Штукатурка как исскуство декорации

Декоративная штукатурка универсальна при ремонте стен. Она отлично справляется со своей главной задачей — украшать. Нужна картина? Проще простого! Требуются орнаменты, узоры и чтобы было «не как у всех»? Легко! Варианты отделки штукатурными составами ограничены, пожалуй, только фантазией заказчика.

При этом получаются не только красивые и оригинальные поверхности, но и прочные. Что и говорить, такого «универсального солдата» стоит привлекать к ремонтной службе как можно чаще.

ЭФФЕКТНЫЙ ВЫХОД

Декоративную штукатурку очень удобно использовать для ремонта, хотя некоторые составы не так просты в нанесении, как это может показаться. С ее помощью, как правило, успешно скрывают мелкие дефекты основы даже без предварительного выравнивания, образуется аккуратное и долговечное покрытие, которое можно мыть, красить, реставрировать, и надежно служит долгие годы. Однако, решая оформить стены декоративной штукатуркой, заказчик чаще ищет необычное дизайнерское решение, а качество покрытия является лишь приятным дополнением. Стены из мрамора, фрески с итальянскими мотивами, объемные изображения, структурные поверхности, напоминающие, к примеру, текстуру дерева, — при применении современных составов такое оформление стало доступным каждому. Но эстетические качества новых штукатурок диктуют свои правила — просто разбираться в азах ремонта недостаточно. Мастеру подчас приходится обладать дополнительными знаниями, а то и быть настоящим художником.

В ПОДБОР

Прежде чем теряться в обилии декоров и фактур, давайте разберемся в видах штукатурки. Все составы делят по типу связующего. Есть штукатурки на водной и неводной основе. Первые изготавливают на синтетической смоле — в виде раствора или дисперсии. Они, соответственно, самые безопасные.


Наиболее распространены штукатурки на основе акриловой дисперсии. Они не выгорают, не желтеют, так как выдерживают температуру до 90 °С, и обладают хорошей паропроницаемостью, но не очень дружат с влагой. Аналогичные качества плюс водостойкость есть у поливинилацетатных составов. Стирол-акриловые похожи на предыдущие, но начинают желтеть уже при 65 °С, а бутадиен-стирольные не обладают свойством паропроницаемости, поэтому годятся не для всех стен (их нельзя наносить на ячеистый бетон).

На эпоксидных смолах и полиуретанах делают неводные составы штукатурок. Они очень стойкие и прочные, не выгорают и не желтеют, но токсичны при пожаре, хотя сами горение не поддерживают.

По внешнему виду финишного покрытия декоративные штукатурки делят на структурные, с ярко выраженным рельефом, и более гладкие фактурные. Структурные, в свою очередь, различают по типу наполнителя (чаще всего он бывает минеральным). От размера этих частиц зависит структура покрытия: мелкая, средняя или крупная. Вид минерала влияет на сцепляемость, а значит, и на надежность. Средней адгезией и гладкостью обладают составы с наполнителем из кварцевой крошки.

Штукатурки на основе мрамора чуть шероховатые, быстро истираются и легко царапаются, а вот гранитная крошка в качестве наполнителя не только прочна, но и долговечна. Помимо минералов в структурную штукатурку добавляют кусочки слюды, мелкие камешки, полимерные гранулы. Продают только белую структурную штукатурку—для получения необходимого оттенка придется воспользоваться колеровкой.

ИЗЫСКАННАЯ ИМИТАЦИЯ

Фактурные составы визуально дают более гладкие поверхности, но это впечатление обманчиво, так как это толстослойные штукатурки. Текстуры, которые можно создать с помощью фактурных составов, разнообразны, доступны почти любые декоры. Среди популярных сегодня имитаций отметим материалы, позволяющие создавать стены под саман (обмазанные неравномерно глиной), в рустикальном стиле (под грубый камень или дерево), обтянутые кожей рептилий или диких животных, облицованные пробковым деревом или перламутровыми сланцами. Сохраняется интерес к составам, с помощью которых формируют декор под травертин и мрамор, а также кракелюрные трещины. Даже из одного вида подобных штукатурок можно получить несколько разных эффектов на стенах, так как финишное покрытие зависит от техники нанесения и квалификации мастера.

Фактурные штукатурки — это, как правило, водно-дисперсионные составы с добавлением различных наполнителей: фиброволокна, мрамора, известкового молока, целлюлозных волокон, которые и отвечают за необычный вид материала. Вопреки распространенному мнению стены, обработанные такой штукатуркой, не выглядят холодными или офисными. Современные покрытия придают им теплое бархатное сияние, внешне отделка напоминает ткань или флок. Есть составы, которые самодостаточны, — им не нужна дополнительная обработка, а есть такие, которые рекомендовано покрывать защитным раствором. Это могут быть лак, декоративная лазурь, защитный воск, глизаль (полупрозрачная патинирующая протрава) — их приобретают отдельно. После подобной обработки поверхность приобретает стойкость даже во влажном помещении.

Фактурные штукатурки могут быть двухкомпонентными изначально. Первый состав создает на стене непосредственно фактуру, например, в виде скальной породы, а второй придает покрытию состаренный, затертый вид, матовый блеск, мерцание. Чаще всего для этого используют полупрозрачную декоративную лазурь с различными добавками. Приобретая фактурную штукатурку, необходимо обращать внимание на такие параметры, как стойкость к росту микроорганизмов (в составы часто добавляют натуральные минералы), пластичность, которая облегчает нанесение и предотвращает появление трещин, время сушки и водостойкость покрытия.

СОВЕРШЕНСТВО МРАМОРА

Особым шармом обладают поверхности, оформленные с помощью венецианской штукатурки. Эта умелая подделка под мрамор, придуманная итальянцами, которым не по карману был дорогой натуральный камень, выглядит красиво и богато, подчас даже лучше холодного минерала. Да и как иначе, если поверхности, созданные руками умелых мастеров, светятся изнутри, преломляют свет и мерцают драгоценными переливами?

Настоящая венецианская штукатурка — это сочетание мраморной и известковой муки и особая техника нанесения. Решив сделать такую облицовку стен, нужно быть готовым к тому, что качественно выполнять работы умеют только настоящие профессионалы с многолетним стажем. От их мастерства зависит, получится ли на поверхности эффект преломления света, характерный для этого многогранного натурального камня.

Классическая техника работы с мраморной штукатуркой заключается в нанесении небольших отрывистых мазков, располагаемых под разным углом, и финишного защитного слоя воска. Настоящая венецианская штукатурка имеет декор только под мрамор и состоит минимум из пяти слоев. Покрытие в один слой или имитирующее любой другой природный минерал — повод усомниться в подлинности того, что вам предлагают.

РОСКОШНАЯ ПРОСТОТА

Еще один способ украшения стен — фрески на эластичной штукатурной основе. Они представляют собой тончайшее (1-1,5 мм) полотно со слоем штукатурки. В процессе изготовления на него методом фотопечати переносят художественное изображение, которое впоследствии покрывают лаком и затирают мраморной крошкой для придания эффекта старения. Полученные картины очень прочны — их можно применять в том числе и для облицовки влажных помещений. Выбрать понравившиеся мотивы будущих фресок можно по каталогу производителя или принести свое на цифровом носителе, предварительно уточнив технические требования.

Если планируют получить большую или длинную фреску, то ее изготавливают из нескольких полотен, которые при монтаже стыкуют. Обычно самый большой размер фрески — 1,5x3 м. Неоднородная структура штукатурки позволяет незаметно состыковать куски.

Фрески относят к высокохудожественным полотнам, поэтому ими принято украшать лишь часть стены, например нишу. Так как изображения в результате получаются объемными и реалистичными, фрески нередко используют для создания объемного пространства, например, в узком коридоре или маленькой комнате.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Говоря о безграничных возможностях декоративной штукатурки, нельзя не остановиться на таком виде покрытия, как сграффито (от итальянского «процарапывать»). Корни этого вида настенного декора уходят в XIII век. Но и сегодня можно увидеть украшенные сграффито знатные итальянские дома, сохранившие свой облик с поры Средневековья. Что неудивительно, так как эта многоцветная рельефная техника декорирования дает очень стойкие покрытия.

Сграффито — это нанесенные один поверх другого несколько слоев штукатурки, окрашенной пигментами разного, часто диаметрально противоположного оттенка (например, светлый на темном и наоборот). Рисунок получают процарапыванием или зачисткой верхнего слоя, в результате чего создается двухцветное изображение. Если слоев несколько, то и сам орнамент получается трех- или четырехцветным. Для процарапывания используют специальные скребки или резцы. Конечно, оформить целиком всю стену в технике сграффито сложно — это трудоемкий процесс, к тому же требующий художественного вкуса. Чаще всего ее применяют для создания настенных панно, оформления ниш, выступов.

В технике сграффито создают настоящие шедевры — объемные картины, монохромные орнаменты, контрастные узоры. Чаще всего для переноса рисунка используют специальные трафареты, а сам процесс работы состоит из нескольких этапов. Прежде всего выбирают изображение и делают трафарет (например, из картона). Далее начинают процесс подготовки. Он стандартный — грунтование стены и нанесение базового слоя штукатурки. И в этом, и в последующих слоях важно точно рассчитать время нанесения следующего и не пересушить поверхность — штукатурка должна схватиться, но не высохнуть до конца (на отлип). После высыхания верхнего слоя на стену накладываюттра-фарет, берут марлевый мешочек с сухой краской контрастного цвета и, осторожно простукивая по рисунку, переносят точечное изображение на поверхность. По этому контуру процарапывают рисунок до нужного слоя (требуемого оттенка), причем это делают в тот же день, так как штукатурка должна оставаться пластичной. В зависимости от разных условий это время составляет от 4 до 12 часов.

По материалам сайта: http://buildperson.ru