Техники художественной росписи. Орнаменты народного промысла в интерьере

Прим. авт. некоторые фото росписи можно увеличить нажатием левой клавиши мыши.

Не стоит полагать, что когда еще люди не слышали про обои и кафель, то и не существовало понятия интерьера. Если обратиться к народознавству и традициям каждого отдельного народа, то сразу станет понятно, что любой вид или техника художественной росписи не появились из ничего, а уходят своими истоками в прошлое. Одни совершенствовались, другие – откреплялись в самостоятельную ветвь или видоизменялись, создавая что-то новое. Взять Гоголевские «Вечера на х уторе близ Диканьки» или историю Роксоланы: и кузнец Вакула, и жених Насти были знатными художниками того времени и приглашались расписывать не только хаты, но и стены церквей.

Если говорить об орнаментах в художественной росписи. то здесь есть, где разгуляться. Такие техники художественной росписи достаточно многочисленны и большинство из них издавна являются народными русскими промыслами.

МезеньМезенская или Палащельская роспись - мир древних, напоминает наскальные рисунки. Выполняется только мужчинами. Расписывали предметы быта, прялки. Ограниченная палитра – лишь черная сажа и красный сурик. Сверху покрывается олифой. Мотив из пятен и полос, обведенный красным цветом. Рисмунок из символичных знаков древнего письма, означающие солнце, землю, воду, знаки животных и птиц, огня, плодов, шишек, семян, ромбы – имеющие определенное значение.

Урало-сибирская – масляными красками, без термообработки - холодным способом. Определенные краски очень ограниченной палитры, которые почти никогда не смешиваются, а берут контрастом цветов. Равномерный фон и густой неразбавленный цвет. Шпатлевка-грунтовка-фон и только после роспись. Мотивы – ягодки, фрукты, травки и веточки (разбел или разживка - помогают создавать композиции и придавать объем), виноград, иногда животные, человек и птицы. На кисти две краски сразу. Определенные правила подбора цветов и соблюдение геометрических пропорций.

Полхов-майданская – в основном роспись для декоративных предметов (матрешки, пудреницы, шкатулки). Некрашеную деревянную посуду стали украшать выжженными рисунками, после их раскрасили маслом и анилиновыми красителями, а дальше тушью. Появились основные приемы – цветы с наводкой и без, пестрение, под масло. Сейчас выполняется синтетической краской по предварительно нанесенному тушью контуру на грунтовку, не масло и не нитро. Цвета – яркие – красный, желтый, синий, а также их смеси. Тематика – розы, ягоды, растительность, пейзажи, домики, а так же фигуры: геометрические зигзаги из прямых линий, ряды точек, условные листики, цветы и ягодки.


Волховская - особо красочна. Переходный мазок, когда один цвет сменял другой. Достаточная цветовая гамма. Узор – фрукты, птицы и рыбы.

Северодвинская роспись – яркая и графичная. Сюжет - птица Сирин, древо Жизни, грифон, лев, русалка, медведь. В основном для прялок, но после перешла и на другую бытовую утварь. Символично рисунок делится на 3 части – небесный, наземный и подземный мир.

Пучужская – роспись красным цветом на белом фоне, украшенная ярко-зеленой листвой и белыми каплями, лишь иногда можно встретить синие элементы. Сюжет – катания на лошадях и красные птицы в листве.

Пермогорская – связана с иконографией и древнерусскими книжными миниатюрами. Белый фон, преобладающий цвет – красный (или вишня, терракота), а с ним желтый (или охристый) и зеленый (или глухой оттенок). Контур черный. Встречаются позолота и кобальтовый синий. Содержание - бытовые сюжеты в окантовке орнамента из растительных мотивов. Элементы - трилистник, тюльпанообразные цветы, скругленные листики, птицы счастья, единороги и древо жизни, надписи. Все изображения символичны. Р оспись у крашала прялки и бытовую утварь.

Борецкая роспись - белый или золотой фон. Элементы – трилистник, дужка с горошинками, тюльпаны, розы, мелкая растительность, птицы. Цвета: красный – основной, оранжевый желтый, коричневый зеленый, черный – для обводок и между элементами. Сюжеты – праздники, свадьба, чаепитие, древо жизни. Выполняется по дереву, шелку, бумаге плакатной или художественной гуашью. Обязательная технология – шлифовка дерева, грунтовка клейстером, возможно тонирование, роспись, лакировка. Поскольку очень много графических элементов, то часто используют карандаш, линейки и циркуль. а также основные правила композиции.

Ракульская – одна из 3х самостоятельных видов северодвинской росписи. Узор содержит цветы, крупные листья, птицы, усики, капельки, завитки. Черная окантовка, придает движение орнаменту. Цвета – золотая охра, желтый, красно-коричневый, белый, зеленый и черный.

Тюменская – тесно связана с иконописью, украшала посуду и бытовую утварь, а также мебель и жилища. Небольшая цветовая гамма - синий, красный, желтый, зеленый, белый и черный. Но создается большой контраст, в том числе цветной фон и контрастное обрамление рисунка делают его ярким и привлекательным. Краски масляные, которые смешивают с подсолнечным или льняным маслом, самые разные кисти разных размеров. Узоры – ягоды и фрукты, цветы и бутоны, листья, петух, курочка, павлины, птицы, филин, сова, кусты, цветущие деревья, венки, гирлянды, редко бывают животные (лошадь, лев) и человек. Техника двухцветного мазка и глубокосимволичные изображения, которые рекомендуются для определенного места и определенной цветовой палитры делают роспись невероятно интересной. Используется особое композиционное и размерное соотношение элементов. После рисунок лакируется.

Петриковская роспись тоже родом из села - хозяйки расписывали свои хаты ярким цветочным орнаментом, замешивая краски на молоке и яйцах. Сейчас используют клей ПВА, самодельные и беличьи кисти, соски, зубочистки, пипетки, ватные палочки и собственные пальцы. Цвета – зеленые листья и красные оттенки цветов, желтый, бордо и оранжевый. Узоры – растительные мотивы и часто бабочки, кузнечики, совы, петушки и жар-птицы.

Кемеровская – ветвь урало-сибирской, смешение техники тагильской и жостовской. Двухцветный мазок плоской синтетической кистью масляными красками, покрывается лаком. Служит несколько десятилетий. В теме в отличие от тагильской есть шишки, хвоя, таежные травы.

Тагильская – развилась из техники росписи шкатулок, подносов и сундуков. Теперь это подносный промысел. Стили – маховая, в 1 мазок и многослойная. Лакированная. Минеральные масляные краски и лаки изготавливали тагильчане самостоятельно по собственным рецептам. Круглые беличьи кисти. Тема – цветы, букеты, пейзажи.

Далекарлийская – цветочные мотивы, библейские сюжеты, сцены из повседневной жизни, портреты королевских особ, исторические персонажи. Изначально служила для украшения мебели и жилища.

Жостовская роспись – давний подносовый промысел. Покрытые масляным лаком по грунтовке черные подносы расписывают цветочными сюжетами. Краски масляные с примесью льняного масла. Тема – цветочные букеты из садовых и полевых цветов, гирлянды, натюрморты. Цвета яркие, делается медленный переход от темного к светлому. Самый большой цветок традиционно с розовым отливом. Бортик слегка позолочен. Рисунок троекратно покрывают светлым лаком.

Федоски но - традиционная русская лаковая миниатюра маслом по папье-маше – классика живописи. Украшает галантерейные товары. Тематика – бытовые сцены, свадьбы, чаепития, тройки, копии картин разных художников. Сначала наносят металлик, перламутр, поталь (по сквозному) или белила (по плотному), а уже по нему идет масло в несколько слоев – сначала набросок, потом поле детальная прорисовка, моделирование прозрачными красками и блики на предметах. Тоненькие колонковые кисти. Кроме того федоскинские миниатюры имеют свои определенные техники украшательства, разработанные мастерами, кроме собственно росписи. Также картинки украшают растительным позолоченным

Холуй – иконопись, лаковая миниатюра, содержит в основе византийские иконописные традиции. Особое внимание уделяется содержанию. В Холуе были приняты принципиально новые каноны иконографии. Материал – желтковая эмульсионная темпера. Отличается цветовой декоративностью.

Мстера - лаковая миниатюра росписи темперой по папье-маше, на основе иконописи, а потому содержит все ее традиции. Украшала домашнюю утварь и мебель, игрушки и шкатулки. Вобрала в себя отголоски Палеха и Федоскино. Тематика – исторические события, фольклор, народные сказки, растительность и геометрия, пейзажи, ландшафт. Яркая и декоративная, фоны – пейзаж и ансамбль. Цвета – голубой, серебряный, охра, желтый, красный. Темперные краски.

Палех – очень сложное искусство росписи миниатюры - роспись темперой на желтке по папье-маше, и требует умений. На черный фон белилом наносится рисунок так, чтобы в местах цветочков их было несколько слоев. Темным фоном прорисовывают весь узор, далее выявляют световые и теневые участки, После объем рисунка отделывают в цвете. В конце накладывают позолоту или посеребрение. Золотой цвет символичен.

Вот таким образом можно украсить художественной росписью в интерьере не только его элементы, но практически любые предметы интерьера. Наверное многие мотивы из показанных выше вам давно были знакомы из старых шкатулок, подносов или картин ок из детства. Все народные росписи живут и развиваются по сей день. Про такие техники художественной росписи. как гжель. хохлома (хохломская роспись). городецкая роспись. а также батик мы уже рассказывали более подробно на страничках РеПо-ремонт позитивный ранее. Очень надеемся, что после нашей краткой экскурсии такая богатая самобытная область, как техники художественной росписи – орнаменты народного промысла – если и не приглянутся вам, так как минимум станут узнаваемы.

По материалам сайта: http://www.remontpozitif.ru