Николаевский сухой док во Владивостоке: 2 млн царских рублей и тачка цемента от цесаревича

Легенда отечественного судоремонта принимает суда на ремонт уже 118 лет

Владивосток, 8 октября, PrimaMedia. Легенда отечественного судоремонта, сухой док цесаревича Николая, отметил очередную годовщину с того дня, когда первый крейсер "Дмитрий Донской" вошел в док на ремонт. Постройке дока придавалось особо важное значение, ибо он давал возможность в военное время нашему флоту стать твердой ногой на Дальнем Востоке. Сооружение для ремонта судов функционирует уже 118 лет. Корр. РИА PrimaMedia вспомнил историю постройки дока, а также узнал, как он работает сегодня.

Быстро растущие военный пост и судоходство

Весной 1861 года, всего спустя год после основания Владивостока, в пост пришло первое торговое иностранное судно "Эмма и Матильда". Становление и развитие здесь базы Сибирской военной флотилии и коммерческого судоходства шло одновременно. Это обусловило быстрое развитие Владивостока и, вместе с тем, опережающий рост потребностей в хозяйственном устройстве гавани. Требовались пирсы, причалы, склады, дороги – все, что делало возможным погрузку и разгрузку кораблей, снабжение их провиантом, топливом, водой. Кроме этого, необходимы были также различные мастерские, доки, кузнецы для корабельного ремонта. Так во Владивостоке с 1865 года появилось "Адмиралтейство" (сегодня территория Корабельной набережной), а позже, в 1887 году, начался перенос порта и мастерских в "Новое Адмиралтейство" (сегодня территория ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод").

Бухта Владивостока, 1875-1876 гг.

Фото: В.В. Ланин


Еще в 1862 году бывший военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.В. Казакевич, предвидя рост тогда еще военного поста Владивосток, делал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки. В 1880-х годах предпочтение отдали железному плавучему доку системы Кларка, частично заказав конструкции в Англии. Его окончательное строительство завершилось в 1889 году. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем - шхуны "Ермак", "Сибирь", "Тунгуз", колесный пароход "Амур". Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн.

Сухой док необходим Владивостоку

Однако плавучий док не мог принимать на ремонт крейсера первого ранга. Так что строительство сухого дока оказалось неизбежным. Работы по его созданию велись в районе "Старого Адмиралтейства" еще в 1868-1869 годы и были прекращены из-за отсутствия средств. Однако недостроенный док стал использоваться для незначительного ремонта судов: "Польза", "Буксир", "Кит", "Суйфун". В основном же, ремонт судов Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры выполнялся в доках Японии вплоть до конца 19 века.

В октябре 1889 года портовая контора изыскала средства на постройку сухого дока. Контора объявила торги. Все строительство дока - с 1890 года по 1897 годы - находилось в ведении Морской строительной части Владивостокского военного порта. Опыта строительства таких доков на Дальнем Востоке не было. После недолгих раздумий решили показать план и условия строительства Отто Васильевичу Линдгольму, который уже был подрядчиком строительства плавучего дока, а также мастерских в Адмиралтействе. В конечном счете контракт все же был подписан и предусматривал начало работ в 1891 году и завершение в 1897 году. Все поставки оборудования и строительство обеспечивал Торговый дом "О.В.Линдгольм и К°", тогда как техническое руководство осуществлял главный инженер-полковник морского ведомства Василий Васильевич Иванов. Отметим, что В.В. Иванов также не был новичком в своем деле. Под его руководством и при его энергичном участии во Владивостоке строились: судоремонтные мастерские, минный городок, военно-морской госпиталь, казармы Сибирского флотского экипажа, дома Докторской слободы и т.д. В 80-е годы XIX столетия решением городской думы одна из улиц Матросской слободы была названа улицей Ивановской.

Уже 17 января 1891 года место строительства дока освятили, а 18 мая в 10.00 в присутствии наследника престола Цесаревича Николая Александровича Романова в Минном овраге (территория "Нового Адмиралтейства") состоялась закладка сухого дока. Первую тачку с грунтом вывез сам Цесаревич и после освящения собственноручно опустил закладную доску и залил ее цементом.

Надпись, сделанная на закладной доске, гласит:

1891 года, мая 18 дня, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Александра III, при генерал-адмирале Его Императорском Высочестве и Великом Князе Алексее Александровиче, заложен сей док имени Цесаревича Николая, Его Императорским Высочеством Господином Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георга Греческого, при управляющем Морским министерством вице-адмирале Н.М.Чихачеве, командире владивостокского порта контр-адмирале П.И.Ермолаеве, главном инженере-строителе порта и строителе дока, инженере и военном полковнике В.Иванове.

Затем строитель дока О.В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому Цесаревич три раза ударил молотком. Раздался торжественный салют. Военный губернатор П.Ф. Унтербергер произнес краткую речь. По окончании закладки Николай рассматривал чертежи дока и выслушал доклад строителя, который затем поднес Цесаревичу серебряную рамку с дощечкой наподобие закладной, а также виды казенных зданий Морского ведомства порта.

Отныне, — писала местная газета, — мы не будем уже обращаться к дорогим услугам иностранцев для починки наших судов, и платимые им сотни тысяч рублей останутся у нас.

На этом церемония закончилась. Впереди были годы строительных работ.

Китайские рабочие на стройке века

Гигантская стройка привлекла в 1890 году во Владивосток несколько тысяч китайских рабочих, несмотря на свирепствующую в то время на Дальнем Востоке холеру. Почти все работы выполнялись по колено в грязи, вручную - бойка щебня, откачка воды и рытье котлована. Выкопанная земля использовалась для засыпки расположенного неподалеку Жариковского оврага на улице Светланской, а также на планировку площади рядом с доком.

Китайские рабочие

Фото: Предоставлено порталом "Старый Владивосток"

Благодаря историческим фотографиям можно представить объем работ, выполненный китайскими землекопами, каменщиками и бетонщиками. Китайские рабочие были главной движущей силой этого строительства.

Док строился тяжело и довольно долго. Почти весь котлован вырыли в скале. Это дало бут, щебень и даже ступенчатые плиты, причем в достаточном количестве. Гравий доставляли с мыса Песчаного, песок с острова Русского и Сидеми, цемент для бетонирования днища – из Англии, остальные материалы – из Новороссийска и Японии. По килевой линии были поставлены гранитные параллелепипеды, привезенные из Японии, так как в Уссурийском крае не нашли крепкого гранита. Строительство сухого дока обошлось казне в 2 млн рублей.

Выемка грунта заняла полгода. Весной 1892 года началась каменная кладка, а с 1893 года – бетонная, которая продолжалась около 2,5 лет. Потом готовый бетон больше года креп. В 1895 году дно дока уже было готово и шло возведение стенок.

В августе 1895 года на доке побывал адмирал С.О. Макаров. Степана Осиповича заинтересовала первая и единственная судоремонтная база на Дальнем Востоке. В телеграмме в Морской технический комитет от 31 августа 1895 года он писал: "Сейчас осмотрел работы по постройке дока, полагают до морозов окончить все собственно по доку и затвору. Также будет окончено и водоотливное здание, к весне поставлены машины. Задержка лишь за расчисткой входа в док, разборкой перемычки. Если машины землечерпательные заказаны и придут осенью, то зимой их могут собрать и весной начать расчистку. Набережная у входа в док не разрешена, без нее док будет иметь незаконченный вид, и прилегающие к ней части по незаконченности будут повреждаться, что даже может воспрепятствовать пользованию доком. Строитель говорит, что если бы теперь разрешили набережную, то можно зимой готовить камень и в апреле приступить к кладке, и пока землечерпательные машины будут удалять грунт снаружи дамбы, кладка будет окончена, а в сентябре можно было бы иметь расчищенный вход и ввести в док корабли самого большого размера. В интересах службы считаю долгом сообщить, что набережные при доке, о которых хлопотал командир порта, настоятельно необходимы. Заготовка гранита для дока ведется на острове Аскольд. Макаров".

Сухой и плавучий доки

Фото: Предоставлено порталом "Старый Владивосток"

В 1896 году на Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставке выставлялась модель Владивостокского дока. Также приводились данные об объеме строительных работ и размерах дока: было вынуто 32 тысячи куб.саженей (41,6 тысячи куб.м) земли и скальных пород, причем периодически производились взрывы с помощью особого шведского состава белита. Длина дока на кильблоках составляла 500 футов (152,4 м), так что в нем мог разместиться довольно крупный военный корабль длиной до 550 футов (167,64 м). Дно на глубину 31,5 фута (9,6 м) выстилалось камнем и на 6,5 фута (1,98 м) бетоном.

Открытие дока

7 октября 1897 года состоялось торжественное открытие построенного сухого дока во Владивостоке, названного именем цесаревича Николая. Первым в него вошел первый российский океанский броненосный крейсер 1 ранга "Дмитрий Донской". Командир Владивостокского порта контр-адмирал Г.П. Чухнин рапортовал управляющему Морским министерством вице-адмиралу П.П. Тыртову: "Доношу, что 7 сего октября состоялось открытие сухого имени Цесаревича дока и ввод в него крейсера 1 ранга "Дмитрий Донской". У водокачки помещен почетный караул, состоящий из ротных Сибирского флотского экипажа, со знаменем и с хором портовой музыки, затем вокруг всего дока шпалерами была размещена вся свободная от службы команда Сибирского экипажа и с судов эскадры по назначению командующего эскадрой в Тихом океане… Крейсер был введен в док в 7 минут, затем затвор был задвинут, и откачали 3 фута воды с тем расчетом, чтобы киль коснулся блоков (доковых опор). К вечеру того же дня крейсер был поставлен на киль, и распоры утверждены. 8 октября крейсер был окончательно установлен, а вода откачена".

"Дмитрий Донской"

Фото: Предоставлено порталом "Старый Владивосток"

По поводу этого события газета "Владивосток" писала: "Седьмое октября 1897 года будет всегда памятным Владивостоку. В этот день, отныне исторический, Владивосток обзавелся сухим доком, которому равного по размерам нет на всем Дальнем Востоке. Открытие дока – радость не только для Владивостока, но и для всей России. С этого памятного дня Россия в водах Тихого океана становится независимой от иноземцев, и правительственные деньги, прежде затрачиваемые на пользование чужими доками, будут оставаться в той же русской земле. За Владивостоком – великое будущее, будущее Гонконга, если только мы, русские, теперь твердо здесь обосновавшиеся, не ослабнем в энергии и будем так же неукоснительно преследовать задачи, поставленные в основании приобретения этого края".

Эксплуатация дока продолжалась без перерыва и аварий до конца 1914 года, хотя уже в 1906 году в конструкции дока стали замечаться дефекты в облицовке пилонов, размыв кладки. Текущий их ремонт продолжался около 5 лет. Но в 1910 году грунтовые воды проникли в носовую часть дока с нагорной стороны. Со всей очевидностью встал вопрос о капитальном ремонте. В конце 1914 года док вывели из эксплуатации и передали в ведение строительной части порта. Начатый и частично произведенный капитальный ремонт по устройству донных галерей со смотровыми колодцами, укладка облицовочных полос по днищу закончились в 1917 году.

"Громобой"

Фото: Предоставлено порталом "Старый Владивосток"

Первое время после установления советской власти на Дальнем Востоке док приостановил свою работу и пришел в запустение. Док №3 (уже утративший свое царское имя) начали восстанавливать только в 1931 году, которое растянулось на 5 лет. Восстановление сухого дока в 1931-36 гг. диктовалось и соображениями чисто экономического характера, а также назревшей потребностью в доках для ремонта быстрорастущего транспортного флота Тихоокеанского бассейна.

В Великую Отечественную в доке шли скоростной ремонт и модернизация боевых кораблей и подводных лодок.

Сухой док сегодня

Принцип работы дока остался прежним. При постановке корабля в док его вводят в заполненную водой камеру дока, закрывают батопорт (затвор) и откачивают воду с помощью насосов обратно в бухту. Корабль садится на кильблоки. После ремонта камеру заполняют водой, корабль всплывает. Затвор открывают, и корабль выводят в море.

Внутреннее устройство Николаевского дока не менялось с 1897 года. Устанавливалось и модифицировалось рабочее оборудование: система подачи воды, оборудование насосной станции, электрические системы и другие современные технологии. К примеру, раньше рабочие использовали строительные леса для очистки, покраски и ремонта судна, сегодня же эту работу выполняют с помощью автомобилей-подъемников. Сегодня для очистки корпуса от ржавчины используются пескоструйные машины, а в начале 20-го века чистили вручную. Любую деталь судна можно поднять на поверхность для ремонта или замены.

Сухой док

Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Можно быть уверенным в том, что и 100 лет спустя Николаевский сухой док будет в строю благодаря модернизациям и своевременным решениям, которые предпринимает Дальзавод.

Также обновляется и периметр территории сухого дока: асфальтируется дорога, устанавливаются новые подпорные стены. Здесь же оборудованы объекты гражданской обороны – бомбоубежища.

Еще одна реликвия Дальзавода – корпусно-доковый цех №8, который ремонтирует и воссоздает детали судов. Он начал свою работу одновременно с доком. Эти объекты и сегодня работают синхронно. В цехе стоит американская, немецкая, чешская аппаратура и станки. Некоторое оборудование поставлено еще в годы Второй мировой войны по программе ленд-лиза. Все до сих пор в рабочем состоянии. А само здание цеха реконструируется и обновляется.

Сухой док

Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Сегодня на территории ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод" помимо Николаевского сухого дока (в советское время ему был присвоен №3) работает еще один в районе Луговой, а также пять плавучих. План работы дока расписан на год вперед. За год в док встают на ремонт 5-7 судов, их ремонтируют 2-3 месяца в зависимости от объема заказа.

Ремонт небольших же пароходов осуществляется на берегу. Их достают из воды с помощью кранов и ставят на опоры.

В настоящий момент эти мощности позволяют справляться с сегодняшними объемами.

По материалам сайта: http://primamedia.ru