Флейцевание – это сглаживание следов и штрихов кисти или наложение слоев краски сухой кистью – флейцем.

Торцевание – получение шероховатой, лишенной блеска поверхности. Операцию выполняют сухой щеткой-торцовкой легкими ударами перпендикулярно поверхности. Для масляных составов волос щетки должен быть короткий и жесткий, для клеевой – длинный и мягкий.

При торцевании нельзя делать пропусков и ударять повторно по одному и тому же месту.

Туповка – нанесение на окрашенную в один тон и высохшую поверхность различных по величине и форме пятен с помощью резиновой губки, смоченной в окрашивающем составе другого цветового тона. Маляр имеет набор губок, закрепленных в обойме. Губку насыщают краской, слегка отжимают и прикладывают к поверхности с легким нажимом.

Накатка – нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков другого цвета с помощью накатного устройства с набором валиков из резины ли пластмассы. Резервуар устройства заполняют краской и, прижав валик к отделываемой поверхности, перемещают сверху вниз. Во время накатки необходимо следить, чтобы рисунок совпадал с рисунком предыдущей полосы.

Отделка по трафарету – нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков или орнаментов другого цвета или многоцветных композиций. Применяют следующие трафареты: простые прямые – для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску и для нанесения филенок; обратные – для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску; сплошные – для отделки зеркал (расчлененных архитектурных поверхностей) при сплошном заполнении их рисунком; трафареты для припороха – шаблоны, на которых рисунок нанесен острой иглой.

Трафарет прикладывают 5к поверхности и марлевым тампоном, в который помещают порошок угля, слегка ударяют по проколам. По образовавшемуся контуру воспроизводят рисунок кистью от руки.

Трафареты изготавливают из плотной проваренной в олифе бумаги и картона по эскизам, которые выполняет художник. Во время работы трафарет надо плотно прижимать к окрашиваемой поверхности по предварительно отбитым мелом линиям.


Краску наносят кистью или пневмораспылителем. После снятия трафарета его необходимо каждый раз протирать ветошью, чтобы не испортить поверхность при повторном накладывании на стену.

Окрашивание панелей и гобеленов – нанесение на нижнюю часть стены и перегородки, равную по высоте 1,6-1,8 поверхности, краски другого цвета или состава. Эта часть называется панелью, а верхняя – гобеленом. Верх линии панели намечают параллельно плоскости пола, линии намечают отбивкой шнуром или специальным приспособлением.

Вытягивание филенок – нанесение одной или нескольких узких полосок, отличных по цвету от панели или гобелена, для объединения цветовых тонов разных участков в одно гармоничное целое.

Нанесение филенки состоит из отбивки (или прорисовки) линии, вытягивания филенки обычной или щелевой линейкой.

Примеры красочных составов для филенок (кг):

масляный: скипидар – 0,2, олифа натуральная или лак НЦ – 0,15, сиккатив – 0,025;

бронзовый: лак НЦ -2, порошок бронзы – 0,2;

серебряный: лак НЦ – 2, алюминиевый порошок – 0,1

Разделка под дерево и камень – это нанесение по окрашенной и высушенной поверхности рисунка, имитирующего строение волокон дерева (дуба, ореха, березы и др.) или камня (мрамора, гранита, известняка). Эти операции выполняют с помощью пластмассовых или резиновых гребенок по заданному рисунку в несколько цветовых тонов с последующей подправкой и доводкой тампонами и кистями. Подобные операции требуют большого навыка и специальной подготовки.

Придание стеклу матовой фактуры или декоративного матового фона. Для выполнения этой операции применяют три способа:

- цинковыми белилами, которые наносят на поверхность стекла с последующей обработкой щеткой-туповкой, либо резиновыми торцовками, либо сухим марлевым тампоном по невысохшей краске;

- шлифовальными машинками, шкуркой или мокрым песком;

- пескоструйным аппаратом.

Бронзирование, серебрение – придание поверхности золотистого или серебристого тона. Кистями или аэрографическим методом наносят составы с бронзовым или алюминиевым порошком. Составы аналогичны указанным для филенок. Наиболее часто эти способы применяют для набивки многоцветных трафаретов или при накатке.

Отделка под «шагрень». Она позволяет получить красивую фактуру механизированным способом с помощью жидкой шпатлевки вязкостью 12-14 см погружения стандартного конуса.

Работу выполняет звено их трех маляров. Один заправляет установку, второй обслуживает установку для приготовления шпатлевки и компрессор, а третий маляр наносит шпатлевку в два слоя: первый слой – грунт, второй – мелкозернистая фактура «шагрень». После просыхания фактурного слоя поверхность окрашивают краскораспылителем клеевой или масляной краской.

Декоративная отделка интерьеров

Технология выполнения декоративных покрытий включает следующие операции: подготовку поверхности под отделку, покрытие грунтовкой, нанесение клеевого (шпатлевочного) слоя наружного цвета, слоя акрилатного порошка и декоративного слоя, обработку поверхности.

Для нанесения декоративного покрытия всех видов требуется гладкая поверхность – улучшенная штукатурка стен помещения. По оштукатуренной поверхности наносят грунтовочный состав из дисперсии ПВА – 1 ч. воды – 3 ч. и пигмента – 0,1 ч. Вязкость грунтовочного состава составляет 12-13 с по ВЗ-4.

После высыхания грунтовочного слоя наносят клеевой (шпатлевочный) состав: дисперсия ПВА – 1 ч. водоэмульсионная краска ВА-27 – 4 ч. пигмент – до получения нужного тона. Грунтовку и клеевой состав наносят малярными валиками. Эта подготовка необходима для всех видов декоративных покрытий.

Непосредственно декоративную отделку на подготовленной поверхности выполняют следующим образом.

Покрытие типа «Снежок». Отдельными участками наносят декоративный слой толщиной 2-3 мм из белого портландцемента (1ч), кварцевого или мраморного песка фракций до 1 мм (4ч), дисперсии ПВА (0,1ч), водоэмульсионной краски (0,2ч). Через 20-30 мин этот слой разравнивают гладилками или терками из нержавеющей стали. Рисунок зависит от движения терки – вверх, вниз, по диагонали, горизонтали и т.д. Набрызги раствора образуют объемную фактуру, блеск поверхности придают грани кварцевого или мраморного песка.

Покрытие типа «Зигзаг». На поверхность наносят слой из белого портландцемента (4ч), песка (4ч), дисперсии ПВА (1ч). Гладилку или терку смачивают водой, подкладывают под нее любой гранулированный скатанный материал (гравий, гранулы полистирола и т.п.) фракцией 2-3 мм и круговыми или зигзагообразными движениями натирают поверхность. Гранулы, войдя в мягкий раствор, при движении за гладилкой образуют рисунок.

Покрытие типа «Гипюр». На поверхность наносят слой акрилатного порошка. После его высыхания на одинаковом расстоянии друг от друга параллельно натягивают шнуры или тесьму толщиной не менее 3 мм. Затем наносят декоративный слой (состав тот же, что и для отделки типа «Зигзаг») и через 20-30 мин поверхность заглаживают гладилкой, натирая эталонный рисунок. Через час тесьму или шнур снимают, на их месте образуются русты.

Покрытие типа «Мимоза». После нанесения клеевого состава крошкометом набрызгивают декоративный слой из отходов полистирола (1ч), дробленой смальты (1ч), измельченного угля (0,03ч).

Покрытие типа «Бархат». После нанесения клеевого состава сразу же с помощью крошкомета наносят акрилатный порошок или гранулированный полистирол. В результате образуется покрытие в виде блестящего ворсистого материала заданного оттенка.

Нанесение шпатлевочно-мастичных составов выполняют механизированным путем с применением шпатлевочных агрегатов, нанесение порошков – крошкометами.

Другой вариант покрытия типа «Бархат», являющийся разновидностью масляного окрашивания, выполняют следующим образом. Грунтовку наносят валиком или краскораспылителем. (В качестве грунтовки применяют те же составы, что и под масляное окрашивание). После нанесения грунтовки крошкометом напыляют слой сухого песка под давлением 0,03-0,04 МПа. Через сутки наносят второй слой масляной краски, напыляют сухой песок с добавлением слюды, графита, вермикулита или других подобных материалов.

Отделка типа «Бархат» исключает обычную подготовку поверхностей, применяемую при масляном окрашивании.

Для выполнении отделки типа «Кропил» также не требуется подготовка оштукатуренной, бетонной или гипсобетонной поверхности. Фактуру и цвет этому виду отделки придают сухие цветные опилки торцевой резки крупностью 0,5 мм. Для их окрашивания пигмент разводят в воде, тщательно перемешивают, добавляют поливинилацетатную дисперсию, после чего смесь наносят на опилки, насыпанные на горизонтальную плоскость слоем толщиной 8-10 мм. Окрашенные опилки сушат до воздушно-сухого состояния (8-10%) и засыпают в крафт-мешки.

Технология отделки типа «Кропил» следующая: основание огрунтовывают с помощью валика олифой, после высыхания грунта наносят слой шпатлевки толщиной 1-2 мм, вязкостью 8-10 см погружения стандартного конуса. Шпатлевка может быть синтетическая, масляная или клеевая с добавлением от 20 до 30% ПВА дисперсии. После нанесения шпатлевки на нее напыляют слой опилок и слегка уплотняют теркой, а через сутки мягкой щеткой или кистью счищают плохо сцепившиеся опилки.

Путем смешивания опилок различных цветов в разнообразных пропорциях можно получить широкую гамму оттенков.

По материалам сайта: http://ck-garant.narod.ru