Проекты

ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ДЕТСКИХ САДОВ

Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения. Существуют четкие параметры воздействия цвета на человека.

Поэтому очень важно создать правильную 'цветовую обстановку', отвечающую разнообразным потребностям детей и способную предотвратить 'угасание ориентировочных реакций' зрительных ощущений.

Согласно исследованиям детям больше нравятся красный, пурпурный, розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый цвета, особенно красный. Их привлекают яркие контрастные сочетания, например красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового. А вот черный, серый и темно-коричневый цвета вызывают отрицательные эмоции.

В зависимости от назначения помещений их цветовое решения могут быть различными. Длительное время дети проводят в групповой и игровой комнатах. Характер использования этих помещений требует создания спокойной цветовой среды, поэтому для окраски их стен желательно использовать светлые теплые тона, например желтовато-зеленые, которые служат благоприятным фоном для разнообразной детской деятельности. В интерьер этих помещений желательно включать небольшие яркие пятна: игрушки, детские рисунки, предметы обстановки и т.п. Для занавесок лучше использовать светлые ткани, гладкие или с неярким рисунком. Золотистый тон занавесок создает ощущение солнечного освещения. Если окна выходят на север, откосы целесообразно окрасить в светло-желтый цвет: тогда попадающий в комнату свет кажется более теплым и солнечным.

Короткое пребывание детей в раздевалке, на лестничной клетке и во внутренних переходах позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику этих помещений за счет более насыщенных цветов: красного, оранжевого, охристого, желто-зеленого.

Для спален целесообразно применять разбеленные и приглушенные тона. Плитки, использованные для покрытия пола, позволяет создать геометрический орнамент или геометрические композиции. Наиболее целесообразно делать пол светлого цвета с графическим выделением отдельных зон. Можно применять и ворсовые ткани, лучше зеленого цвета, что напомнит детям зеленый луг.

Когда размышляют над цветом стен, мебели, занавески др. необходимо решить, гармоничной ли будет композиция, составленная из этих цветов, ведь гармония создается в результате выполнения определенных правил сочетания цветов и оттенков.


Можно сочетать оттенки одного цвета: разбеливая или 'утемняя' какой-либо цвет, можно получить его оттенки, различающиеся по светлоте и насыщенности (голубой, бело-голубой, светло-голубой, темно-голубой) или цветовому тону (например, для желтого - желтовато-зеленый, желто-зеленый и др.).

При сочетании двух контрастных цветов один из них должен доминировать, т.е. занимать наибольшую площадь, и быть неярким, а второй цвет может быть ярче, но занимать меньшую площадь. Можно цвет заменять его оттеками, например с оранжевым сочетать не синий, а сине-зеленый и сине-фиолетовый. С контрастными тонами хорошо смотрятся белый цвет и небольшое количество светло-серого.

При сочетании трех разных цветов один должен преобладать (цвет стен или цвет мебели, если она закрывает большую поверхность стен), два других - являться дополнением (коврики, занавески др.)

Цветовое решение интерьеров детских садов в целом должно быть светлым. Не следует использовать много ярких цветов - это может вызвать впечатление хаоса, беспокойство, в то же время 'одноцветность' создаст впечатление однообразия, скуки и незавершенности оформления. Следует придерживаться главного правила: цвет, который будет занимать наибольшую площадь, должен быть неярким, а чем ярче цвет, тем меньшую площадь он должен занимать.

Цвет можно использовать и для визуального изменения высоты, длины, величины помещения: теплые цвета, темные тона имеют свойства приближать поверхности, а холодные цвета, прежде всего белый, светлые тона - удалять. Так, для 'уменьшения' длины коридоров их торцевую стену следует сделать теплой (по цвету) или более темной. А вот потолок лучше делать белым или светлее стен.

Эмоциональное воздействие красок в интерьере

Цвет Сверху Сбоку Внизу

Бежевый, розовый,

светло-желтый возбуждают создает ощущение тепла, зрительно сужают пространство вызывают чувство зыбкости и неустойчивости

Красный, коричневый, желто-зеленый угнетают рождают чувство зыбкости, хрупкости и ненадежности рождают чувство устойчивости и безопасности

Голубой,

светло-зеленый, светло-серый приносит ощущение света и высоты создают иллюзию простора и прохлады вызывают тревогу, неуверенность, выглядят скользкими и неустойчивыми

Серый, синий, темно-зеленый удручают способствует отчуждению и охлаждают Создают ощущение устойчивости и холода

Продуманное использование цвета в интерьере дошкольного учреждения позволяет создать правильное цветовое оформление, более сильное по эмоциональному воздействию на детей или более экономичное, особенно по сравнению с разнообразными, дорогостоящими отделочными материалами.

Таким образом, предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Но к сожалению, назойливая реклама и практическая доступность любого рода материала может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что также вредно, как и ее скудность. Во-первых, само по себе обилие материала не дает гарантий успеха в развитии. Во-вторых, пространство детского сада имеет пределы и не может вместить все 'полезное', что предполагают, с одной стороны, разные образовательные программы, а с другой стороны, рынок игрушек и полиграфический продукции. В этом плане педагогу нужны известные самоограничения. Тезис 'много - значит хорошо' не всегда верен. К искажению среды может приводить и чрезмерное увеличение материалами нового поколения по принципу 'новое - значит хорошее'. Чтобы избежать перекосов, следует соблюдать два условия при оснащении группового помещения:

Во-первых, выбранные материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерности и без недостатка) целостную, многофункциональную среду.

Во-вторых, материалы нового поколения и традиционные, показавшие свою развивающую ценность, должны подбираться сбалансировано.

Необходимо помнить что, любому детскому саду нужны игрушки игры, игровое и спортивное оборудование развивающего типа. Мебель и оборудование, игрушки, конструкторы, дидактические пособия и материалы, атрибуты для детских праздников - все изделия для детей должны быть безопасны, причем безопасны как с точки зрения санитарно-гигиенической, так и, что не менее важно, с точки зрения психической. Они должны быть эстетически привлекательны и обеспечивать ребенку комфортное состояние. И, наконец, игры и игрушки обязательно должны служить целям психического, физического и духовного развития, способствовать организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Прежде всего развивающая предметная среда детства должна отвечать следующим психолого-педагогическим критериям:

Соответствие уровню психического развития ребенка;

Системность,

Многофункциональность,

Сомасштабность ребенку,

Трансформируемость,

Модульность,

Вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры 'необходимого и достаточного 'для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия.

Только критично оценивая свою предметно-развивающую среду, определяя цели и задачи на будущее, можно достигнуть положительных результатов. Всем успехов в работе над данной темой, так как на наш взгляд это очень актуальная проблема современности.

По материалам сайта: http://www.dou.ru