготовления изделия с маркировкой «А» и «Экстра» отбирается только ровный, не сучковатый материал, не имеющий механических повреждений и иных дефектов. Продукция, маркируемая как категории «В» и «С» может содержать небольшой процент сучков. Но на производство любого сорта берется только здоровая древесина, с отсутствием грибковых заболеваний и червоточин. Лицевая сторона отобранного материала строгается и выравнивается, обязательно проводится процедура фрезерования, шлифовки и полировки.

Виды вагонки

Срок службы необработанной деревянной вагонки составляет около 15-20 лет. Если ее защитить от насекомых, влаги, ультрафиолетового излучения, то ее эксплуатационные характеристики заметно увеличиваются. На сегодня можно встретить несколько подвидов вагонки, которая различается не только страной производства, но также размером и профилем:

  • вагонка-четверть - простая обшивочная доска, не имеющая пазогребневого соединения, при монтаже устанавливают одну плашку на другую внахлест (на специально предусмотренные боковые выступы), толщина может варьироваться от 14 мм и до 5 см, длина 2-3 м, под заказ до 6 м, можно использовать для любых видов отделки;
  • шпунт-вагонка – используется для отделки вертикальных оснований как внутри, так и снаружи помещения, снабжена вентиляционными выемками, толщина варьируется от 12 мм и до 3,5 см, с одной стороны имеется шип, а с другой - паз, что позволяет легко производить монтаж;
  • «штиль» - такая вагонка имеет множество названий, среди которых «простая», «колхозница», «русская», «крестьянка» или «классик», производится со стандартным замковым пазогребневым соединением, при этом пазы глубокие, что при монтаже создает ощущение ровной единой плоскости, также присутствуют выемки для вентиляции и сглаженные фаски, толщина доски от 14 мм до 18 мм, ширина варьируется от 6 см и до 16 см;
  • вагонка с фасками – доски имеют соединение паз-шип, но не предусмотрены вентиляционные выемки, фаска создается под углом в 45 градусов, толщина изделия от 12 мм и до 3,5 см;
  • двухсторонняя вагонка – профиль обрабатывается до идеальной гладкости с обеих сторон, и во время монтажа можно выбирать, на какую именно сторону будет установлено изделие, фаски закругленные, вентиляционные желобки отсутствуют, толщина 14-18 мм, ширина 6-16 см;
  • евровагонка – которая также называется «европрофиль», отличается идеальной геометрией, как правило, обрабатывается с 4-х сторон, замок также в виде шипа и паза, рекомендуется для обшивки внутренних помещений, так как толщина составляет всего 12,5 мм, ширина без замкового соединения 8,8 см, с замком 9,6 см, то есть имеет более широкий шип (против вагонки российских производителей 4-6 см), что позволяет компенсировать изменение профиля под влиянием влаги или температуры и не допускать появление щелей, при монтаже гребень входит не до конца в паз и создается ощущение поверхности в полоску, имеются вентиляционные желобки на тыльной стороне;
  • стандарт – разновидность евровагонки, имеет прямые фаски и пазогребневое соединение, толщина от 1 см и до 1,8 см;
  • «soft line» - разновидность евровагонки, имеет скругленные фаски, за счет которых при облицовке возникает ощущение благородства и престижа отделки, толщина 1-1,8 см;

  • «американка» - по внешнему виду напоминает сайдинг, разновидность евровагонки, на срезе имеет вид неправильного прямоугольника, утолщение на пазе (от 22 мм до 4,5 см) и сужение по направлению к гребню (14-16 мм), при монтаже создается ощущение, что доски кладутся внахлест, такое соединение надежно защищает изделие от проникновения влаги, именно поэтому рекомендуется применять данную разновидность для внешней отделки, укладывать следует снизу вверх (узкая часть вверху), ширина изделия от 6 см и до 14 см;
  • блок-хаус – лицевая сторона не плоская, а в виде цилиндра, то есть при отделке таким изделием создается ощущение, что для строительства применялось оцилиндрованное бревно, радиус изделия от 10 см до 21 см, толщина 1,8-5 см и ширина 9,5 -20 см, применяется как для внешней отделки, так и для внутренней (но выглядит несколько грубовато);
  • евровагонка-брус – представляет собой профилированные панели из дерева, толще, чем обычная евровагонка (18-35 мм), имитирует стены, возведенные из бруса, обладает хорошими теплоизоляционными и шумопоглощающими характеристиками, имеет ширину от 12 см и может достигать 20 см, фаски делаются под углом в 50 градусов, соединяется вагонка посредством пазогребневого замка;
  • «финка» - имеет небольшое закругление профиля по бокам с плоской центральной частью, иначе такую вагонку называют «овальной», толщина от 12 мм и до 2,5 см, хорошо подходит для отделки внутренних помещений, имеет более выигрышный внешний вид, чем блок-хаус;
  • «тайга» - декоративная вагонка, применяемая во внутренней отделке, имеет толщину 14-18 мм, при ширине от 6 см до 9,5 см;
  • «ланд-хаус» - разновидность декоративной вагонки для внутренней отделки, профиль имеет своеобразный рельеф, на который могут оказывать негативное влияние атмосферные осадки, толщина 16 мм, ширина 9,6 см (рабочая 8,8 см), тыльная сторона имеет специальные желобки;
  • «волна» - декоративная вагонка, для внутренней отделки с волнистым профилем, толщина варьируется от 14 мм и до 18 мм, ширина стандартная в 11,5 см.

Вагонка из натурального дерева обладает множеством достоинств, среди которых долговечность, экологичность, простота монтажа, прочность и надежность. Но очень важно при облицовке поверхности деревянными планками обязательно обработать их финишным покрытием.

Для этих целей используются различные материалы, это может быть лак или воск, которые сохраняют фактуру и цвет материала, а также морилки, протравки, и краски. Главное сделать правильный выбор красящего или защитного средства и тогда можно добиться именно того внешнего вида изделия, который будет радовать своим великолепием долгие годы.

Как выбрать лакокрасочную продукцию для вагонки

Средств для покрытия вагонки очень много, это могут быть как окрашивающие составы, так и просто защитные. Различают растворы, применяемые для вагонки внутри помещений и снаружи, так как условия эксплуатации имеют некоторые различия. Например, деревянная облицовка снаружи дома подвергается воздействию атмосферных осадков, ветров, низкой или высокой температуры, ультрафиолетовому излучению и прочих неблагоприятных факторов. Это значит, что финишное покрытие должно обязательно защищать поверхность от таких пагубных явлений.

  • Прежде всего, можно покрывать вагонку антисептиками, гидрофобизаторами и антипиренами, которые надежно защищают от влаги, УФ-излучения, а также от микроорганизмов и возгорания. Такие составы могут придавать дополнительный оттенок, либо не иметь его (лессирующие средства).
  • Важно убедиться, что данные препараты можно применять под последующую окраску, иначе обработка лакокрасочными изделиями будет запрещена. В последнее время очень популярно средство «Pinotex Extra», применяемое и для внешних и внутренних работ, оно имеет более 100 оттенков и надежно защищает древесину от неблагоприятных факторов.
  • В случаях, когда деревянная поверхность потемнела (такое бывает от долгой эксплуатации без финишной обработки), проявилась синева (возникает на плохо просушенных досках) или появились следы плесени и грибков, необходимо вагонку отбелить. Наиболее популярными составами являются «Сенеж Нео» (производитель «Сенеж», двухкомпонентный препарат, в основе активный кислород, не разрушает внешний слой, надежно удаляет плесень и грибки и осветляет древесину), и «Иней» (производитель «Рогнеда», состав из двух частей, которыми обрабатывают по очереди, на основе активного хлора).
  • Также можно порекомендовать использование такого средства, как бейц – ореховая морилка, которая способна отражать частицы света, но окрашивает древесину в оттенки коричневого. Препарат предотвращает развитие грибковых заболеваний, повышает огнеупорные свойства и замедляет процесс гниения, а также придает благородный внешний вид.

Лаки для вагонки

После того как фактура вагонки проявилась наилучшим образом или поверхность облицована новыми плашками, можно переходить к процессу непосредственного окрашивания. Для таких целей используются как краски, так лаки. Производители сегодня предлагают достаточно широкий ассортимент своей продукции.


Чтобы защитить и придать вагонке декоративный вид оптимальным вариантом станет покрытие ее лаком, пропиткой или глазурью. Лаки могут иметь различный состав:

  • акриловые водные – предназначены для покрытия обшивки внутри помещений, бывают как матовыми, так и глянцевыми, кроме того, допускается их тонировка в различные цвета;
  • акрило-полиуретановые - стойкие препараты, которые надежно защищают от появления плесени, не боятся атмосферных явлений, в связи с чем допускается применение во внешней отделке;
  • алкидные - используются внутри зданий и снаружи. Это стойкие составы, надежно защищающие древесину, но минусом составов является то, что они имеют очень плотную структуру, которая не пропускает воздух;

  • водоэмульсионные – только для внутренних поверхностей, на основе водного раствора;
  • полиуретановые – надежно защищают от пожелтения, а также стойко переносят влияние агрессивных сред, могут быть использованы для внешней и внутренней отделки, рекомендуется использовать на поверхностях, которые подвергаются интенсивному воздействию, так как такие лаки защищают от износа и механического воздействия.

Проверенным и надежным составом на алкидной основе является яхтный лак, несмотря на свою высокую стоимость, это очень долговечное и устойчивое средство. Основными производителями считаются «Престиж», «Рогнеда» (Россия), «Marshall», «Poli-R» (Турция) и «Belinka» (Словения).

Краска для вагонки

Кроме лаков, очень большой выбор предлагается и окрашивающих составов. Краски могут быть глянцевыми и матовыми, а также специально разработанные для древесины - «дышащие», как например, краска тиккурила для вагонки. Важно учесть, что какой бы красивой краска не была, и какую бы супер-легкую текстуру не обещал производитель, под окрашенным слоем чаще всего теряется естественная древесная фактура.

Краски для деревянной вагонки бывают нескольких видов:

  • алкидные эмали – например, «ПФ-115», универсальный состав, который ложится на любое основание, средняя цена такой краски для вагонки составляет порядка 70 руб./кг. Образует на поверхности глянцевое плотное покрытие, не расслаивается в процессе эксплуатации;
  • акриловая водоэмульсионная краска для вагонки внутри дома – при окрашивании дает матовый, полупрозрачный эффект, и при нанесении тонким слоем не закрывается структура древесины;
  • масляная краска – составы глубокого проникновения, повышают стойкость вагонки к факторам окружающей среды, именно поэтому рекомендуется использовать для внешней отделки. Основным недостатком считается то, что при длительной эксплуатации интенсивность цвета снижается, также при нанесении придется ждать несколько суток пока состав полностью просохнет, при сильном ветре и дожде желательно укрывать обрабатываемые поверхности защитным материалом (пленкой). Масляная краска для вагонки имеет множество цветов и оттенков.

Краска для вагонки фото

Какой краской покрасить вагонку зависит от личных предпочтений. Также можно порекомендовать покрывать продукцию из дерева лаком в случаях необходимости сохранить фактуру и структуру древесины. Лак надежно защищает внешний слой вагонки от потемнения и от разрушения под действием атмосферных явлений. Если же она уже потемнела, то лучше всего купить непрозрачную краску для вагонки.

Конечно, всегда можно снять верхний темный слой древесины при помощи шлифовки и покрыть лаком, тонированным в темный цвет. Колеровка в этом случае будет обязательной, так как полностью восстановить прежний вид вагонки просто невозможно.

По материалам сайта: http://strport.ru