«Венецианская» штукатурка

Название «венецианская» штукатурка имеет 2 версии. Во-первых,  подобным составом пользовались ещё в древние времена, применяя для фресок и отделки колонн. Во-вторых, во времена Позднего Средневековья, когда гипсовая лепнина и мраморные статуи украшали итальянские дворцы, мраморная крошка и мука применялась для декорирования стен и украшений декора. И даже  древние римляне и эллины пользовались составом, напоминающим современную «венецианскую» штукатурку в качестве основы для настенной росписи. Для этого брали известь и мраморную муку мелкого помола, чтобы поверхность как бы подсвечивалась изнутри. Фрагменты сохранившихся фресок тех времён до сих пор встречаются среди развалин Рима и Помпеи.

Фрагмент сохранившейся фрески из Помпеи

Эффект «мраморирования» стен был хорошо известен не только итальянцам, жившим несколько веков назад, светлую штукатурку «под мрамор» можно увидеть в разных европейских соборах, особенно в качестве основы для настенной живописи. Считается, что Рафаэль и художники эпохи Ренессанса применяли для росписи «венецианскую» штукатурку, украшая соборы, палаццо и парковые павильоны.

Наиболее знаменитыми примерами применения настенной живописи поверх «венецианской» штукатурки можно назвать фрески Россо Фиорентино XVI века (королевская обитель Фонтенбло во Франции), работы Джулио Романо в Риме и Джорджио Вазари в Неаполе и Флоренции. Технология применения «венецианской» штукатурки достигла вершины мастерства в XVII-XVIII веках, когда стиль барокко и рококо применялся для украшения величественных Соборов и роскошных домов знати, которые предполагали дорогую и роскошную отделку многоцветными изысканными рисунками и натуральным камнем.

В сегодняшнем понимании «венецианская» штукатурка – это почти прозрачный отделочный материал из мелкой мраморной муки, которая при грамотном нанесении воссоздает «мраморный» эффект, когда стена играет светом отражённого кристалла. В её составе – гашеная известь, тёртый мрамор, водная эмульсия с небольшим добавлением связующих компонентов.

Настоящие мастера, владея навыками работы с «венецианской» штукатуркой, способны создавать настоящие произведения искусства, и такая работа не может оцениваться дешево.


«Венецианская» штукатурка расфасовывается в банки или ведерки  по 7-25 кг, она предлагается в виде густой полупрозрачной массы, которая потом наносится на подготовленную поверхность, типа гипса или финишной шпаклевки. Однако тут нужен определённый навык работы, а стена или округлая поверхность должна быть идеальной, ведь из-за своей прозрачности она «покажет» все дефекты поверхности и мельчайшие трещинки.

Колеровать «венецианку» можно в любой цвет, но лучше более светлые, естественные для мрамора оттенки – белый, желтоватый, сероватый, зеленоватый или голубоватый. Тогда обработанная поверхность намного лучше смотрится и больше похожа на настоящий мрамор, особенно если смешивать 2-3 оттенка, наиболее близких по цвету.

Глубины и прозрачности «мраморного» покрытия достигают при помощи особой техники послойного нанесения, когда на стену наносят 4-8 слоев штукатурки. Массу укладывают небольшими штришками с помощью треугольного шпателя, а после высыхания покрывают пчелиным воском, добавляя прозрачности и защиты. Нужен именно натуральный воск, ведь самую искусную работу легко испортить некачественным лаком или искусственным матовым воском. Хотя сейчас додумались выпускать и такое «венецианское покрытие», где все необходимые компоненты уже содержатся в подготовленной штукатурке.

Основным достоинством «венецианской» штукатурки, кроме красоты, является водонепроницаемость. Такую поверхность при необходимости обрабатывают моющими средствами (без растворителей), например, мыльным раствором.

Этот отделочный материал, воссоздавая эффект «мрамора», даёт возможность создавать картины подобно мраморной мозаике, варьируя цвет.

Материал достаточно экологичен, не имеет запаха, быстро сохнет, он  пожароустойчив и износоустойчив.

процесс нанесения «венецианки»:

1) нанесение основы (фона);

2) шлифовка;

3), 4), 5) – нанесение отделочных слоев;

6) обработка воском.

«Венецианскую» штукатурку наносят в несколько этапов:

  1. Поверхность тщательно обрабатывают, исключая неровности и отклонения цвета, подготовленная стена должна быть сухой, чистой и идеально ровной. После этого наносят 1-2 слоя специальной грунтовки под штукатурку или слой хорошей виниловой (можно акриловой) краски.
  2. Основной этап: нанесение «венецианской» штукатурки начинают только после полного высыхания грунтовки или краски. Предельно аккуратно шпателем наносят каждый штрих, слой за слоем, дав возможность просохнуть, затем зачищают поверхность для устранения неровностей. При этом 1-й слой должен быть сплошной, равномерно распределяясь по стене, завершив этап выравнивания поверхности. Последующие слои выполняются с декоративной целью, гибким стальным шпателем прорисовывая короткие мазки, после чего стена чем-то напоминает леопардовую шкуру. Потом накладывается последующий фрагментарный слой, а за ним – другой, до тех пор, пока общая «пятнистость» не образует игру свето-тени. После частичного высыхания завершающего слоя (минут через 20-30) круговыми движениями зачищают поверхность мелкой наждачкой.
  3. Финишный этап: нанесение защитного воска. Лак использовать нельзя, так как поверхность может помутнеть, поэтому применяется только воск (лучше натуральный), поскольку такая поверхность будет идеально глянцевой. Синтетической воск даст водонепроницаемый эффект и матовую поверхность – это больше подходит для стены в бассейне или ванной комнате, чтобы увеличить водоотталкивающие свойства покрытия.

Лучше, если 2-й и 3-й слой будут отличаться по тону от цвета первоосновы, чуть светлее  или темнее. Это даст разный эффект, но, в любом случае, будет красиво и «многослойно».

Этапы отделочных работ ведут отдельными небольшими участками, площадью около 1 квадратного метра, последовательно выполняя 4 операции, о которых уже говорилось: нанесение мазков, их выравнивание, общее разглаживание материала по всей  площади нанесения, глянцевание поверхности (полирование воском).

Когда мастер наносит мазки, нажим шпателя в начале и в конце движения ослабляется, подобно соскабливанию, что позволяет варьировать толщину слоя наносимого материала. Завершив работу на первом участке стены, потом все этапы повторяют далее точно так же, постепенно охватывая всю обрабатываемую поверхность, пока вся стена не будет завершена. При глянцевании важно пересекать границы соседних участков, исключая размежевания. Наработка техники  движений, скорость нанесения штрихов и оптимальный нажим инструмента подбирается опытным путем.

Нужно дождаться, пока «венецианка» схватится, а к покрытию не стоит прикасаться хотя бы сутки (минимум 6 часов), не стоит  использовать помещение до того, пока стены окончательно не просохнут – не ранее чем через неделю.

«Венецианская» штукатурка – одно из самых благородных покрытий для стен, она  хорошо держится на поверхности, как минимум, 10 лет. При расстановке мебели, на всякий случай, все же лучше не прислонять к стене консоли, журнальные столики, торшеры, бра к прочие предметы, чтобы не оцарапать восковой поверхности. Лучше оставлять зазор между мебелью и стеной, чтобы не соприкасаться со «венецианкой», тогда она прослужит намного дольше.

Пожалуйста, оцените статью:

По материалам сайта: http://kak-sdelat-remont.com