ОТДЕЛОЧНЫЕ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: МАСЛЯНАЯ КРАСКА И ОЛИФА; КАК КРАСИТЬ МАСЛЯНОЙ КРАСКОЙ

Масляная краска

Всем хорошо известно, что масляная краска - это почти строительный архаизм. Ею нельзя красить стены в жилых помещениях. Ею не рекомендует окрашивать окна и двери. Ею не работают по потолкам. Но. Но при этом масляная краска остается нашим неизменным спутником.

Снимая старые обои слой за слоем, вы неизвенно наткнетесь в итоге на бетонную стену, окрашеную масляной краской. Ликвидируя обветшавшую плитку в ванной комнате, вы накже упретесь взором на старый слой масляной краски. Даже сворачивая изношеный линолеум, вы все равно никуда не денетесь от слоя масляной краски, которой иногда покрывали полы. Определить наше отношение к масляной краске довольно сложно. С одной стороны, она причиняет массу хлопот тем, кто хочет от нее избавиться. Но, с другой стороны, этот материал в некоторых случах является непревзойденной по своим характеристикам грунтовкой. Прежде чем определить, кем является масляная краска для нас другом или врагом, уделим "виновнеце торжества" некоторое внимание.

Еще в недавнем прошлом масляные краски были самыми распространенными в нашей стране. Ими красили всё подряд и что угодно. По крайней мере, в быту. Альтернативы практически не было. Все терпеливо ждали несколько суток, пока закончится процесс отвердения краски, а запах воспринимался как нечто само собой разумеющееся. Между тем, масляная краска не дает дышать не только людям, но и поверхности, поэтому через несколько лет (а то и через год-два) пленка начинает шелушиться и отваливаться.

Сегодня среди сфер применения масляной краски можно выбелить лишь металлические поверхности, а также стены и потолки служебных помещений (например, туалет). Правда, при этом устраивают в этих помещениях вытяжки. Чучитывая тот факт, что современные ванные комнаты даже вокзалах предпочитают облицовывать пусть простенькой, но все же кафельной плиткой, а так же принимая во внимнание широкое распространение пластиковых окон, которые не нужно окрашивать, производство масляных красок, по идеи, должно было бы уже прекратиться. Но этого не произошло. А если масляную краску все еще производят, значит это кому-нибудь нужно.

О бедном гусаре замолвите слово.

Любая краска состоит из пигмента и связующего материала. Пигменты - это тонкомолотые порошки минерального происхождения. Они не растворяются в воде, масле и растворителе. Именно поэтому перед применением краску надо тщательно перемешать, так как пигмент оседает, а сверху остается чистый слой связующего материала.

Масляные краски изготавливаются на основе искусственной или натуральной олифы. Сначала размешивается тот пигмент, которого больше всего в колере, а потом добавляются остальные. Затем краска разбавляется до нужной густоты. Для улучшения качества краска перетирается на краскотере. Масляные краски считаются самыми прочными и долговечными, в оределенной ситуации они могут применяться как для внутренней, так и наружной отделки. Различают густотертые (разводимые перед употреблением олифами в количестве 17-40%) и готовые к употреблению масляные краски. Как мы уже сказали, связующим для масляной краски служат олифы, получаемые в основном из растительных масел. Этот вид связующего известен человечеству, пожалуй, наиболее давно. По внешнему виду олифы - прозрачные жидкости, окрашенные в темно-коричневый или светло-коричневый цвета. Олифы классифицируют по составу и назначению. По составу различают 3 группы - масляные, алкидные и прочие.

Масляные олифы в свою очередь подразделяются на натуральные, комбинированные и олифы "Оксоль".


Натуральные олифы получают специальной обработкой высыхающих растительных масел - льняного, конопляного, путем их обработки (варки) при температуре 150°С. Они содержат 100 % высыхающего масла (льняного, конопляного) без растворителя. Комбинированная олифа содержит 30 % растворителя и 70 % масла (смеси высыхающей и 45 % растворителя, 55 % масла.

Обработанное таким образом масло приобретает способность твердеть (высыхать). Точнее было бы назвать процесс их твердения полимеризацией, в процессе которой происходит набор прочности и твердости пленки. Процесс высыхания может быть ускорен путем введения в состав краски уже упоминавшихся ускорителей отвердевания - сиккативов (2-4% об.).

Подсолнечная олифа высыхает медленнее, чем льняная и конопляная. Пленка подсолнечной олифы эластична, но твердость, прочность и водостойкость меньше, чем у пленок льняной или конопляной олифы. Натуральные олифы предназначены для изготовления густотертых и красок, готовых к применению для наружных и внутренних работ.

Комбинированные олифы и олифы "оксоль" получают из уплотненных растительных масел путем специальной химической обработки их и разбавлением до 45% летучими растворителями. Оксидированные олифы оксоли получаются окислением нагретого подсолнечного масла при длительном пропускании воздуха в присутствии катализаторов (масло при этом окисляется и густеет). При добавлении к такому загустевшему маслу растворителя (например, уайт-спирита) получается прозрачный продукт с нормальной вязкостью. Процесс "высыхания" таких олиф происходит как вследствие испарения растворителя, так и в результате процессов взаимодействия масел с кислородом воздуха.

Комбинированные олифы марок К3, К5 предназначены для производства красок для наружных и внутренних работ. Комбинированные олифы марок К2, К4, К12, К11, для красок, применяемых только для внутренних работ.

Олифа "Оксоль В" применяют для разведения до рабочей вязкости густотертых масляных красок ПВ только для внутренних работ.

ЛМС (олифа полимеризованная) является заменителем натуральной олифы и применяется как для внутренних, так и для наружных окрасок.

Глифталиевая олифа изготавливается из растительного масла, глицерина и др. Содержание растворителя не более 50%. Пентафталевая олифа также изготавливается из алкидной смолы.

Искусственные олифы (синтол, карбоноль и др.) либо не содержат растительных масел совсем, либо содержат в небольших количествах. По качеству они значительно уступают натуральной олифе и оксоли.

Алкидные олифы - это растворы алкидных смол модифицированные маслами. Они бывают глифталевые, пентафталевые и ксифталевые. К прочим олифам относятся так называемые искусственные олифы, в том числе безмасляные на основе продуктов полимеризации углеводородов нефти, сланцев, рыбьих жиров и т.д.

Таким образом, масляные краски представляют собой смесь пигментов, наполнителей (тальк, сернокислый барий, барит) и олифы.

По ГОСТам выпускаются масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):

·   МА-021 - на натуральной олифе;

·   МА-025 - на комбинированной олифе;

·   ГФ-023 - на глифталевой олифе;

·   ПФ-024 - на пентафталевой олифе.

Цифра 2 указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей.

Готовые к употреблению краски поступают в продажу расфасованными в емкости 0,5- 3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м .кв. поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует строго придерживаться этих указаний. Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайт-спиритом, скипидаром, керосином и т. п.

Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):

·   под слоновую кость (200 г/м.кв.);

·   палевая (160 г/м.кв.);

·   бежевая (120 г/м.кв.);

·   фисташковая (135 г/м.кв.);

По материалам сайта: http://www.bronepol.ru