Декоративная роспись

Декоративная живопись тесно связана с зодчеством и произведениями прикладного искусства. В первом случае ее также называют монументальной, вследствие больших размеров и связи с архитектурой, носящей в основном монументальный характер.

Декоративная роспись стен и потолков – один из приемов художественного преображения ин­терьеров, история которого насчитывает мно­гие тысячелетия. Благодаря ей можно создать нужную атмосферу и настроение, то есть при­дать интерьеру определенную эмоциональную окраску.

В наши дни интерьерная роспись не столь распрост­раненный вид оформления стен и потолков, чем покрас­ка или оклейка обоями. Это связано с тем, что она тре­бует серьезных подготовительных работ (подготовки поверхности), достаточно много времени на выполнение и профессиональных навыков. При этом предугадать конечный результат довольно сложно (просмотрев эски­зы, трудно сопоставить масштабы листа или планшета с размерами стены или потолка). Да и работа професси­онала стоит не дешево (от 300 до 500 у. е. за 1 м 2 ).

Конечный результат декоративной живописи пред­полагает симбиоз пожеланий заказчика, мыслей и мас­терства художника. Когда планируют включить рос­пись в интерьер, учитывают не только уместность ее в данном помещении, возможность созерцания, но и бу­дущее убранство – мебель и другие предметы обстанов­ки, их стиль, цвет, расстановку. Главное – соотнести масштаб помещения и изображения, учесть степень естественной и искусственной освещенности. В комнатах небольшой площади лучше использовать орнамент или отдельные декоративные элементы, в больших помеще­ниях – крупномасштабные изображения: пейзажи, сю­жетные многофигурные а также абстрактные цветовые композиции.

Сегодня художники используют различные приемы и сюжеты. Например, с помощью росписи легче воссоздать любой исторический интерьер, во времена которого она была основным элементом. Для этого используют архи­тектурные и декоративные “обманки” классицизма, барочно-рокайльные живописные аллегории, пластичные формы в стиле модерн, распространенный орнамент то­го или иного периода. Также с помощью росписи можно решить определенные пространственные задачи. Нап­ример, если нужно раздвинуть границы помещения пи­шется “обманка”, иллюзия открытого пространства (мно­гоплановый пейзаж, горный ландшафт или морские дали). В домах дореволюционной постройки, где высота по­толка достигает 4 м, при небольшом метраже комнаты че­ловек чувствует себя неуютно. Если сделать потолок чуть темнее, а на стене выполнить роспись, соблюдая плав­ный переход оттенков от более темных (наверху) к бо­лее светлым, можно визуально уравновесить архитектурные пропорции.

Роспись может доминировать в интерьере быть его полноценной составляющей или заставлять статич­ное пространство вибрировать и меняться. Но главное – расписанный интерьер уникален, необы­чен и, конечно же, очень красив. Традиционно живопись создавали с помощью водо­растворимых пигментов, которые наносили на сырую штукатурку (такое произведение называется фреска), темперно-клеевых красок (пигментов, замешанных на яй­це или казеиновом клее), красок на расплавленном вос­ке (энкаустики), масляных красок, наносимых на сухую штукатурку. Рисовали также на деревянной панели или холсте, который затем наклеивали на стену. В монумен­тальном искусстве наибольшее распространение полу­чили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х го­дов XIX века масляные краски, применяемые в Европе для росписи, вытеснила водостойкая темпера, которая луч­ше пропускает воздух и которую можно мыть. Начиная с 50-х годов XX века художники стали использовать во­доэмульсионные и акриловые краски, быстросохнущие и легкие в применении.

Техники монументальной живописи


Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, незави­симо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фреско­вая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского (тез- со, что значит “свежий”. Она выполняется разведен­ными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли a fresco (афреско), что оз­начает “писать по свежей штукатурке”. Из всех живо­писных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быст­ро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике рабо­тать не могут.

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой – высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной шту­катурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содер­жащейся в штукатурке известью).

Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах – при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, ис­пользуемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний – накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основа­ния. Накрывку наносят перед началом выполнения жи­вописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего изве­сткового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.

Когда необходима гладкая мелкозернистая поверх­ность, накрывку наносят в два или три слоя: первый тол­щиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести- теста и мраморной муки, затворенных до консистенции и шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цвето­вой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пиг­менты в количестве до 10 % общего веса извести.

Большинство выпускаемых порошкообразных пиг­ментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в сос­тав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а рас­тирают до исчезновения комочков.

Роспись масляными красками. Как показал много­вековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет со­бой плотный непроницаемый слой краски, препятству­ющий самовентиляции стены. Этот недостаток требует спе­циальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для за­щиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изоб­ражения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. Во времена Ренессанса худож­ники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырос­ти стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть про­цесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась – в основном от сырости. Еще один недос­таток масляной росписи – блестящая поверхность, кото­рая мешает рассматривать изображение со всех точек по­мещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляны­ми красками ничем не отличается от подготовки под вы­сококачественную окраску. Предварительно выров­ненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мел­козернистой. Лучше всего для этой цели подходит из­вестковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой

Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масля­ным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтиро­вав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифе­ра (свободного от железного колчедана) и аспида, ме­таллический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатур­ку наклеивают полотно. Наклейку производят на про­олифленную поверхность, еще дающую некоторый от­лип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания ис­пользуют льняной холст средней толщины и плотнос­ти, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого де­рева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.

Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных роспи­сей – жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего – пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, нало­жение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, ста­рение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрыва­ют их специальными лаками.

Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатис­того тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нор­мальной эксплуатации зданий она сохраняется надол­го и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок – растворимые в теплой воде сорта живот­ного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг – по­вышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квас­цов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.

Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. За­тем холст наклеивают на поверхность стены или потол­ка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь жи­вопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучно­го клейстера, глицерина или олифы.

Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Раст­воры наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми краска­ми, необходимо помнить, что при высыхании они значи­тельно светлеют, как и все водные краски.

Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стой­ким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не раст­воряется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток вос­ка – горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск раст­воряется без нагревания, а в жирных маслах – при нагревании.

Чаще всего применяют два способа восковой живо­писи: горячий (пигменты сначала затирают на расплав­ленном воске, затем расплавляют восковую краску на спе­циальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующе­го применяют восковые растворы или эмульсии.

Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполиро­ванной поверхности. Грунтовка не обязательна.

Темперная живопись. Ввиду своих достоинств тем­пера наряду с фреской пользовалась большой популяр­ностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа не­редко применяли в одном произведении. В зависимос­ти от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем мас­ло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходит яичная и казеино­вая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в коли­честве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темпе­ру различного состава, причем темпера, содержащая мень­шее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей сте­пени препят вует “дыханию” стен. Казеиновая темпера об­ладает высокой клеящей способностью. Она хорошо свя­зывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает круп­ный песок и известь, второй – толченый мрамор (про­пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате полу­чается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холс­те (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной му­ке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличива­ющие клейкость), обладает большой прочностью. В слу­чае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грун­туют один раз толстым слоем. Если нужно получить иде­ально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шли­фуют грунт наждачной шкуркой.

Живопись современными красками. Поскольку ин­терес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. При­мером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашен­ной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.

Иногда художники используют краски, предназна­ченные для окраски внутренних стен – латексные, водо- эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульси­онные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но ча­ще акриловые, для художественных работ, имеющие ши­рокую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества раст­ворителя или воды получается эффект масляной, гуаше- вой или акварельной краски. По окончании работы изоб­ражение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрам­ник с натянутым холстом. Такие произведения живопи­си можно перенести в другое помещение или дом в слу­чае перемены места жительства.

По материалам сайта: http://rospis-sten.livejournal.com